Внеклассное занятие "Мир животных в произведениях писателей и поэтов"
учебно-методический материал по чтению (1 класс)
1. Введение.
2.Игра "Доскажи словечко".
3. "Подбери иллюстрации к литературному произведению".
4. "Восстанови текст".
5. "Найди и исправь ошибки".
6. Игра "Четыре стихии".
7. Игра "Рыбы, звери, птицы".
8. Игра "Полетушки "(из игр, записанных В.И. Далем).
9. Итог занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие
«Мир животных в произведениях писателей и поэтов» (1 класс)
Цель занятия:
- Совершенствовать навык чтения целыми словами.
- Побуждать учащихся к чтению и перечитыванию стихотворений,
сказок, рассказов о животных.
- Развивать творческие способности, внимание и память.
- Способствовать формированию бережного отношения к животным.
Оборудование:
Выставка книг о животных, иллюстрации, карточки с заданиями, небольшой мячик.
Ход занятия.
1. Введение.
- Любите ли вы животных?
- А какие из них вам особенно нравятся?
- Умеете ли вы ухаживать за своими питомцами?
- А какие правила обращения с животными в природе вы знаете?
- Сегодня мы узнаем, как писатели и поэты рассказывают о животных в своих произведениях.
2.Игра «Доскажи словечко»
- Л. Яхнин описал некоторых зверей в двустишиях. Ваша задача: назвать хором о ком идет речь, постараться запомнить названия всех животных.
Его в ладошки не возьмешь –
Клубком свернулся колкий… (еж)
Звери, звери, не шуметь!
Здесь в берлоге спит …(медведь)
От лисы в лесу спасаясь,
По снежку петляет… (заяц)
Эта зверушка – большая трусишка:
Шороха, вздоха пугается…(мышка)
Он зубаст, но очень добр –
Детям хатку строит…(бобр)
С елки на елку, как рыжая стрелка,
Перелетела стремительно …(белка)
Снег на солнце серебрится.
Скачет рыжая…(лисица)
Посторониться мне пришлось,
Когда на встречу вышел…(лось)
Ночь опустится едва –
Просыпается…(сова)
Он в охоте знает толк,
Этот хищный, ловкий…(волк)
- Где живут эти звери?
-Перечислите животных, которых описал автор.
-Прочитайте слова, назовите тех животных, о которых не говорилось в двустишиях:
ОСЛЬ ДЕМВЕЬД АЯЗЦ
ЦИЛАИС КШАУКУК ХЁОРК
ОСВА КМЫША БКЕЛА
ЖЁ КОВЛ БРОБ
КШОКА
(Ответ: кошка, кукушка, хорек.)
3. «Подбери иллюстрацию к литературному произведению»
- У вас на столах карточки с отрывками из произведений. Ваша задача: прочитать выразительно целыми словами эти строки, после того как будут показаны иллюстрации животных.
Учитель показывает сначала иллюстрацию с изображение щека, затем мухи, воробья, медведя, кота.
Карточка 1
«Он увидел одеяло –
Укрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул –
С медом жбан перевернул,
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал.
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…»
(С.В. Михалков «Мой щенок»)
- Как называется это произведение?
- Кто автор этой истории?
Карточка 2
- Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки –
По три чашки
С молоком
И крендельком…
(К. И. Чуковский « Муха-Цокотуха»)
- Как называется это произведение?
- Назовите фамилию автора.
Карточка 3
Как помчался он в припрыжку,
Карандаш поймал, как мышку,
И давай его катать –
Из-под стула на кровать,
От стола до табурета,
От комода до буфета
Подтолкнет – и цап-царап!
А потом загнал под шкап»
(С.Я. Маршак «Усатый – полосатый»)
-Кто автор этих строк?
Как называется это произведение?
Карточка 4
Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся…
Что сделаешь – птенцы!
Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась».
(Б.В. Заходер «Птичья школа»)
-О какой школе идет речь?
-Кто автор этого произведения?
Карточка 5
Раз пришло к нему письмо
Непонятно от кого.
Он сказал в восторге: О-о-о!
Встретил Кролика в траве,
Встал и чешет в голове,
Что сказать не знает: Э-э-э…
А увидел он Москву,
Город мой, где я живу,
В удивленье рявкнул: У-у-у!»
(Г. Сапгир «Про медведя»)
- О ком это стихотворение?
-Назовите фамилию автора этого произведения.
Карточка 6
А теперь без грамоты,
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.
Не попить без грамоты,
Не поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
(С. Я. Маршак «Кот и лодыри»)
-Кто с сожалением произносит эти слова?
-Как называется эта история?
-Кто написал это произведение?
4. «Восстанови текст»
- многие писатели в своих рассказах описывают, как выглядят животные, их повадки. Читая эти произведения, можно представить себе каждого зверька, поразмышлять над характером животного.
-А какие рассказы о животных вы читали дома и в школе?
-Для того чтобы прочесть произведение вслух, какие правила вы знаете и соблюдаете?
-Сейчас , мы проверим, насколько прочно вы усвоили эти правила на уроках литературного чтения. Ваша задача: восстановить текст-отрывок из рассказа, определив границы предложений, проставив знаки препинания в конце каждого предложения. Затем прочитать выразительно целыми словами отрывок из рассказа.
Карточка 1
К.Паустовский «Кот-ворюга»
«Мы пришли в отчаяние мы не знали как поймать этого рыжего кота он обворовывал нас каждую ночь он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видал он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб однажды он даже разрыл жестяную банку с червями»
Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»
«Мы пошли гулять и взяли с собой Томку сунули ее в портфель, чтобы он не устал пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду – кто дальше бросит а портфель с Томкой на траву положили вот он и вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду и побежал за ним»
- Сколько предложений в тексте?
- Прочитайте отрывок выразительно целыми словами.
- Знакома ли вам эта история?
- Расскажите о том, как Томка научился плавать.
Карточка 3
Л.Толстой «Булька»
«У меня была мордашка ее звали Булькой она была вся черная, только кончики передних лап были белые Булька был смирный и не кусался, был очень силен и цепок я взял его щенком и сам выкормил когда ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и уехал от него потихоньку, а его велел запереть»
- Сколько предложений в тексте?
- Прочитайте отрывок, соблюдая интонацию.
- Как вы думаете, понял ли Булька, что хозяин уехал?
- Знаете ли вы. Что собак считают самыми верными и преданными животными?
5. «Найди и исправь ошибки»
- Во многих русских народных сказках повествуется о животных. В них животные ходят друг к другу в гости, могут говорить, помогать людям. В каждой сказке заключена народная мудрость. Читая сказки, Мы учимся доброму отношению к окружающим, делаем выводы о том, как не допустить ошибок в своей жизни.
- Назовите животных, которые встречаются в сказках.
- Опишите, каким бывает заяц в сказках? А лиса?
- Каким представляем петуха?
- Опишите, каким бывает в сказках медведь?
- Ваша задача прочитать отрывок из сказки, найти и исправить ошибки.
Карточка 1
«Надумала лиса петухом полакомиться и говорит:
- Можно ли к тебе в гости, Петя-дружок?
- З каким таким делом? – спрашивает петушок.
- Так сегодня масленый праздник, я тебе горошка принесла.
- Заходи! – говорит петух. – Да только я не один, а с товарищем».
(русская народная сказка «Петух и собак»)
- Какие ошибки допущены в отрывке из сказки?
- Как называется сказка? Чему учит?
Карточка 2
«Шел дед лесом, а за ним бежала кошечка. Шел дед, шел да обронил рукавичку.
Вот бежит лисичка, влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
А в это время зайчик – скок-скок! – и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?»
(русская народная сказка «Рукавичка»)
- Перечислите ошибки, которые вам удалось исправить.
- Как называется сказка?
- Какими вы представили каждого из зверей, читая эту сказку. Опишите.
Карточка 3
«Машенька говорит:
- Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик?
Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а на голову себе корзину с ягодами поставила.
Вернулся волк , видит - ящик готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню».
(русская народная сказка «Маша и медведь»)
- Какие ошибки нашли и исправили в отрывке из этой сказки?
- Как называется сказка?
- Опишите медведя. Какой он?
Карточка 4
« Вот собрался кот на базар. И говорит он петушку:
- Смотри, петушок, в окошечко выглядывай, меня встречай.
Ушел кот на базар, а петушок сел и песенку запел.
Пришел заяц. Стал звать петушка, а он откликнулся».
(русская народная сказка «Кот, петух и лиса»)
- Какие допущены ошибки допущены в сказке?
- Как называется сказка?
- Чему учит?
6. Игра «Четыре стихии»
- Знаете ли вы четыре стихии? Назовите их.
- Я бросаю мячик кому-то из вас и произношу при этом одно из четырех слов: воздух, земля, вода, огонь. Как только мячик пойман, начинаю счет до трех. Ваша задача: успеть, пока идет счет, ответить:
а) на слово воздух – названием птицы или насекомого;
б) на слово земля – названием какого-нибудь зверя, который живет на суше;
в) на слово вода – названием рыбы или морского животного;
г) на слово огонь отвечать ничего не надо, а надо успеть три раза повернуться вокруг себя.
Повторять слова нельзя. Кто не успел ответить или ошибся, выбывает из игры. Победителем становится тот, кто быстро без ошибок назвал все слова в соответствии с заданием.
7. Игра «Рыбы, звери, птицы»
- Я указывая на каждого из вас поочередно, произношу тихо: «Рыбы…звери…птицы… рыбы…звери…птицы». Если я кому-то совсем не по очереди скажу «Звери!», тот, к кому обратилась, должен быстро в течении 3 секунд откликнуться и назвать какого-нибудь зверя. Будьте внимательны: вновь называть уже названное слово нельзя.
Победителем становится тот, кто быстро и правильно назвал всех зверей.
8. Игра «Полетушки» (из игр, записанных В.И.Далем)
Все дети кладут по пальцу на стол.
Вожак начинает игру, называет какую-нибудь птицу либо летучее насекомое, подымает вверх палец и быстро опускает его на стол.
Дети должны делать то же. Если же кто-то прозевает лететь, то есть поднять или опустить палец, или полетит, когда вожак обманывает, называя нелетучее животное или вещь, то отдает залог. Залоги после этого разыгрываются.
Например, вожак, подымая палец говорит:
- Сова летит, летит! = Дети подымают и опускают пальцы.
- Петушок летит, кочеток летит! – Пальцы поднимаются и опускаются.
- Козелок летит, летит! – говорит вожак, подымая и опуская палец.
Тот, кто из детей полетел с козелком, отдает залог.
9. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок внеклассного чтения "Осень в произведениях художников и поэтов" во 2 классе
урок содержит материал о том, какой показана осень в произведениях поэтов и художников...
Тема: Русские писатели и поэты. Сказки С.Г. Козлова. (Урок внеклассного чтения)
Воспитывать веру в добро, умение видеть и ценить красоту, самостоятельность, трудолюбие. Воспитывать чувства доброго, нежного отношения к окружающим....
Кроссворды к произведениям детский писателей и поэтов (Э.Успенский)
Кроссворды к произведениям детский писателей и поэтов (Э.Успенский)...
Литературный ринг «Семья в произведениях русских писателей и поэтов»
Цели и задачи: В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании книг, их названия, авторов. Привить любовь к книге, развивать память, познавательный интерес, умение выразит...
Животные в произведениях художников и писателей, интегрированное занятие (ИЗО, литературное чтение, английский язык)
УМК "Начальная школа 21 века", Интегрированное занятие (ИЗО, литературное чтение, английский язык) Животные в произведениях художников и писателей...
Интегрированное занятие "Животные в произведениях художников и писателей"
Интегрированное занятие во 2 классе по программе УМК "Школа XXI века.Темы:ИЗО: Животные в произведениях художников.Литературное чтение: Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»...
Тема Родины в произведениях писателей и поэтов
Урок для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Речь пойдет о Родине, о природе родной земли, вспомним имена писателей и поэтов, в чьем творчестве тема Родины проходит красной нитью. Этот урок п...