Счастье лучше богатства? (Таджикская народная сказка «Птица Кахна»)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема: Счастье лучше богатства? (Таджикская народная сказка «Птица Кахна»).
Цель: Формирование понятия «счастья», выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребёнка.
Задачи:
- Формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, со словарем, находить главное, существенное);
- Учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;
- Развивать коммуникативные навыки (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
- Воспитывать уважение к истокам культуры разных народов, нравственность через анализ содержания художественного произведения.
Оборудование:
- Учебник Э.Э. Кац «Литературное чтение»;
- Карточки для дифференцированной работы;
- Мультимедийный экран;
- Проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Счастье лучше богатства? (Таджикская народная сказка «Птица Кахна»).
Цель: Формирование понятия «счастья», выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребёнка.
Задачи:
- Формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, со словарем, находить главное, существенное);
- Учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;
- Развивать коммуникативные навыки (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
- Воспитывать уважение к истокам культуры разных народов, нравственность через анализ содержания художественного произведения.
Оборудование:
- Учебник Э.Э. Кац «Литературное чтение»;
- Карточки для дифференцированной работы;
- Мультимедийный экран;
- Проектор.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональный настрой Сегодня урок необычный у нас. Готов, к нему, вижу, каждый из вас: Улыбка, уверенность, что ж: «Так держать!» За парты садитесь, пора начинать. | Личностные УУД: Формирование мотивации к учению. | |
Актуализация знаний | -Как называется раздел, который вы изучаете? - С какими народными сказками вы уже познакомились? - Какую сказку изучали на прошлом уроке? Проверка домашнего задания Пересказ сказки « Жаба-королева» Ребята, на доске записаны слова и словосочетания. Они встретятся нам на уроке. Давайте подготовимся их читать.
В каком словаре можно прочитать толкование слов? Поутру - утром Выуживать – вытаскивать что- либо, вытаскивать удочкой Вырученные деньги - полученные от продажи чего-нибудь деньги. Жить впроголодь - питаясь не досыта, испытывая голод Нуждаться – жить в бедности Глашатай – человек, объявляющий в старину людям важные известия Падишах – правитель Лекарь - врач Не шелохнуться - не шевельнуться Кому не понятно значение слов? Кто может объяснить? | Народные сказки Семь Симеонов, Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо. Пересказ Читают Растолковывают значение слов | Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме, эффективное сотрудничество с учителем, формирование умения слушать и понимать других. Познавательные УУД: - систематизация и обобщение полученной ранее информации. Регулятивные УУД: - умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. |
Определение темы урока. Постановка учебной проблемы Работа с текстом до чтения | Откройте учебники с.50 Посмотрите на произведение, с которым мы сегодня познакомимся. Скажите, к какому жанру оно относится? Какую еще информацию вы можете вычитать об этом произведении? Почему она народная? Как называется сказка? Что вы узнали из заглавия, какие вопросы у вас возникли? Посмотрите на иллюстрации к этому произведению. Предположите, какие события могут произойти в сказке?
Посмотрите и прочитайте тему нашего урока. Как считаете, что лучше счастье или богатство? Что ж, давайте познакомимся с этим произведением и проверим наши предположения. | Сказка «Птица Кахна» Высказывают свои предполажения | Познавательные УУД Находить ответы на вопросы в тексте. Формирование умения извлекать информацию Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке.Учиться работать по предложенному учителем плану. |
Открытие детьми нового знания
| Комбинированное чтение (1 и 2 часть –учитель, 3-я ученики) Вопросы по содержанию и частям. 1 часть - Как жил старик-рыболов со своей женой до встречи с птицей Кахна? - Как старик стал жить после встречи с птицей? 2 часть Зачем понадобилась птица падишаху? 3 часть Почему не удалось поймать птицу Кахна? -Посмотрите на стр. 53. Какой момент проиллюстрировал художник? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. - Почему так страшно закончилась его история? | Сначала бедно, а потом богато Для того, чтобы вылечиться. Она волшебная, сильная. Читают с.53 | Регулятивные УУД: Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом Познавательные УУД Прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам, ориентируются в учебнике, словаре. Коммуникативные УУД: Формируем умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. |
Физ.минутка | (человечки и глаза) | ||
Анализ произведения. Работа над текстом произведения. Первичное закрепление. | Повторное чтение (по цепочке, ученики) Составление плана (запись на доске):
Встреча с птицей Кахна. -Какую рыбу он приносил с рыбалки? - Что он с ней делал? - Почему старик-рыболов разбогател? Предложение падишаха. - О чем услышал рыболов на базаре? - Почему глашатай заметил старика и потащил его к падишаху? - Каким образом предложил старик поймать птицу? Поимка птицы. - Почему птица спустилась к старику? - О чем она подумала? -Как получилось, что старик и слуги повисли в воздухе? Работа над характеристикой героя Эти три части, помогают нам понять, какими человеческими качествами обладали главные герои Переверните листочки. Прочитайте. Соедините линиями слова, характеризующие человеческие качества, какими обладала Кахна, а какими – старик-рыболов. Злость Хитрость Кахна Лень Старик-рыболов Трудолюбие Жадность Честность Спокойствие ________________ _________________ А кто сможет, напишите еще несколько своих качеств, которые характеризуют этих героев. Приведите примеры из сказки. Проверка по слайду2!!! | Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы. Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания. Коммуникативные УУД: Воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; аргументируют собственную позицию, получают нужную информацию. Развиваем умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать Регулятивные УУД: Самостоятельно оценивают правильность выполненных действий. |
Физ.минутка | (музыкальная) Закрыть глаза, послушать музыку и представить птицу Кахна. | ||
Рефлексия Работа с текстом после чтения | Предполагали ли вы, что такой будет концовка произведения? А какой конец представляли вы? Какие уроки извлекли? Чему учит эта сказка? Назовите главную мысль этой сказки (сказка учит доброте и честности) Почему сказки разных народов иногда похожи? Как вы думаете, на какую русскую народную сказку похожа эта сказка?(Сказка о рыбаке и рыбке) Слайд 3 Она авторская или народная? Кто автор? Что же все-таки лучше: счастье или богатство? Понравилась ли вам сказка? Чем? Прочитайте пословицы. Слайд 4 Как вы считаете, какая пословица больше подходит к нашей сказке? С добрым жить хорошо Жизнь дана на добрые дела Невозможно на чужом несчастье построить собственное счастье Делай другим добро – будешь сам без беды Плохо тому, кто добра не делает никому. А закончить урок я хочу пожеланием, чтобы в ваших сердцах было только добро. Слайд 5. | Познавательные УУД Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию | |
Домашнее задание. | Пересказ по плану. По желанию нарисовать иллюстрацию к сказке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать» (“Jack and His Friends”)
Интегрированный урок литературного чтения и английского языкаТема: английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать» (“Jack and His Friends”)Цель: содействовать знакомству учащихся с пр...

английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать» (“Jack and His Friends”)
Тема: английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать» (“Jack and His Friends”)Цель: содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных в переводе и на языке ориги...

2 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ ТЕМА: ПТИЦА СЧАСТЬЯ. РАБОТА С БУМАГОЙ. СКЛАДЫВАНИЕ. ОРИГАМИ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»
2 класс Технология Тема: Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.Оригами «Птица счастья»...

. ПТИЦА СЧАСТЬЯ. РАБОТА С БУМАГОЙ. СКЛАДЫВАНИЕ. ОРИГАМИ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»
Технологическая карта.Технология. 2 класс. УМК "Перспектива" Н.И.Роговцева. Издательство "Учитель"...

Кроссворд по литературному чтению. Английская народная сказка "Как Джек ходил счастья искать"
Кроссворд по литературному чтению. Английская народная сказка "Как Джек ходил счастья искать" 2 класс УМК "Школа 21 века"...

ПТИЦА СЧАСТЬЯ. РАБОТА С БУМАГОЙ. СКЛАДЫВАНИЕ. ОРИГАМИ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»
Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. Оригами «Птица счастья». РАЗРАБОТКА УРОКА....