Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс)
Предмет «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе
УМК «Школа России», Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2021.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предмет «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе
Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области, принятого на заседании педагогического совета школы (протокол №1 от 30.08.2021 г.), введенного в действие приказом по школе №43 от 31.08.2021 г.
УМК «Школа России», Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2021.
Изучение предмета «Литературное чтение» направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
- формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Предмет «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Основными задачами являются:
- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане
На изучение литературного чтения в 3 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель)
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке(с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой),предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
- записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
- понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения),осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (7-8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
- оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения(картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (9-10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5-10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
- оценивать свои достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
- представлять информацию разными способами;
- самостоятельно готовить презентацию из 9-10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
- предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;
- соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
- находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках(школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
- при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления;
- осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
- делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках;
- пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;
- соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
- составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;
- пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни;
- готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
- участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;
- участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
- находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).
Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с различными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов(на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воcпроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного инаучно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному).
Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений(из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка(синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов(малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, прозой Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной(с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроении людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов, отводимое на изучение данной темы | ЭОР |
1 | Введение | 1 | |
2 | Самое великое чудо на свете | 2 | |
3 | Устное народное творчество | 10 | |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 7 | |
5 | Великие русские писатели | 21 | |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 5 | |
7 | Литературные сказки | 6 | |
8 | Были-небылицы | 7 | |
9 | Поэтическая тетрадь 3 | 5 | |
10 | Люби все живое | 10 | |
11 | Поэтическая тетрадь 4 | 7 | |
12 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 9 | |
13 | По страницам детских журналов | 8 | |
14 | Зарубежная литература | 7 | |
Итого: | 105 |
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению на 3 класс
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Дата проведения | Домашнее задание | |
план | факт | ||||
Введение (1ч.) | |||||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 | Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего понравилась. С 3-5 | ||
Самое великое чудо на свете (2 ч.) | |||||
2 | Знакомство с названием раздела. Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения | 1 | С 6-7. Доработать сообщение. Подобрать материал о первопечатнике Иване Фёдорове. | ||
3 | Первопечатник Иван Фёдоров Урок путешествия в прошлое. Оценка достижений. | 1 | Дополнить свои сообщения материалами, изученными на уроке | ||
Устное народное творчество (10 ч.) | |||||
4 | Знакомство с названием раздела. Русские народные песни | 1 | Выучить наизусть песню на выбор | ||
5 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | С 8-9. Сочинить докучную сказку | ||
6 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. С 20-21 | 1 | С 9. Читать произведения устного народного творчества | ||
7 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | С 10-14. Пересказ, ответы на вопросы | ||
8 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | 1 | С 15-18. Прочитать сказку выразительно, подготовить пересказ | ||
9 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | 1 | С 19-24. Прочитать сказку выразительно, подготовить пересказ и ответы на вопросы | ||
10 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 1 | С 25-33. Читать, пересказывать, разделить на части, составить план | ||
11 | Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин. | 1 | Принести книги с иллюстрациями художников В. Васнецова и И. Билибина. Подготовить сообщения о них | ||
12 | Обобщение по разделу «Устное народное творчество» | 1 | - | ||
13 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | 1 | Сочинить волшебную сказку | ||
Поэтическая тетрадь 1 (7 ч.) | |||||
14 | Знакомство с названием раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | Принести сборники любимых стихов. Доделать проект. | ||
15 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 | Выразительное чтение с. 44, дописать сочинение. | ||
16 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». | 1 | Учить стихотворение наизусть по выбору, иллюстрация с. 45 | ||
17 | И.С. Никитин «Встреча зимы», «Полно, степь моя...» | 1 | С. 46-47, отрывок наизусть | ||
18 | И.3. Суриков «Детство», «Зима». | 1 | С. 48-51, наизусть по выбору | ||
19 | Путешествие в литературную страну. | 1 | Читать стихи русских поэтов | ||
20 | Оценка достижений | 1 | - | ||
Великие русские писатели (21 ч.) | |||||
21 | Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин. | 1 | Подготовка сообщения о жизни А. С. Пушкина | ||
22 | А.С. Пушкин. Лирические стихотворения | 1 | С. 64-65. Наизусть по выбору | ||
23 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро». С 88-89 | 1 | С. 66-67. Выразительное чтение | ||
24 | А.С. Пушкин. «Зимний вечер». | 1 | С. 68-69. Выразительное чтение | ||
25 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 1 | С. 70-84 | ||
26 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». с 103-115 | 1 | С. 85-103 | ||
27 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | 1 | Иллюстрация к сказке | ||
28 | И.А. Крылов Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника. | 1 | С. 104-107 | ||
29 | Басни И.А. Крылова. Мартышка и очки. | 1 | С. 108-109 Наизусть | ||
30 | Басни И.А. Крылова. Зеркало и обезьяна. | 1 | Выразительное чтение | ||
31 | Басни И.А. Крылова Ворона и лисица. | 1 | С. 110-111 Наизусть | ||
32 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. | 1 | С. 112-114 Подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове | ||
33 | М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком». | 1 | С. 116 иллюстрация | ||
34 | М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» | 1 | С. 115, наизусть по выбору | ||
35 | Детство Л.Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. | 1 | С. 118-121 | ||
36 | Рассказы Л.Н. Толстого. «Акула» | 1 | С. 124-126 | ||
37 | Толстой Л.Н. «Прыжок». | 1 | С. 127-129 | ||
38 | Толстой Л.Н. «Лев и собачка» (быль). | 1 | Подготовить пересказ текста | ||
39 | Сравнение текстов. Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». | 1 | С. 122-123, повторить произведения, изученные в разделе | ||
40 | Оценка достижений | 1 | С. 132 №11 | ||
41 | Литературный праздник (обобщение по разделу «Великие русские писатели»). | ||||
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч.) | |||||
42 | Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов. Стихотворения о природе. | 1 | Читать стихотворения Н. А. Некрасова «Славная осень», «Не ветер бушует над бором,..» | ||
43 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | Иллюстрация к произведению, выучить отрывок | ||
44 | К.Д. Бальмонт. Золотое слово. | 1 | Выразительное чтение | ||
45 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» | 1 | Выучить стихотворение на выбор | ||
46 | Оценка достижений. Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | 1 | - | ||
Литературные сказки (6 ч.) | |||||
47 | Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | 1 | Прочитать сказку «Про Комара - Комаровича» | ||
48 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | С. 136-139, пересказ от имени зайца | ||
49 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | С. 150-154 | ||
50 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». С 196-200 | 1 | С. 140-148. Дочитать сказку | ||
51 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | Вспомнить прочитанные произведения, иллюстрация к понравившемуся произведению | ||
52 | Оценка достижений. Контрольная работа. | 1 | - | ||
Были-небылицы (7 ч.) | |||||
53 | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | С. 4-12 | ||
54 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | Выразительное чтение | ||
55 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | С. 13-22, дочитать текст до конца | ||
56 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | Читать рассказы К. Г. Паустовского | ||
57 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | С. 24-35, пересказ | ||
58 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | Придумать свою необычную история с обычными вещами | ||
59 | Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений | 1 | - | ||
Поэтическая тетрадь 3 (5 ч.) | |||||
60 | Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утенка?...» | 1 | С. 42 | ||
61 | Саша Чёрный «Воробей», «Слон» | 1 | С. 40-41, 43 | ||
62 | А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | 1 | С. 44-47 | ||
63 | С.А. Есенин «Черёмуха». | 1 | С. 50-51 | ||
64 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 3». Оценка достижений | 1 | - | ||
Люби все живое (10 ч.) | |||||
65 | Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста | 1 | Придумать рассказ о том, как вы были в лесу | ||
66 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | С. 56-61 | ||
67 | В.И. Белов. «Малька провинилась». | 1 | С. 63-64 | ||
68 | В.И. Белов. «Ещё про Мальку». | 1 | С. 65-66 | ||
69 | В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | Прочитать произведение | ||
70 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | С. 73-79 | ||
71 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | С. 80-84 | ||
72 | В.П. Астафьев «Капалуха». | 1 | С. 70-72 | ||
73 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 1 | Повторить произведения раздела, принести энциклопедии о животных | ||
74 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». | 1 | - | ||
Поэтическая тетрадь 4 (7 ч.)_ | |||||
75 | Знакомство с названием раздела. С.Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» | 1 | С. 88-91 | ||
76 | А.Л. Барто «Разлука». | 1 | С. 92-93 | ||
77 | А.Л. Барто «В театре». | 1 | С. 94-95 | ||
78 | С.В. Михалков «Если», «Рисунок» | 1 | С. 96-97 | ||
79 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 | С. 100-101 | ||
80 | Обобщающий урок «Крестики нолики» | 1 | Начать подготовку к проекту | ||
81 | Оценка достижений. | 1 | - | ||
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (9 ч.) | |||||
82 | Знакомство с названием раздела. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 | С. 106-111 | ||
83 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1 | С. 133-139 | ||
84 | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1 | Придумать продолжение рассказа | ||
85 | М.М. Зощенко «Золотые слова». | 1 | С. 112-119 | ||
86 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | С. 120-127 | ||
87 | Н.Н. Носов «Федина задача». | 1 | С. 129-132 | ||
88 | Н.Н. Носов «Телефон». | 1 | С. 140-142 | ||
89 | В. Г. Драгунский «Друг детства». | 1 | Читать рассказы писателей с творчеством которых познакомились | ||
90 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 | - | ||
По страницам детских журналов (8 ч.) | |||||
91 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. | 1 | Принести детские журналы | ||
92 | Л. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 | Подготовить выразительное чтение рассказа | ||
93 | Ю. Ермолаев «Проговорился». | 1 | Чтение по ролям, найти материалы о писателе | ||
94 | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | 1 | Читать детские журналы | ||
95 | Г. Остер «Вредные советы». | 1 | Сочинить вредный совет | ||
96 | Г. Остер «Как получаются легенды». | 1 | Принести стихи Р. Сефа | ||
97 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 | Сочинить веселое стихотворение | ||
98 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». | 1 | - | ||
Зарубежная литература (7 ч.) | |||||
99 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции | 1 | Читать мифы | ||
100 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. | 1 | Записать план, подготовить пересказ, иллюстрация к эпизоду | ||
101 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. | 1 | Прочитать другие мифы Древней Греции | ||
102 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 | С. 146-155, перечитать сказку | ||
103 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 | Картинный план к сказке, придумать вопросы по содержанию | ||
104 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 | Итать сказки Г. Х Андерсена | ||
105 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Брейн-ринг | 1 | - | ||
Итого | 105 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...