Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
методическая разработка по чтению (2 класс)
Методическая разработка к уроку литературное чтение во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_a.s.pushkin_skazka_o_rybake_i_rybke_2_klass.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по программе ПНШ
Учителя начальных классов Дубровской Натальи Юрьевны
Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель урока: найти сходство сказки А.С.Пушкина и народных сказок, поговорить о главных героях сказки.
Задачи урока:
- Проанализировать сюжетную линию
- Выделить отличительные особенности сказки (волшебство, помощники, повторы, магическое число)
- Дать характеристику старухи и проследить, как изменяется эмоциональная окраска повторов
- Ответить на главный вопрос: Почему рыбка в конце сказки не исполнила желание старухи? Что этим нам хотел сказать автор?
Оборудование:
портрет А. С. Пушкина, пословицы, шаблоны золотых рыбок для викторины ,карточки с заданиями, выставка книг со сказками А. С. Пушкина, русские народные сказки, проектор, кадры из мультфильма, учебник Н.А.Чуракова Литературное чтение 2 класс (часть1)
Ход урока:
1. Объявление темы урока.
- А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»… А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения )
- Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? («Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…», «Сказка о рыбаке и рыбке» - и показываются книги)
- Сегодня на уроке мы будем исследовать «Сказку о рыбаке и рыбке», проследим за сюжетом, попробуем найти сходство сказки А.С.Пушкина и народных сказок, поговорим о главных героях сказки.
2. Подготовка к разбору сказки.
- Вы уже познакомились со сказкой. Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру-викторину
Все ученики делятся на 4 команды по 5-6 человек в группе . По очереди представитель каждой группы «ловит» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, читая его на обороте. За правильный ответ – забирают рыбку. Подсчет рыб.
- Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
- Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)
- С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
- С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
- Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
- Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
- В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
- Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
- Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
- Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
- Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
- Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
- Где в итоге, хотела жить старуха? (Окияне моря)
- Давайте, теперь посмотрим какие книг принесли Вы. Ребята показывают русские народные сказки. Кратко рассказывают сюжет, если кто-то забыл.
- Подумайте и скажите, что у них в сюжете общего?
В процессе обсуждения открываются на доске записи: волшебство (1команда), волшебный помощник (2команда), повторение сюжета (3команда), магическое число (4команда ). Каждая команда заполняет свою часть таблицы.
3. Разбор сюжета.
- Есть ли в сказке Пушкина волшебство или волшебный помощник? (да, это золотая рыбка и всё, что она делает).
- В чём её особенности? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)
- Чтобы выяснить, есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина, перечитаем ещё раз части сказки, выделенные цветом.
- Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки)
- Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря) Работа с таблицей по группам. Каждая группа заполняет таблицу.
- Проследим за этими изменениями.
Желания старухи | Отношение к старику | Настроение моря |
- Как происходит смена состояния моря? (в худшую сторону)
- Почему? (рассуждения учеников)
- Какой цвет вы выбрали бы для каждой части? Почему? (рассуждения учеников)
- Как просит старуха?
- А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, «молвит ласковое слово, с поклоном»)
- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)
- Как вы думаете, какие из предложенных качеств присущи старухе, а какие старику? Почему?
Каждой группе выдается набор слов и таблица для заполнения.
На доске проектор высвечивает запись:
ум жадность злость глупость щедрость
доброта честность гордыня смелость
упрямство надёжность настойчивость
старуха | старик |
(Сопоставление качеств старика и старухи. Вывод ).
- Существует ли повторение сюжета в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (да, но постоянно меняется эмоциональная окраска)
- Какие магические числа присутствуют в сказке Пушкина? (30 лет и 3 года, 3 раза закинул невод)
4. Подведение итогов.
- Сделаем вывод: есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (да)
- В чем сходство? (ответы групп)
- Какая есть другая русская народная сказка, где рыбка исполняет желания? («По щучьему веленью, по моему хотенью».) Какой итог этой сказки?
- Прочитайте, пословицы. Что не так? Измените, чтобы появился смысл. Объясните. Какая из этих пословиц подходит? (задание на карточки, обсуждение в команде)
Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.
Не всё то золотая рыбка, что блестит.
Мала золотая рыбка, да дорогая.
- Почему в конце сказки рыбка не стала помогать, а просто молча уплыла? Что этим нам хотел сказать автор?
Рефлексия
- А вы бы в такой же ситуации отпустили бы рыбку или загадали желания? Если отпустили бы, то почему? Предлагается каждому ученику взять шаблон рыбки и написать своё желание. Кто хочет может прочитать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....
Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"
Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...
Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс
Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...
Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель методической работы – раскрыть особенности формирования творческой свободы дошкольников и младших школьников на уроках изобразительного искусства...
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....