ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
статья по чтению

Сечкина Лариса Викторовна

Наглядность – это один из компонентов целостной системы обучения, который влияет на качество усвоения изучаемого материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_attestatsii_statya.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

     

 ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

           НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА    ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Наглядность – это один из компонентов целостной системы обучения, который влияет на качество усвоения изучаемого материала.

Изучением и применением наглядности занимались Я.А. Коменский,И.Г. Песталоцци, Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.

Исходя из того, что мышление детей младшего школьного возраста является наглядно-образным то использование иллюстративного материала будет способствовать более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей событий текста и реальной жизни, так как обеспечивает разностороннее, полное формирование образа или понятия.

 Кроме того, работа с иллюстративным материалом содействует:

  • выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям,
  • повышает интерес к изучаемому материалу,
  • делает более легким процесс его усвоения,
  • поддерживает внимание ребенка,
  • активизирует учащихся.

К иллюстрациям относят не только рисунки, но и карты, схемы, таблицы,.. компьютерная графика и анимация.

Существуют разные классификации иллюстраций

Например: по жанрам, по соотношению иллюстраций с текстом, по дидактическим функциям и др.:

Выделяются основные дидактические функции учебных иллюстраций.

1) Иллюстрация может работать как пояснение текста.

2) Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.

3) Иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.

4) Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.

5) Учебная иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности.

Иллюстративный материал должен быть подобран по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

На уроках литературного чтения иллюстративный материал может быть использован на любом этапе урока.

Возможности применения иллюстраций на этапе подготовки к восприятию художественного произведения.

На этом этапе иллюстрации могут быть основой рассказа учителя о биографии писателя, его семье, об истории создания произведения.

Учителю важно, чтобы его рассказ не расходился по содержанию с рядом изображений, которые воспринимают школьники, так как им интереснее то, что они видят в данную минуту, то, что изображено.

Кроме этого, на этапе подготовки к восприятию произведения в процессе анализа иллюстраций к известным текстам можно актуализировать знания младших школьников о творчестве конкретного писателя. Например, перед чтением рассказа Н.Носова «Заплатка» можно показать ученикам электронную выставку книг, включающую книги:

«Фантазеры», «Приключения Незнайки», «Витя Малеев в школе и дома»,

«Тук-тук-тук», «Веселая семейка», «Живая шляпа» и др.

В процессе рассматривания выставки учитель может организовать беседу о событиях и героях известных произведений, об отношении учеников к этим произведениям и тем самым подготовить детей к чтению нового произведения этого автора.

Для активного восприятия произведения можно применить прием прогнозирования содержания произведения по иллюстрации. Суть этого приема в том, что до чтения текста учащиеся рассматривают иллюстрацию и предполагают, что может происходить в этом произведении, кто главный герой и т.д. Гипотезы основываются на особенностях изображения и позднее проверяются в ходе чтения текста.

На этапе анализа произведения по иллюстрациям можно восстановить последовательность событий в тексте  проследить изменение поведения и характера персонажа.

Иллюстрации могут стать поводом создания проблемной ситуации. Для этого можно предложить детям соотнести иллюстрацию и текст, проверить правильность подписи к иллюстрации, выбрать более точную иллюстрацию к эпизоду.

Учителю важно организовать анализ и сравнение иллюстраций, помочь школьникам сформулировать самостоятельные мысли, а не навязывать им свои суждения. Педагог создает на уроке атмосферу учебного сотрудничества, дискуссии, не комментирует ответы детей во время обсуждения, так как все мнения и высказывания учащихся во время работы ценны. В результате этого у младших школьников исчезает страх ошибки, боязнь ,что их мнение не соответствует мнению учителя, активизируется их познавательная деятельность.

Таким образом, иллюстрации являются важным средством мотивации к чтению, корректировки и углубления понимания и переживания   младшими школьниками художественных и научно-познавательных произведений.

Важно помнить ,что иллюстрация – графическая, фоторепродукция картины, фотопортрет, фотоизображение окружающего мира (природы и общества), учебный рисунок – и её рассматривание является мощным каналом установления обратной связи между учащимися и их собеседником – писателем.

Целенаправленное и обоснованное использование иллюстративного  материала в процессе изучения художественных произведений способствует литературному образованию и личностному развитию младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры использования наглядно-дидактического и игрового материала на разных этапах урока математики.

Как можно использовать наглядно-дидактический и игровой материал при проверке домашнего задания, проведении устного счёта, повторении и закреплении пройденного, для организации контроля и самоконтроля...

Примеры применения кинезиологических упражнений на разных этапах урока.

Примеры  применения кинезиологических упражнений на разных этапах урока....

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....

Практическое применение игровых технологий на разных этапах урока в начальной школе.

Педагогические игровые технологии — это комплекс методов и приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса. Такая игра отличается четко поставленными и нап...

Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

С целью  формирования  у  обучающихся  глубокого понимания прочитанного, овладения  активными  способами чтения и приёмами работы с художественным текстом, позволяющими п...