Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
методическая разработка по чтению (2 класс)

Методическая разработка к уроку литературное чтение во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по программе ПНШ

Учителя начальных классов Дубровской Натальи Юрьевны

Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель урока: найти  сходство сказки А.С.Пушкина и народных сказок,  поговорить о главных героях сказки.

Задачи урока: 

  • Проанализировать сюжетную линию
  • Выделить отличительные особенности сказки (волшебство, помощники, повторы, магическое число)
  • Дать характеристику старухи и проследить, как изменяется эмоциональная окраска повторов
  • Ответить на главный вопрос: Почему рыбка в конце сказки не исполнила желание старухи? Что этим нам хотел сказать автор?

Оборудование: 

портрет  А. С. Пушкина, пословицы, шаблоны золотых рыбок для викторины ,карточки с заданиями, выставка книг со сказками А. С. Пушкина, русские народные сказки, проектор, кадры из мультфильма, учебник Н.А.Чуракова  Литературное чтение 2 класс (часть1)

Ход урока:

1. Объявление темы урока.

- А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»… А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения )

- Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? («Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…», «Сказка о рыбаке и рыбке» -  и показываются книги)

- Сегодня на уроке мы будем  исследовать «Сказку о рыбаке и рыбке», проследим за сюжетом, попробуем найти  сходство сказки А.С.Пушкина и народных сказок,  поговорим о главных героях сказки.

2. Подготовка к разбору сказки.

- Вы уже познакомились со сказкой.  Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру-викторину

Все ученики делятся на 4 команды по 5-6 человек в группе . По очереди представитель каждой группы «ловит» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, читая его на обороте. За правильный ответ – забирают рыбку. Подсчет рыб.

  1. Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
  2. Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)
  3. С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
  4. С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
  1. Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
  2. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
  3. В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
  4. Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
  5. Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
  6. Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
  7.  Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
  8. Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
  9. Где в итоге, хотела жить старуха? (Окияне моря)

- Давайте, теперь посмотрим  какие книг принесли Вы. Ребята показывают русские народные сказки. Кратко рассказывают сюжет, если кто-то забыл.

- Подумайте и скажите, что у них в сюжете общего?

  В процессе обсуждения открываются на доске записи: волшебство (1команда), волшебный помощник (2команда), повторение сюжета (3команда), магическое число (4команда ). Каждая команда заполняет свою часть таблицы.

3. Разбор сюжета.

- Есть ли в сказке Пушкина волшебство или волшебный помощник? (да, это золотая рыбка и всё, что она делает).

- В чём её особенности? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом,  исполняет желания)

- Чтобы выяснить, есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина, перечитаем ещё раз части сказки, выделенные цветом.

- Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки)

- Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря) Работа с таблицей по группам. Каждая группа заполняет таблицу.

- Проследим за этими изменениями.

Желания старухи

Отношение к старику

Настроение моря

- Как происходит смена состояния моря? (в худшую сторону)

- Почему? (рассуждения учеников)

- Какой цвет вы выбрали бы для каждой части? Почему? (рассуждения учеников)

- Как просит старуха?

- А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, «молвит ласковое слово, с поклоном»)

- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)

- Как вы думаете, какие из предложенных качеств присущи старухе, а какие старику? Почему?

Каждой группе выдается набор слов и таблица для заполнения.

На доске проектор высвечивает запись:

ум   жадность   злость   глупость   щедрость

доброта   честность   гордыня   смелость

упрямство   надёжность   настойчивость

старуха

старик

(Сопоставление  качеств старика и старухи. Вывод ).

- Существует ли повторение сюжета в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (да, но постоянно меняется эмоциональная окраска)

- Какие магические числа присутствуют в сказке Пушкина? (30 лет и 3 года, 3 раза закинул невод)

4. Подведение итогов.

- Сделаем вывод: есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (да)

- В чем сходство? (ответы групп)

- Какая есть другая русская народная сказка, где рыбка исполняет желания? («По щучьему веленью, по моему хотенью».) Какой итог этой сказки?

- Прочитайте, пословицы. Что не так? Измените, чтобы появился смысл. Объясните. Какая из этих пословиц подходит? (задание на карточки, обсуждение в команде)

Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.

Не всё то золотая рыбка, что блестит.

Мала золотая рыбка, да дорогая.

- Почему в конце сказки рыбка не стала помогать, а просто молча уплыла? Что этим нам хотел сказать автор?

 Рефлексия

- А вы бы в такой же ситуации отпустили бы рыбку или загадали желания? Если отпустили бы, то почему? Предлагается каждому ученику взять шаблон рыбки и написать своё желание. Кто хочет может прочитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....