Конспект урока М. Пришвин «Ребята и утята».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока литературного чтения  во 2 классе

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята». УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyata_i_utyata.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения  во 2 классе

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята». УМК «Школа России»

Цель: Знакомство с рассказом и анализ его идейно-художественного содержания.

Задачи: 

  1. Образовательные:

- Познакомить детей с рассказом М. Пришвина «Ребята и утята»;

- Формировать умения составлять план и пересказ текста;

- Формировать умения давать характеристику героев;

- Формировать умения определять авторскую позицию.

  1. Развивающие:

- Развить интерес к чтению;

- Развить навык правильного беглого чтения;

- Развить умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.

  1. Воспитательные:

- Воспитать интерес к чтению рассказа М. Пришвина;

- Воспитать бережное отношение к животным;

- Воспитать любовь к природе.

        

                                Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Орг.момент

Здравствуйте!

Вот звонок нам дал сигнал: 

Поработать час настал. 

Так что время не теряем 

И работать начинаем.

Подготовка к работе.

  1. Мотивация

- Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.

- Как называется раздел, который сейчас познаем?

- Как вы понимаете его  название, кто такие братья наши меньшие?

- Произведения, каких авторов мы уже узнали?

- Сегодня мы узнаем интересный случай, который произошёл с писателем Михаилом Пришвиным.

- «О братьях наших меньших».

Анализируют собственные знания по разделу.

- Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…»

В. Берестов «Кошкин щенок»

И. Пововарова «Жила-была собака..»

  1. Подготовка к первичному восприятию

 Сегодня познакомимся с  новым рассказом.

Прочитайте  название рассказа «Ребята и …».

- Пропущенное слово отгадать поможет загадка.

Вдоль по речке по водичке

Плывёт лодок вереница,

Впереди корабль идёт

За собою всех ведёт.

-  Рассказ называется

«Ребята и утята» (учитель открывает тему  урока). 

1. Знакомство с писателем.

- Ребята, рассмотрите портрет. Что можно сказать  об этом человеке, глядя на портрет?

     Михаил Михайлович Пришвин детям подарил много книг. Он  был агрономом, охотником. У него мир особый. Он в окружающем нас мире открывает  что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас он делает умнее, добрее, великодушнее.

    С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

  Рассказы Пришвина надо читать неторопливо, внимательно. Надо очень внимательно вглядываться в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину.

  1. Словарная работа.

- На доске написаны слова, которые встретятся в рассказе. Для чего я выписал эти слова?  Какое задание нам нужно выполнить?

- Вначале мы должны объяснить значения этих слов для того, чтобы лучше понять рассказ.

Чирок-свистунок – водоплавающая птица.

Верста – старая русская мера длины равна 1,06 км.

Паровое поле – поле,  оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков и удобрения почвы.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Кузница –  мастерская с печью для переплавки металлов, для подковывания лошадей.

- Утка

-Учащиеся рассматривают портрет,

 высказывают своё мнение.

- Мы должны  раскрыть значение этих слов, чтобы понять содержание произведения.

  1. Целепологание

- Ребята скажите, какие задачи мы с вами поставим на сегодняшний урок? Расположите их в правильном порядке.

  • Разделим рассказ на части
  • Познакомимся  с рассказом «Ребята и утята»
  • Дадим характеристику героев

- Познакомимся  с рассказом «Ребята и утята»

- Разделим рассказ на части

- Дадим характеристику героев

  1. Первичное восприятие

Учитель читает рассказ

Слушают рассказ

  1. Проверка первичного восприятия

- Вам понравился рассказ?

- О ком он?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?

- А как вы думаете, в этом рассказе положительные или отрицательные герои?

Ответы детей

  1. Вторичное восприятие

-Прочитайте рассказ. Подумайте на сколько частей его можно разделить.

- Где границы частей?

-Молодцы!

Читают рассказ

- Рассказ можно разделить на три части

  1. Физкультминутка

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь. (Сели)

  1. Повторное чтение и анализ текста по частям

Ребята, сейчас мы будем читать текст по частям.

Давайте прочитаем первую часть.

- Куда решила перевести уточка своих утят?

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

- Сколько надо было идти до озера?

- Мы уже знаем сколько это

- Как шла мать с утятами?

- Почему она шла позади?

- Какая была уточка?

- Как мы с вами назовем эту часть?

Мы с вами видим, что путь был долог и опасен, но мать-уточка все же решилась на него. Во время пути уточка показала нам, что она заботливая мать.

-Давайте прочитаем вторую часть.

-Кто увидел утиную семью?

-Как стали вести себя ребята увидев утят?

- Что значит зашвыряли?

-Зачем они начали ловить утят?

-Думали ли они о последствиях?

- Как вела себя уточка, когда ребята ловили утят? Найдите в тексте, какие слова показывают волнения уточки.

-Кто подошел к ребятам?

-Как автор отнесся к поступку ребят?

- Где была в этот момент мать-уточка?

-Давайте прочитаем выразительно диалог автора и ребят. Как будем читать за детей?

Как за автора?

-Почему автор сначала спросил строго, а потом очень строго?

- Как назовем эту часть?

Ребята совершили необдуманный поступок. Они не хотели причинить утятам зло. Автор помог им исправить ошибку.

Теперь читаем третью часть.

- Как ребята отнеслись к требованию автора?

- Что сделала уточка, когда ее детей отпустили?

- Как называет утят автор?

-Почему он так говорит?

Как автор попрощался с утятами?

Как ребята отреагировали на этот жест?

-Какой автор?

-Изменилось ли отношение автора к ребятам?

-Ребята поняли, что так поступать нельзя?

-Что пожелали ребята уточке?

Как назовем эту часть?

И так ребята, все закончилось благополучно. Можно ли сказать, что ребята были жестоки?

Работа с пословицами.

Какая пословица подходит к этому рассказу?

О чем нас заставляет задуматься автор?

Придумайте конец истории.

Читают первую часть рассказа.

- На озеро

- Весной озеро разливалось

- Версты три

- 1, 06 км

- Мать шла позади утят

- Чтобы не выпускать утят из виду

- Заботливая

- «Путь к озеру»

- Ребята

- Они зашвыряли утят шапками

- Сильно кинули

-Ради забавы

-Нет

- Ищут в тексте

- Автор

- Ему не понравилось как поступили ребята

- Сидела на холмике

-Ответы детей

-Строго, громко

Прочитали диалог

- «Встреча утиного семейства с утятами»

- Они отпустили утят

- Бросилась к ним

- Сыновья и дочери

- Снял шляпу

Ответы детей

-Да

«Спасение утят»

-Нет

  1. Рефлексия

Ребята, давайте оценим свою работу на уроке. Поднимите зеленый светофор, если вам все было понятно на уроке. Желтый если что то осталось не понятно. Красный – совсем не поняли про что мы говорили.

  1. Итог урока

Какие задачи мы с вами ставили?

Все ли их мы выполнили?

  1. Домашнее задание

Пересказ от имени уточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во2 классе М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Конспект урока по формированию УУД учащихся, овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята"....

Презентация к уроку М Пришвин "Ребята и утята"

Презентация составлена к уроку литературног чтения М.Пришвин "Ребята и утята"...

Конспект урока М. Пришвин «Ребята и утята

2 классЦели урока:организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к пр...

Конспект урока М.Пришвин "Ребята и утята"

Урок литературного чтения проводится во 2 классе УМК Школа России...

Технологическая карта урока М.Пришвин "Ребята и утята"

Технологическая карта урока по литературному чтению...

Презентация к уроку. М.Пришвин "Ребята и утята"

В презентации предоставлены произведения М.Пришвина. Перед  чтением рассказа проходит словарная работа, затем составляется картинный план,  работа с пословицами и дается характеристика героя...