ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по чтению
Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме коллективной мыследеятельности, состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей-способностей), на котором находится обучение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Л.Н.Исаева, учитель начальных классов
МБУ «Лицей № 67», г. Тольятти
Преподавание лингвистических дисциплин в современной школе требует инновационного подхода. К такого рода инновациям в настоящее время относят различные педагогические технологии. Академик В.М. Монахов понимает ряд педагогической технологией продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [1,с.48].
В современном российском образовании реализуется принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам учебных заведений, педагогам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Разработка различных вариантов содержания образования, использование возможностей современной дидактики способствуют повышению эффективности образовательных структур; научной разработке, практическому обоснованию новых идей и технологий.
Современному учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал сложившегося российского педагогического опыта.
Дидактические технологии являются основным условием развития учебного процесса. С их помощью реализуются как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это и самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
В начальной школе довольно остро стоит проблема обучения чтению, приучение к книге, развитие любви к чтению. Современные дети читают мало и неохотно. В условиях современного урока, который, как правило, подчинен лишь проблеме выработке навыков чтения, это невозможно. Данная работа перекладывается зачастую на уроки внеклассного чтения. Именно они, по нашему мнению, могут помочь решению указанных проблем. Однако при традиционных методиках проведения данных уроков, даже при условии использования занимательных материалов и некоторых приемов, не всегда удается достигнуть желаемого результата. На наш взгляд, решению указанных проблем могли бы помочь уроки, основанные на технологии коллективной мыследеятельности (КМД)
Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме коллективной мыследеятельности, состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей-способностей), на котором находится обучение.
Технология коллективной мыследеятельности - подвижная динамическая система, обеспечивающая непрерывное, дозированное управление взаимодействием педагога - обучаемых, с целью развития у них компетенций, в нашем случае речевых, а также читательских навыков. В нашем понимании – это не просто овладения навыками чтения, а именно навыками чтения вкупе с навыками анализа текста, критического осмысления прочитанного текста, навыками пересказа с элементами анализа и оценки, с рядом коммуникативных навыков.
В технологической деятельности (КМД) выделяется три основных этапа: исследование, проектирование, исполнение.
Исследовательский этап заключается в диагностике уровня развития деятельности, коллектива и личности. Диагностируются следующие параметры:
При изучении деятельности: цели, содержание, средства, методы, рефлексия. Результат педагогического воздействия - развитие личности, коллектива изучается специально.
При диагностике коллектива исследуется его структура, типы связей, выполнение норм (законов), общественных отношений, правил межличностных отношений (психологической совместимости и пр.).
Для личности диагностируется степень сформированности ее структуры: направленности, сознания, характера, чувства, темперамента. Определяется ее энергетический потенциал.
Так, например, при определении навыков чтения в начальной школе определяются скорость чтения, качественные параметры в связи, например, с личностными качествами учащегося. Полученные данные могут помочь в подборе приемов и методов работы с каждым отдельным учеником, в объединении их в творческие группы.
Алгоритм исследовательского этапа технологии коллективной мыследеятельности представляет собой:
а) постановку цели исследования (определяется, что конкретно в данном случае исследуется в деятельности, коллективе, личности);
б) выявление противоречий в процессе развития деятельности, коллектива, личности, затруднения, ошибки управления;
в) систематизацию противоречий и выделение главных потребностей познания и развитие рефлексивных способностей;
г) перевод противоречий в проблему (осознание причин противоречий и установление путей их исправления);
Проектировочный этап деятельности КМД производится на основе результатов диагностики и заключается в следующем:
а) определение целей педагогической и учебной деятельности ( в данном случае формирование читательских компетенций);
б)Выделение зоны поиска нового содержания (основывается на программе курса внеклассного чтения): устанавливаются имеющиеся знания, как опора нового содержания, создаются этапы поиска, четко формулируются новые знания для конкретного занятия, создаются учебные проблемы;
в) организации взаимодействия педагога - учебной группы: определяются правила КМД, которые необходимо отрабатывать и те на которые возможно опираться, методы и средства взаимодействия; моделируются объединения обучаемых: лидеры-организаторы, лидеры-идеологи, функционеры, оппозиционеры, исследователи и так далее.
Алгоритм проектировочного этапа:
а) постановка цели проектирования (на основе результата исследования);
б) проектирование предметного содержания обучения;
в) проектирование творческих групп (общественных, межличностных отношений);
г) проектирование проблемной ситуации;
д) рефлексия проектировочного такта.
Технология коллективной мыследеятельности непрерывный процесс управления развитием системы потребностей - способностей человека. Технология КМД состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на неск5олько частей, называемых в методической литературе тактами. В курсе обучения внеклассному чтению можно выделить ряд тактов:
1. ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. В ходе реализации такта происходит актуализация противоречий, определение целей, реальных способов деятельности. Например, при изучении художественных произведений, например, текстов сказок для предстоящей презентации полюбившейся сказки на уроке внеклассного чтения, ребята объединяются в коллективы, выбирают произведение, определяют способ презентации содержания, оценки героев и пр. В итоге может быть проведен интегрированный урок: «Что за прелесть эти сказки!». Это может быть и урок-викторина, и урок-путешествие, и урок-конференция. Особо следует отметить, что на подобного рода уроках активизируются различные коммуникационные навыки.
2. работа в творческих микрогруппах. Учащиеся учатся разрешать противоречия в процессе достижения целей, ищут способы деятельности, вырабатывают индивидуальную, коллективную точку зрения по изучаемой проблеме. Конечная коммуникативная цель грамотное научное обоснование позиции.
Далее следуют этапы (такты) обоснования своей позиции, выводов, определение новой проблемы и выбор направления ее решения. Дл педагога важна рефлексия его приемов и методов.
Системообразующим моментом технологии КМД является рефлексия. Результативность обучения многократно возрастает, если поднять обучаемого до осознания собственной или коллективной, только что произведенной деятельности. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к этой активной познавательной деятельности. Именно метод, понятый обучаемым, становится тем социокультурным результатом, который позволяет по-новому строить свою практическую деятельность.
Обучающимся придется обратиться к анализу совместной и индивидуальной деятельности и рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить причины своих ошибок, наметить пути их исправления. Это, по существу, и является вводом группы и каждого обучаемого в новую учебную проблему - проблему осознания средств собственной и совместной умственной деятельности. Рефлексия постоянно ведет обучаемого к осознанию его конкретных способов деятельности, к систематизации, обобщению их, отказу от ошибочных приемов и подходов, что в итоге развивает его как личность. Заметим, что определяющим фактором в ходе реализации КМД является непрерывное общение различного рода коммуникации, которые и являются объектом управления учителя, который особо выделяет и курирует именно лингвистические его аспекты.
Для реализации данного направления в практике обучения чтению в начальной школе в рамках КМД используются, например, такие приемы и методы работы, как : анализ прочитанного материала, характеристика основных проблем и героев, систематизация сказок по поднимаемым в них проблемам, драматизация сказки, игры на основе сказок, попеременное чтение сказок учителем, игра-путешествие по произведениям, выразительное чтение, обсуждение, беседа, дискуссия (работа в творческих группах) и т.д. А также еженедельное вывешивание в классе информационных листков, создаваемых самими учащимися по определенным речевым схемам с рекомендацией остальным учащимся прочитать понравившееся произведение. Речевая схема содержит: обращение, оценку героев, информацию о некоторых сюжетных коллизиях, указания на то, чем понравилось читавшему это произведение, и рекомендацию прочитать его. В классе формируется также временный обменный фонд, в том числе и на основе этих листков.
На наш взгляд, коммуникационные модели наиболее полно воплощаются в практические навыки в условиях подобной коллективной мыследеятельности, где все функционально связаны между собой общим познавательным интересом. Коллективы становятся механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого.
Главная ценность КМД заключается в органическом единстве практической и теоретической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
- Монахов, В.М., Бахусова, Е.В., Власов, Д.А. Педагогические технологии как дидактический инструментарий модернизации образования. – М. – Тольятти: ВУиТ, 2004
- Подымова, Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. — М., 1992..
- Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературные викторины по произведениям для внеклассного чтения начальной школы
Данный материал поможет разнообразить уроки литературного чтения, заинтересует младших школьников увлекательным миром героев литературных произведений....
Коллективное пение и развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе
Эта статья о подборке музыкального материала для начальной школы об определении тембра голоса, о проблемах развития вокальных навыков....
Внеклассное чтение. Начальная школа. "Наши земляки-писатели для детей"
Пояснительная записка по внеклассному чтению Основные цели :- создание условий для развития речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);- содействие ...
Особенности подготовки и методики проведения уроков в классах начальной школы для детей с ЗПР
Работа с учащимеся в начальных классах с детьми с ЗПР...
Особенности подготовки и методики проведения уроков в классах начальной школы для детей с ЗПР
Особенности подготовки и методики проведения уроков в классах начальной школы для детей с ЗПРОдной из задач преобразования нашего общества является совершенствование всей системы обучения ...
Уроки внеклассного чтения в школе:их значение, специфика и способы организации. Из опыта работы.
В статье рассматриваются основные вопросы организации уроков внеклассного чтения в начальной школе, их значение для обучения, развития и воспитания младших школьников. Зачем нужны уроки внеклассного ч...
Некоторые особенности применения развивающих игр на уроках математики в начальной школе
Пособие предназначено учителям начальной школы, родителям младших школьников и учащимсяначальной школы для самостоятельной подготовки....