Рабочая программа по чтению 2 класс (УМК "Школа России, 2021/2022 учебный год)
рабочая программа по чтению (2 класс)
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 97.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (образовательная система «Школа России»). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
- Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Учебник. Литературное чтение 2 класс. - М.: Просвещение 2017,2018.
Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников образовательной системы «Школа России».
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
- отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения.
В рамки предмета «Литературное чтение» включен материал учебного предмета «Литературное чтение на родном языке». В качестве родного языка изучается русский язык.
Обучение литературному чтению на родном языке совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Цели изучения материала предмета «Литературное чтение на родном языке»:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Важнейшими задачами являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (второй год обучения в общеобразовательной школе).
Рабочая программа по литературному чтению предназначена для учащихся 2б класса. В классе 22 ученика. Из них 10 девочек и 12 мальчиков.
Результаты итоговой диагностики усвоения предметных результатов обучения на конец первого класса выявили, что:
- 40% учеников усвоили программный материал по предмету на высоком уровне;
- 46% учеников усвоили программный материал по предмету на среднем уровне;
- 14% учеников усвоили программный материал по предмету на удовлетворительном уровне.
В данном классе обучается 1 ребенок по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вид, вариант 2), 2 ребёнка (VII вид, вариант 2).
В соответствии с учебным планом ОО предмет «Литературное чтение» изучается во 2 классе по 4 часа в неделю (136 часов в год).
В связи с тем, что 09.03. являются праздничными днями, прохождение учебного материала обеспечивается за счёт объединения тем: тема урока №94 «В. Осеева «Волшебное слово» с темой урока №95 «В. Осеева «Хорошее», «Почему?».
В связи с тем, что 10.05. является праздничным днём, прохождение учебного материала обеспечивается за счёт сокращения часов на изучение темы уроков №126 и №127 «Ш. Перро «Красная Шапочка» (вместо 2 часов 1 час).
При реализации рабочей программы учитываются результаты внешней оценки образовательных достижений обучающихся 1-х классов по чтению в соответствии с ФГОС НОО в 2020 году.
Анализ результатов выполнения мониторинговой работы позволил составить реестр затруднений учащихся.
При реализации рабочей программы учитываются результаты внешней оценки образовательных достижений обучающихся 1-х классов по математике в соответствии с ФГОС НОО в 2020 году.
Анализ результатов выполнения мониторинговой работы позволил составить реестр затруднений учащихся.
№ п/п | № зад | Блок содержания | Контролируемое предметное знание/умение | Уровень сложности | % выполнения заданий |
1 | 9 | Задания с кратким ответом | Умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде, сделать на основе прочитанного несложный вывод | Повышенный | 50 |
2 | 10 | Задания с развёрнутым ответом | Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста | Повышенный | 18 |
На основании результатов анализа мониторинга образовательных достижений обучающихся 1-х классов по чтению в соответствии с ФГОС НОО в 2020 году, с целью успешного достижения учащимися планируемых результатов обучения по предмету большое внимание на уроках литературного чтения будет уделено формированию умения выделять последовательность событий в тексте.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя
- при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых
ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учителя;
- составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки),
- особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
- Содержание учебного предмета
В соответствии с учебным планом на изучение литературного чтения во 2 классе при пятидневной учебной неделе выделено 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов в год.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.
Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Тематика
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Читателю. Р. Сеф.
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (17 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (10 ч)
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
И в шутку и всерьез (14 ч)
Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»; Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (14 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»).
Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников.
Используемые методы обучения:
- по источнику знаний:
- практические методы: опыты, упражнения и др.;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
- работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
- видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
- работа с индивидуальными ученическими нетбуками.
- по типу познавательной деятельности
- объяснительно-иллюстративные методы;
- репродуктивные;
- методы проблемного изложения;
- частично поисковые методы;
- исследовательские.
- по дидактическим целям:
- методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
- методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Используемые технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология деятельностного метода;
- дифференциация обучения;
- информационно-коммуникативные технологии;
- проектная деятельность;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «Портфолио».
Типы и формы организации уроков
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
Мотивационный этап.
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
Первичное закрепление нового знания.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Включение в систему знаний и умений.
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
Обобщение выявленных затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
Включение в систему знаний и умений.
Осуществление рефлексии.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
Самоопределение.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Реализация выбранного проекта.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
Фиксирование локальных затруднений.
Создание плана по решению проблемы.
Реализация на практике выбранного плана.
Обобщение видов затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
Решение задач творческого уровня.
Рефлексия деятельности.
Формы уроков для каждого типа урока
№ п/п | Тип урока по ФГОС | Формы уроков |
1 | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа |
2 | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок |
3 | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование |
4 | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы |
При реализации образовательной программы по предмету используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации дистанционных образовательных технологий может осуществляться дистанционное и электронное обучение, синхронное и асинхронное обучение. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Дистанционное обучение предполагает общение учителя и обучающихся в реальном времени (например, на видеоконференции).
Электронное обучении - учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени.
Синхронное обучение - форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь).
Асинхронное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).
Модели реализации обучения с применением дистанционных
(электронных) технологий
В зависимости от условий возможна реализация одной из четырех моделей дистанционного (электронного) обучения:
Модель/ Условия | Устройство (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон) | Интернет |
Модель 1 | ||
Модель 2 | x | |
Модель 3 | x | |
Модель 4 | x | x |
Модель 1.
При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:
- учебники и пособия на бумажных носителях;
- учебники и пособия в электронном формате;
- электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);
- федеральные и региональные образовательные телеканалы;
- платформы для организации онлайн-уроков.
Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:
- дистанционных уроков (видеоконференций);
- электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты);
- уроков на образовательных телеканалах;
- самостоятельной работы ученика.
Модель 2.
При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:
- учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
- образовательные телеканалы;
- инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или соседей.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; уроки на образовательных телеканалах.
Модель 3.
При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
- учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
- учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);
- инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
- образовательные телеканалы.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.
Модель 4.
При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
- учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
- образовательные телеканалы;
- инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями, уроки на образовательных телеканалах.
При обучении предмету может быть реализовано гибридное обучение. Гибридное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой часть участников процесса обучения находится в школе, а часть - дома.
Реализуются четыре формы организации образовательного процесса:
- учитель - в классе (на дистант переведен только один класс), обучающиеся - дома;
- учитель - дома (учитель в группе риска), обучающиеся - в классе, ассистент учителя - в классе;
- учитель - в классе, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома (соблюдают самоизоляцию после поездки);
- учитель - дома, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома, ассистент учителя - в классе.
Целесообразен переход на гибридные форматы обучения в следующих случаях:
- часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или по предписанию врачей);
- дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья хочет минимизировать контакты;
- обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 60 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.).
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Количество часов | Дата урока | Характеристика деятельности учащихся. |
Самое великое чудо на свете (4 ч) | ||||
1-2 | Введение. Знакомство с учебником. Самое великое чудо на свете. | 2 | 01.09 02.09 | Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения .Определять эмоциональный характер текста. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ориентироваться в учебнике; различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация. |
3 | Библиотеки. | 1 | 03.09 | |
4 | Книги. | 1 | 06.09 | |
Устное народное творчество (15 ч) | ||||
5 | Устное народное творчество | 1 | 08.09 | Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Пересказывать текст с опорой на картинку; владеть понятием «действующее лицо». Определять эмоциональный характер текста. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).Выполнять словесное рисование картин природы. Ориентироваться в учебнике; различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация Участвовать в диалоге при обсуждении темы урока Знать народные загадки. |
6 | Русские народные песни | 1 | 09.09 | |
7 | Входная контрольная работа. | 1 | 10.09 | |
8 | Проверка сформированности техники чтения. | 1 | 13.09 | |
9 | Потешки и прибаутки. | 1 | 15.09 | |
10 | Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки, пословицы, поговорки. | 1 | 16.09 | |
11 | Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…». | 1 | 17.09 | |
12 | Сказка «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | 20.09 | |
13 | Сказка «У страха глаза велики» | 1 | 22.09 | |
14 | Сказки «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль» | 1 | 23.09 | |
15 | Сказка «Каша из топора» | 1 | 24.09 | |
16 | Сказка «»Гуси-лебеди» | 1 | 27.09 | |
17 | Сказка «Гуси-лебеди» | 1 | 29.09 | |
18 | Викторина по сказкам | 1 | 30.09 | |
19 | КВН «Обожаемые сказки» | 1 | 01.10 | |
Люблю природу русскую. Осень (8 ч) | ||||
20 | Люблю природу русскую. Осень | 1 | 04.10 | Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.). Осознанно читать произведения, пересказывать текст. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного. Относить объекты к известным понятиям. Оценивать свой ответ. . |
21 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной» | 1 | 06.10 | |
22 | К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» | 1 | 07.10 | |
23 | А. Фет «Ласточки пропали..» | 1 | 08.10 | |
24 | «Осенние листья» - тема для поэтов | 1 | 11.10 | |
25-26 | В. Берестов «Хитрые грибы». М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин, «Сегодня так светло кругом» | 2 | 13.10 14.10 | |
27 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» | 1 | 15.10 | |
Русские писатели (14 ч) | ||||
28 | А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» | 1 | 18.10 | Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения или других источников. Толковать и разграничивать значение звучащего слова. Подтверждать аргументы фактами. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Анализировать поэтические тексты, средства художественной выразительности в них. Высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам. |
29 | Стихи А. Пушкина | 1 | 20.10 | |
30 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | 1 | 21.10 | |
31 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 22.10 | |
32-33 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщение по теме «Сказки Пушкина» | 2 | 25.10 27.10 | |
34 | И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» | 1 | 28.10 | |
35 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | 1 | 29.10 | |
36 | Л. Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | 08.11 | |
37 | Л. Толстой «Филипок» | 1 | 10.11 | |
38 | Л. Толстой «Филипок» | 1 | 11.11 | |
39 | Л. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже» | 1 | 12.11 | |
40 | Веселые стихи | 1 | 15.11 | |
41 | Обобщение по разделу «Русские писатели» | 1 | 17.11 | |
О братьях наших меньших (12 ч) | ||||
42 | О братьях наших меньших | 1 | 18.11 | Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения или других источников. высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.Осознавать роль языка и речи в жизни людей. «Проживать» текст, выражать свои эмоции. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать |
43 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила-была собака» | 1 | 19.11 | |
44 | В. Берестов «Кошкин щенок» | 1 | 22.11 | |
45 | Домашние животные | 1 | 24.11 | |
46 | М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | 25.11 | |
47 | М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | 26.11 | |
48 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | 29.11 | |
49 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | 01.12 | |
50 | Б. Житков «Храбрый утенок» | 1 | 02.12 | |
51 | В. Бианки «Музыкант» | 1 | 03.12 | |
52 | В. Бианки «Сова» | 1 | 06.12 | |
53 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | 1 | 08.12 | |
Люблю природу русскую. Зима (8 ч) | ||||
5455 | Люблю природу русскую. Зима Стихи о первом снеге.. | 2 | 09.12 10.12 | |
56 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 | 13.12 | |
57 | С. Есенин «Поет зима – аукает..», «Береза» | 1 | 15.12 | Принимать образ «хорошего ученика». Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения или других источников. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. Поддержать диалог, вступать в дискуссию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных статей из журналов. Оценивать свой ответ; самостоятельно оценивать свои достижения. |
58 | Сказка «Два Мороза» | 1 | 16.12 | |
59 | С. Михалков «Новогодняя быль» | 1 | 17.12 | |
60 | А. Барто «Дело было в январе…» | 1 | 20.12 | |
61 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | 1 | 22.12 | |
62 | Игра «Поле чудес» | 1 | 23.12 | |
Из детских журналов(9 ч)
| ||||
63-64 | Из детских журналов Д. Хармс «Игра» | 2 | 24.12 27.12 | Принимать образ «хорошего ученика». Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения или других источников. Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.Оценивать свой ответ; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения . |
65 | Д. Хармс «Вы знаете?..» | 1 | 10.01 | |
66 | Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи» | 1 | 12.01 | |
67 | Д. Хармс «Что это было?» | 1 | 13.01 | |
68 | Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | 1 | 14.01 | |
69 | Ю. Владимиров «Чудаки» | 1 | 17.01 | |
70 | А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка» | 1 | 19.01 | |
71 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» | 1 | 20.01 | |
Писатели – детям (17 ч) | ||||
72 | Писатели – детям | 1 | 21.01 | Принимать образ «хорошего ученика». Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения или других источников. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять последовательность событий в произведении. |
73 | К. Чуковский «Путаница» | 1 | 24.01 | |
74 | К. Чуковский «Радость» | 1 | 26.01 | |
75 | К. Чуковский «Федорино горе» | 1 | 27.01 | |
76 | К. Чуковский «Федорино горе» | 1 | 28.01 | |
77 | С. Маршак «Кот и лодыри» | 1 | 31.01 | |
78 | С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | 1 | 02.02 | |
79 | С. Михалков «Мой щенок» | 1 | 03.02 | |
80 | А. Барто «Веревочка» | 1 | 04.02 | |
81 | А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | 1 | 07.02 | |
82 | А. Барто «Вовка – добрая душа» | 1 | 09.02 | |
83 | Н. Носов «Затейники» | 1 | 10.02 | |
84 | Н. Носов «Живая шляпа» | 1 | 11.02 | |
85 | Н. Носов «Живая шляпа» | 1 | 14.02 | |
86 | Н. Носов «На горке» | 1 | 16.02 | |
87 | Н. Носов «На горке» | 1 | 17.02 | |
88 | Обобщение по разделу «Писатели – детям» | 1 | 18.02 | |
Я и мои друзья (10 ч) | ||||
89 | Я и мои друзья | 1 | 21.02 | Принимать образ «хорошего ученика». Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Прогнозировать содержание раздела. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения или других источников. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Определять последовательность событий в произведении. |
90 | Стихи о дружбе и обидах | 1 | 24.02 | |
91 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | 25.02 | |
92 | Ю. Ермолаев «два пирожных» | 1 | 28.02 | |
93 | В. Осеева «Волшебное слово» | 1 | 02.03 | |
94 | В. Осеева «Волшебное слово» | 1 | 03.03 | |
95-96 | В. Осеева «Хорошее», «Почему?» | 2 | 04.03 09.03 | |
97-98 | В. Осеева «Почему?» Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | 2 | 10.03 11.03 | |
Люблю природу русскую. Весна (10 ч) | ||||
99 | Люблю природу русскую. Весна | 1 | 14.03 | Принимать образ «хорошего ученика». Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Понимать причины успеха в учебной деятельности, понимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других. Определять последовательность событий в произведении. Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Иметь мотивацию к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Придумывать продолжение стихотворения. Передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Планировать своё действие в соответствии с 22.03поставленной задачей. |
100 | Стихи Ф. Тютчева о весне | 1 | 16.03 | |
101 | Стихи А. Плещеева о весне | 1 | 17.03 | |
102 | А. Блок «На лугу» | 1 | 18.03 | |
103 | С. Маршак «Снег теперь уже не тот» | 1 | 28.03 | |
104 | И. Бунин «Матери» | 1 | 30.03 | |
105 | А. Плещеев «В бурю» | 1 | 31.03 | |
106 | Е. Благинина «Посидим в тишине» | 1 | 01.04 | |
107 | Э. Мошковская «Я маму обидел…» | 1 | 04.04 | |
108 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | 1 | 06.04 | |
И в шутку и всерьез (14 ч) | ||||
109 | И в шутку и всерьез | 1 | 07.04 | |
110 | Б. Заходер «Что красивей всего?», «Товарищам детям» | 1 | 08.04 | Принимать образ «хорошего ученика». Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения Уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определять эмоциональный характер текста. Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей. Прогнозировать содержание читаемого. Характеризовать поступки героев, используя слова с противоположными значениями. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений. Планировать виды работ с текстом. |
111 | Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха | 1 | 11.04 | |
112 | Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха | 1 | 13.04 | |
113 | Э. Успенский «Чебурашка» | 1 | 14.04 | |
114 | Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой» | 1 | 15.04 | |
115 | Стихи Э. Успенского | 1 | 18.04 | |
116 | Стихи В. Берестова | 1 | 20.04 | |
117 | Стихи И. Токмаковой | 1 | 21.04 | |
118 | Г. Остер «Будем знакомы» | 1 | 22.04 | |
119 | Г. Остер «Будем знакомы» | 1 | 25.04 | |
120 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | 27.04 | |
121-122 | В. Драгунский «Тайное становится явным». Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез». | 2 |
28.04 29.04 | |
Литература зарубежных стран (14 ч) | ||||
123-125 | Литература зарубежных стран. Ш. Перро «Кот в сапогах» | 3/2 | 02.05 04.05 05.05 | Принимать образ «хорошего ученика». Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определять эмоциональный характер текста. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию. Использовать знаково-символических средства представления информации о книгах. Объяснять значение незнакомых слов. |
126-127 | Ш. Перро «Красная шапочка» | 2/1 | 06.05 10.05 | |
128-129 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 2 | 11.05, 12.05 | |
130-131 | Американская и английская народные песенки. Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети…» | 2 | 13.05 16.05 | |
132 | Итоговая контрольная работа | 1 | 18.05 | |
133 | Проверка сформированности техники чтения. | 1 | 19.05 | |
134 | Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | 20.05 | |
135 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» | 1 | 23.05 | |
136 | КВН «Цветик - семицветик» | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Литературное чтение" УМК "Школа России", 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое плантрование уроков литературного чтения в 1 классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа Литературному чтению на родном (русском) языке 2-4 класс Школа России 2021\2022
РП по УМК "Школа России" 1 час в неделю (34 учебных недели)...
Рабочая программа Родному (русскому) языку 1-4 класс Школа России 2021\2022
РП по предмету. 1 час в неделю (1кл - 33 недели, 2,3,4 - 34 недели) Школа России...
Рабочие программы 1 класс "Школа России" 2021-2022 учебный год
Рабочие программы для 1 класса по предметам....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Обучение грамоте» на 2021-2022 учебный год 1 класс Образовательная система: «Гармония»
Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и послед.Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу ...
Рабочие программы по предметам 1 класс Школа России 2021-2022
Рабочие программы по предметам 1 класс Школа России...
Рабочие программы 2 класс.Школа России. 2021-2022
Рабочие программы 2 класс.Школа России. 2021-2022...