Развитие словесного творчества младших школьников
статья по чтению

Едунова Елена Николаевна

Статья посвещена проблеме развития словесного творчества младших школьников. Предметом рассмотрения стали отдельные методики, способствующие развитию письменно - речевых умений обучающихся на основе произведений устного народного творчества. Особое внимание уделено творческим заданиям по формированию устного и письменного народного творчества. Представленные в статье материалы станут полезными учителям и педагогам образовательных учреждений, студентам педагогических факультетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словесного творчества младших школьников

Проблема развития творческой личности диктуется потребностями общества.  Из всех видов творчества особое место в начальной школе занимает словесное творчество.  Развитие словесного творчества младших школьников является основной частью общего развития и затрагивает познавательную и эмоционально-волевую сферы учащихся. В словесном творчестве ребенок не только отражает свое представление о действительности, но и размышляет о ней, выражая сове понимание окружающего мира. Детское стремление к самовыражению через словесное творчество важно не только поддерживать, необходимо развивать у них врожденный дар слова, предоставлять возможность свободно выражать собственные мысли в оригинальной форме.

 В последние годы появились оригинальные методики развития детского творчества в школе, элементы литературного творчества входят как компонент в школьные программы по чтению, риторике, русскому языку. В начальной школе важнейшим средством развития словесного творчества  учащихся является сказка. Яркие, полнокровные образы сказок, запечатлеваясь в сознании детей, оказывают на них сильное эмоциональное воздействие. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, она помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя,  учит сопереживанию, сочувствию, эмпатии. Ознакомление с разными видами сказки, их специфическими жанровыми  признаками  дает импульс для развития собственного словесного творчества.

Однако в научной литературе отмечается, что интерес младшего школьника к сказке еще не обеспечивает ее положительного воздействия на развитие детского словесного творчества. Типичные трудности связаны как с содержательной, так и с формальной стороной детских творческих работ, которые нередко носят подражательный характер, имеют нарушения структуры повествования, ограниченное использование стилистических средств и др. Только целенаправленное обучение гарантирует, что ребенок сможет стать автором литературных произведений.

В методической науке сложилась система развития словесного творчества на примере работы со сказкой. Естественно, что её конечной целью является создание детьми собственной сказки. Рассмотрим подробно, как можно обучать младших школьников сказочной речи.

Первый этап работы связан с восприятием сказки. Полноценное восприятие произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того  или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена. Известно, что учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения: эмоционально – образный (непосредственная эмоциональная реакция на образы произведения) и интеллектуально – оценочный (оценка текста, в которой элементы анализа). Как отмечает В.А. Лазарева, необходимо, чтобы ученики при чтении сказок усваивали не только фабулу, но и глубину содержания сказки,  его метафоричность, нравственный и социальный смысл, эмоциональный подтекст. Восприятие произведения не может быть сведено к воссозданию описываемой автором жизненной ситуации. Важно донести до осознания учащихся  не столько жизненную картинку, столько опосредованное системой образов и созданное в неповторимой художественной форме авторское отношение к тому или иному общественному явлению, его оценку и размышление по данному поводу.

Жанровый анализ является следующим этапом работы над сказкой. Для накопления читательского опыта следует проанализировать несколько сказок: авторских и народных, бытовых и волшебных, русских и зарубежных. Отвечая на определенный круг вопросов  (Как построена сказка? На какие части ее можно разделить? Какие сказочные фразы встречаются во всех сказках? Кто является добрым героем, а кто – злым?), наблюдая над системой образов и изобразительно-выразительными средствами, ученики постепенно приходят к формулированию жанровых признаков сказки. Ученики обращают внимание на существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие - зачин, повторы, концовка. Они находят «сюжетные вехи»: экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку. С помощью учителя замечают определенную «симметрию» таких элементов сказочного сюжета, как завязка и развязка, накапливают обязательные для сказки словесные конструкции: И я там был, Жили – были,  Скоро сказка сказывается и др. С целью наблюдения учениками за языком сказки, предлагаются следующие задания: найдите в тексте сказки незнакомые и непонятные слова, определите    значение незнакомых слов  по толковому словарю; выберите из текста сказки устаревшие слова и попробуйте заменить их современными словами. Зачем в сказке использованы устаревшие слова? Можно ли пересказывать сказку современным языком?  Слышите ли вы в словах  сказки голос того или иного животного? Как создается эта «слышимость»? Найдите в тексте сказочные повороты. Зачем они используются в сказке? Ученики усваивают, что в сказке герои должны быть положительными и отрицательными, что сказка  всегда заканчивается «победой добрых сил», что у сказки есть поучительный смысл. Так дети систематизируют жанровые особенности сказки и понимают, что их будущие сказки должны отвечать этим признакам.

После накопления художественно-речевого опыта следует третий этап – овладение способами творческих действий. Ученики, ориентируясь на имеющиеся у них сведения об особенностях жанра сказки, вносят в текст предложенной им сказки необходимые изменения. В ходе такой работы отрабатываются жанрово-коммуникативные умения. Для третьего этапа характерны следующие задания: найдите в структуре сказки ошибки и исправьте их; вставьте в текст сказки отсутствующие языковые сказочные конструкции, объясните их роль; составьте схему построения сказочного повествования, составьте сказку из имеющихся частей, допишите концовку известной сказки.

  1. «Бином-фантазии». Предлагается необычный сказочный персонаж, его поведение, место обитания, приключения. Например, существует слово «полумесяц», а может ли быть слово «полуприрода», «полурека»? Такое необычное сочетание может стать источником пробуждения воображения, фантазии ребенка.
  2. «Перевирание сказки». Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию.
  3. «Салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех поросят, Волка и семеро козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу.
  4. Продолжение начатой сказки. Учитель придумывает начало сказки, дети её продолжают. Можно разделить детей на группы и предложить одной из них придумать счастливый, а другой печальный конец.
  5. Сказки «наизнанку». Детям предлагается изменить содержание сказки. Например, Волк в новой сказке будет добрым, а Красная Шапочка – злой. В экологической сказке «добрый» - это тот, кто заботится об охране окружающей среды, а «злой»- то, кто ведет себя экологически неверно.

Приведенная система работы способствует успешному развитию словесного творчества, так как соответствует характеру творческой деятельности ребенка, сочетая в себе и накопления художественного опыта, и собственно творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества младших школьников на основе моделирования.

Основная цель обучения русскому языку в начальной школе - это формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной формах.  Обращение к моделированию о...

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

Развитие литературного творчества младших школьников

Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детс...

"Развитие литературного творчества младших школьников" (из опыта: работа с одарёнными детьми)

Работая с младшими школьниками я столкнулась с проблемой, у многих детей слабо развита речь, им порой трудно выразить свою мысль. В рамках работы с одарёнными детьми стала организовывать "творческую м...

Статья по теме «Развитие литературного творчества младших школьников»

Уже во 2 классе у детей формируются чёткие знания о структуре и законах жанра сказки, что помогает им в знакомстве с мифами и позволяет «по всем правилам» создавать свои сказки, рассказы, даже басни. ...

Cтатья " Первые шаги в развитии речевого творчества младших школьников" ( из опыта работы и размышлений)

Эта статья - начало обобщений моего опыта работы по развитию речевого, литературного творчества учеников начальных классов. Это первая попытка рассказать о том, что, на мой взгляд, у меня получается, ...

Развитие речевого творчества младшего школьника при помощи дидактических игр и упражнений

Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и учителей  при работе с детьми младшего школьного возраста....