Н. Носов-Федина задача
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Саранчук Анна Васильевна

Конспект урока по теме "Н. Носов-Федина задача".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n._nosov-fedina_zadacha.docx633.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Учитель начальных классов: Саранчук Анна Васильевна

УМК «Школа России»

Класс: 3

Тема: Н.Н. Носов «Федина задача».

Тип урока: открытие нового знания

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».

Планируемые результаты:

Предметные:

-познакомятся с рассказом Н.Н. Носова «Федина задача»;

-выделять главную мысль произведения;

-характеризовать героя произведения по его поступкам.

Метапредметные:

познавательные:

-проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения;

-продолжать формировать навыки работы с текстом;

-уметь выражать свое отношение к героям, их поступкам.

регулятивные:

-читать в соответствии с целью чтения (по ролям, выразительно и пр.);

-уметь контролировать и оценивать свою деятельность.

коммуникативные:

-находить нужную информацию через беседу со взрослыми;

-уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

-уметь грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме.

Личностные:

-принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

Оборудование урока: компьютер, аудио рассказ, проектор, презентация, текст, учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

выставка книг Н. Носова, журналы "Мурзилка"

План урока:

Этап урока

Время

1.

Организационное начало.

1 мин

2.

Речевая разминка.

3 мин

3.

Проверка домашнего задания.

5 мин

4.

Формулировка темы и цели урока.

5 мин

5.

Работа по теме урока.

10 мин

6.

Физкультминутка.

2 мин

7.

Продолжение работы по теме урока.

15 мин

8.

Итог урока.

2 мин

9.

Рефлексия.

1 мин

10.

Домашнее задание.

1 мин


Ход урока

  1. Организационное начало.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Проверьте, пожалуйста, свою готовность. На парте должны лежать учебник, тетрадь, пенал, листик, дневник.

- Все готовы? Смотрю, какая колонка быстрее всех подготовилась. Садится тихонько 3 колонка, теперь тихонько 1, затем 2.        

(Дети проверяют готовность к уроку. Встают около парт, затем садятся.)

  1. Речевая разминка

-Прочитайте скороговорку:

Ах, вы сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

- Давайте сначала прочитаем ее медленно.

Один ученик читает медленно.

-Давайте попробуем ее прочитать с грустной интонацией.

Читает ученик.

-А теперь попробуем с веселой интонацией.

-Теперь прочитаем с ускорением.

Один-два ученика читают.

  1. Проверка домашнего задания

-О каком авторе мы разговаривали на прошлом уроке?

-С каким его произведением познакомились?

- Как ребята проявили себя в путешествии?

-Какая главная мысль у рассказа?

  1. Формулировка темы и цели урока.

-Посмотрите на слайд. Прочитайте загадку.

Шляпа голубая,

Жёлтые штанишки,

В городе Цветочном -

Главный хвастунишка.

Много приключений

С ним происходило,

Но признаться стоит,

Этот мальчик милый.

Кто же это? Отгадай-ка!

Малыша зовут....

(Незнайка.)

- Какие книги вы про Незнайку читали?

- Вспомните, кто автор этих сказок? .

Дети отвечают.

-Правильно Н.Н. Носов.

-Как вы думаете, и о каком же авторе мы будем сегодня говорить?

(Н.Н. Носове.)

-Правильно. А вот о каком его произведении, вы сейчас узнаете.

-Посмотрите на слайд.

-Отгадайте анаграмму.

ачадаз анидеф

Дети угадывают.

-Молодцы, угадали.

-Кто может сформулировать тему урока?

-А кто нам поможет сформулировать цель урока?

Ответы детей.

  1. Работа по теме урока.

-Посмотрите на слайд.

1.        Знакомство с творчеством и биографией Н.Н. Носова

-Родился Носов на Украине в городе Киеве. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.

Носов был человеком необщительным, замкнутым. О себе Николай Николаевич написал: «В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, потом стал детским писателем».

Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.

Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.

Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы.

Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.

Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

-Кем мечтал стать Носов?

-Сколько профессий он сменил?

-Для кого начал писать рассказы Носов?

Ответы детей.

2. Знакомство с произведением Н.Н. Носова «Федина задача».

- Откройте стр. 164 в учебнике. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?

-Когда мы будем читать произведение, вам попадутся незнаковые для вас слова.

-Чтобы хорошо понимать текст, разберем такие слова.

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Титулярный советник – гражданский чин 9 класса

Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

Борзая – быстрая.

Репродуктор – устройство для громкого воспроизведения звука.

-Сейчас мы немного отдохнем. А потом продолжим работать над текстом.

  1. Физкультминутка

- Я прочитаю  вам высказывания. Если оно верное, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то поднимаете обе руки вверх.

  1. Когда садишься делать уроки, нужно погромче включить телевизор.
  2. При чтении задачи не нужно слушать песни.
  3. Кроме  тетрадей на столе должен лежать мяч.
  4. Нужно решать задачу, пока её не решишь до конца.
  5. Если не получается решить задачу можно попросить помочь друга.
  6. Не надо делать домашнее задание дома, можно списать у друга в школе.

  1. Продолжение работы по теме.

- Сейчас мы прослушаем аудио рассказ «Федина задача». Слушайте внимательно, следите за текстом.

Аудио рассказ (до слов: "и сел за стол … ").  

-Откуда пришёл Федя?

-Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки»?

- А что же сделал, Федя?

-Что можно сказать про Федю?

-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?

Поднимите руки.

Аудио рассказ (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…").

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа?

-А как бы вы поступили?

-Как будут развиваться события дальше? Предположите.

Аудио рассказ  (до конца текста).

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши?

-Почему Федя не мог решить задачу?

-Чем заканчивается рассказ?

-Кому понравился рассказ? Чем?

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

 Прочитайте пословицу на слайде.

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

-Как вы её понимаете?

-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

-О чем вы задумались, прочитав рассказ?

-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

-Чему учит рассказ Н. Н. Носова?

Самостоятельная работа с взаимопроверкой в парах.

-Возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. Подпишите их.

Прочитайте, что написано?

(События рассказа)

-Правильно, вам даны события рассказа, но в неправильном порядке. Вам нужно восстановить порядок событий и проставить правильно цифры.

  1. Из репродуктора послышались звуки рояля.
  2. Дома никого не было.
  3. Он отрегулировал репродуктор.
  4. Пойду лучше к Юре Сорокину.
  5. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.

-Итак, работу закончили. Обменялись с соседом по парте. И теперь будем проверять. Если событие поставлено правильно, то ставьте +. Затем посчитайте сколько + и напишите число.

-И сдайте листочки мне.

  1. Итог урока

- Какая была цель урока?

- Вы её достигли?

- Чему вас научил рассказ?

  1. Рефлексия

-Кому было трудно и не интересно на уроке, поднимите руки.

-А кому было не сложно и интересно на уроке?

(Дети поднимают руки, в зависимости от своих интересов.)

  1. Домашнее задание

-Домашнее задание будет: сочинить рассказ «Федя у друга».


Использованная литература:

  1. https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-n-nosov-fiedina-zadacha-litieratur.html 
  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/02/16/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-3-klass-nosov-fedina
  3. Учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, УМК «Школа России»

https://ja-uchenik.ru/uploads/files/chtenie3-1.pdf

  1. Аудио текст

https://deti-online.com/audioskazki/rasskazy-nosova-mp3/fedina-zadacha/


Тема до …


Данная тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения Н. Н. Носов "Федина задача"

Познакомиться с произведением Н. Н. Носова «Федина задача». Провести исследование творчества Н. Н. Носова. Развивать выразительное чтение. ...

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Н.Н. Носов. "Федина задача"

Данный урок литературного чтения формирует у детей читательскую самостоятельность, развивает образное и логическое мышление, расширяет кругозор школьников. Разнообразные виды деятельности развивают...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ Н.НОСОВ "ФЕДИНА ЗАДАЧА" 3 КЛАСС

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ Н.НОСОВ "ФЕДИНА ЗАДАЧА"...

Н.Носов "Федина задача"

Урок литературного чтения в 3 классе знакомит с новым произведением Н.Н.Носова «Федина задача», даёт представление о сатире и юморе, показывает их назначение и отличия....

Урок по теме Н.Н.Носов «Федина задача».

Урок  по  литературному  чтению  в  3 классе                УМК «Школа 2100...

Урок литературного чтения Н.Н Носов "Федина задача"

Урок литературного чтенияТема: Н. Н. Носов. «Федина задача»Учебник: Родная речь – В. Г. Горецкий, 3 классТип урока: урок открытия нового знанияЦели:...

Открытый урок чтения 3 класс Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»

                          Открытый урок чтения 3 класс...