Тема: Русские писатели и поэты. Сказки С.Г. Козлова. (Урок внеклассного чтения)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

 Воспитывать веру в добро, умение видеть и ценить красоту, самостоятельность, трудолюбие. Воспитывать  чувства доброго, нежного отношения к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vn._chteniya_s.kozlov.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»

Урок литературного чтения:

«Русские писатели и поэты.  Сказки С.Г. Козлова». 

 

Карасёва Галина Павловна

I квалификационная категория

Учитель начальных классов

2013 г.

Список используемой литературы: С.Козлов «Трям! Здравствуйте!», Е.И.Матвеева «Литературное чтение».

Тема: Русские писатели и поэты.  Сказки С.Г. Козлова.

(Урок внеклассного чтения)

Цели урока:    1)Познакомить учащихся с произведениями С. Козлова. Учить работать с текстом, выделять важные события, находить и определять главную авторскую идею.

Совершенствование навыка выразительного, правильного, беглого и  сознательного чтения;

2)Развивать умение учащихся давать полные ответы на вопросы, использовать при этом текст произведения, выражать при чтениичувства и характер действующих лиц.. Развивать мышление, воображение, речь учащихся.

3)Воспитывать веру в добро, умение видеть и ценить красоту, самостоятельность, трудолюбие. Воспитывать  чувства доброго, нежного отношения к окружающим;

Оборудование: Экран, мультимедийный  проектор, компьютер, раздаточный материал для каждого ученика, изображение главных героев произведения на картинках (Заяц и Медвежонок), портрет С.Г. Козлова, выставка книг С.Г. Козлова.

Ход  урока

I. Организационный момент.

                        Долгожданный дан звонок –

                        Начинается урок.

                        Каждый день – всегда, везде,

                        На занятиях, в игре,

                        Смело, чётко говорим

                        И тихонечко сидим.

-  Доброе утро мои дорогие.   Сегодня у нас необычный урок, на нем, как вы, наверное, уже заметили, присутствуют гости. Давайте повернемся к ним и поприветствуем их.

                                             Сказка по лесу идёт —
                                             Сказку за руку ведёт,
                                             Из реки выходит сказка!
                                             Из трамвая! Из ворот!
                                             Это что за хоровод?
                                            Это сказок хоровод!
                                            Сказка — умница и прелесть,
                                             С нами рядышком живёт.
• А вы, ребята, любите сказки? Почему?
• Какие сказки вы можете вспомнить?
• Как названные сказки можно поделить на две группы? (Народные и авторские)
• А чем авторские сказки отличаются от народных? (А ещё в них в скрытой или явной форме выражаются авторские оценки характеров героев, их поступков, отношение к героям)
• Я думаю, вы уже догадались, что речь на уроке сегодня пойдет о сказке.
• Сегодня у нас с вами встреча с героями чудесной авторской сказки. Это очень романтичные, мечтательные герои. Кто же это? Может быть, стихотворение Виктора Лунина поможет вам догадаться, о каких сказочных персонажах идёт речь.

«Туман»

            Млечною мягкостью манит туман.
                       Может, он — правда, а может — обман.
         Мнится, мерещится в мареве том
           Масляный месяц, мерцающий дом.

Медленно в море тумана иду.
  Может, до месяца я добреду?
               Может быть, если не сбиться с пути,
          Можно до сказки в тумане дойти?
• Какую сказку помогло вам вспомнить это стихотворение? (С. Козлов «Ёжик в тумане»)

Просмотр мультфильма «Ёжик в тумане»

Здесь нет привычного неторопливого повествования. Нет конфликтной ситуации, которую может разрешить волшебство или чудо. Самого волшебства в привычном понимании нет.

   Если проследить за развитием сюжета, станет понятно, что герою пришлось пережить серьёзное волнение. Но повествование Козлова, словно нарочно, ничем не тревожит и не пугает читателя. Заметьте, автор не сообщает нам, что ёжик испугался, волновался или испытывал другие сильные переживания. Ёжик все принимает, рассматривает и с любопытством отдаётся происходящему. Здесь и скрывается секрет сказки. Такое безэмоциональное поведение в экстренных обстоятельствах знакомо любому читателю, которому … снятся сны. Туман здесь и есть мир сна, тайны. Главное в этой странной сказке не то, что с героем происходит, а то, как необичный взгляд на происходящее  открывает мир.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
Учитель: Сергей Козлов придумал очень забавных и трогательных героев - Ёжика и Медвежонка. Они ходят друг к другу в гости, вместе сумерничают, читают стихи великих поэтов. Ежик любит смотреть на звёзды, а Медвежонок водит знакомство с Солнечным зайцем и знает, как перехитрить время. Можно долго рассказывать про приключения этих героев, но лучше прочитать книгу или посмотреть мультфильмы. Замечено, что от чтения сказок С. Козлова происходит особый косметический эффект: у девочек на лицах появляется  нежная задумчивость, а у мальчиков – мужественная загадочность. И ваша привлекательность возрастает в сотни раз!
• Вы хотели бы встретиться с Ёжиком и Медвежонком ?

Что ж....
Давайте любимые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться!

• Сегодня на уроке мы прочитаем новую сказку этого удивительного, ни на кого не похожего автора. Сказка называется «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды».

Чтение сказки «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды»

Как ёжик с медвежонком протирали звезд

Вот уже целый месяц Ёжик каждую ночь лазил на сосну и протирал звезды.

«Если я не буду протирать звезды каждый вечер — думал он — они обязательно потускнеют».

И с утра выходил на крыльцо, наламывал свежий веник, чтобы сбивать сначала со звезд пыль, и стирал тряпочку. Тряпочка у него была одна, и поэтому он каждое утро мыл ее и вешал на сосну сушить.

Покончив с приготовлениями. Ёжик обедал и ложился спать. Просыпался он, когда уже выпадала роса. Поужинав, брал тряпочку в одну лапу, а веник в другую и потихонечку, с сучка на сучок, подымался на самую верхушку сосны.

Здесь начиналось самое главное. Сначала звезды надо было обстукать веником, да так осторожно, чтобы случайно не сбить с неба. Потом веник переложить в левую лапу, а тряпочку взять в правую и протирать звезды до блеска. Работа была кропотливая, и на нее уходила вся ночь.

«А как же иначе? — ворчал Ёжик, беседуя сам с собой на верхушке сосны. — Если Медвежонок не протрет звезды, если я не протру звезды, то кто же протрет звезды?..»

Медвежонок в это время тоже сидел на верхушке сосны над своим домом, протирал звезды и думал:

«Удивительно, как это Ёжику в голову пришла такая счастливая мысль! Ведь если бы Ёжик не придумал чистить звезды, их бы давно уже никто не видел. Вон какая пыльная!..» — И он дунул на звезду и потер тряпочкой...

Медвежонок очень старался, но у него не всегда получалось, как у Ёжика. И если с неба падала звезда, все в лесу знали, что это ее нечаянно столкнул Медвежонок.


 Анализ сказки «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды»

- Кто является главным героем  сказки?

(Главным героем сказки является Ёжик)

- Каким изображен Ёжик? Чем он привлекает ваше внимание?

(Ёжик настырный, трудолюбивый, ведь он «целый месяц … каждую ночь лазил на сосну и протирал звезды».                          
Ёжик не ленился вставать рано, он очень
самостоятельный: все делает сам.

«Ёжик потихонечку, с сучка на сучок, подымался на самую верхушку сосны» . Осторожным он был. Он боялся нарушить красоту.)

- Зачем Ёжик каждую ночь  протирал звезды?

(Ёжик хотел и делал добро для других. Он понимал, что протирая звезды, помогает другим освещать путь на Земле)

Как он это делал? (

Словарная работа

«Кропотливо» - это как? Подберите синонимы, родственные слова. (Усердно, старательно, детально; трудолюбивый, вникающий в мелочи)

Учитель: Интересно, что слово «кропотливый» произошло от старославянского «кропот» - ворчание, «кропотать» - ворчать, у Козлова Ёжик «ворчит», найдите это место в сказке. (Для внимательных читателей, умеющих читать между строк, намёк на то, что Ёжик «трудолюбивый, усердный», а не ворчливый, недовольный)

• А как протирает звёзды Медвежонок? Найдите подтверждение своих слов в тексте. (Тоже очень старался, но не всегда у него получалось.) В жизни так случается: даже если очень стараешься, не всегда всё получается так как хочется. Вы со мной согласны?
• Но останавливали Медвежонка неудачи? ( Значит,
важно не останавливаться перед трудностями, продолжать делать хорошие дела.)
• Плохо ли то, что у Медвежонка иногда падали звёзды? (На падающую звезду можно загадать желание, говорят оно всегда сбывается)
• Для кого старались Ёжик с Медвежонком? (для всех, «все в лесу знали»)
• Они ждали награду за свою работу? (нет, мы этого не видим, чувствуется, что они
делали это бескорыстно)

физ. минутка

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись.

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайтесь и садитесь.

Продолжение знакомства со сказками к С.Козлова.

(чтение по ролям, сравнение сказок «Заяц и Медвежонок» и «Дружба» )

Сейчас мы познакомимся еще с двумя сказками и постараемся ответить на вопрос:

- Что общего между этими двумя сказками?

Дружба

Однажды утром Медвежонок проснулся и подумал:

«В лесу много зайцев а мой друг Заяц — один. Надо его как-нибудь назвать!»

И стал придумывать своему другу имя.

«Если я назову его ХВОСТИК, — думал Медвежонок, — то это будет не по правилам, потому что у меня тоже есть хвостик... Если я назову его УСАТИК, это тоже будет нехорошо — потому что и у других зайцев есть усы... Надо назвать его так, чтобы все-все сразу знали, что это — мой друг».

И Медвежонок придумал.

— Я назову его ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА? — прошептал он. — И тогда всем-всем будет понятно.

И он соскочил с постели и заплясал.

— ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! — пел Медвежонок. — Ни у кого нет такого длинного и красивого имени!..

И тут появился Заяц.

Он переступил порог, подошел к Медвежонку, погладил его лапой и тихо сказал:

— Как тебе спалось, МЕДВЕЖОНОККОТОРЫЙДРУЖИТСЗАЙЦЕМ?

— Что?.. — переспросил Медвежонок.

— Это теперь твое новое имя! — сказал Заяц. — Я всю ночь думал: как бы тебя назвать? И наконец, придумал: МЕДВЕЖОНОККОТОРЫЙДРУЖИТСЗАЙЦЕМ!

Заяц и Медвежонок

Летом Медвежонок подружился с Зайцем. Раньше они тоже были знакомы, но летом друг без друга просто жить не могли...

Вот и сегодня Заяц чуть свет пришел к Медвежонку и сказал:

— Послушай, Медвежонок, пока я к тебе шел, расцвели все ромашки!

— А пока я тебя ждал, — сказал Медвежонок, — отцвели одуванчики...

— А когда я только проснулся и подумал, что пойду к тебе, — сказал Заяц, — поспела земляника!

— А я ждал тебя еще раньше, — сказал Медвежонок. — Когда я проснулся, она только зацветала.

— А когда я засыпал, — сказал Заяц, — я подумал, что хорошо бы утром пойти в гости к Медвежонку... И думал об этом так долго, что, пока я думал, выпала роса...

— А я вечером, — сказал Медвежонок, — набрал ее полный ковшик и пил за твое здоровье!

— Я тебя очень люблю! — сказал Заяц.

— А я без тебя... жить не могу, — сказал Медвежонок.

И они, обнявшись, пошли в лес — собирать ромашки и землянику.

- Что общего между этими двумя сказками? ( Эти сказки о дружбе, чистой и верной)

Работа с пословицами.

- Подходят ли к нашей сказке вот эти пословицы?

На экране:

         Нет друга – ищи, а нашел – береги.

         Старый друг лучше новых двух.     

   

Знакомство со сказкой «красота»     

(чтение по цепочке)

Красота

Когда все забились по своим норкам и стали ждать зимы, неожиданно прилетел теплый ветер. Он обнял своими широкими крыльями весь лес, и все ожило — запело, застрекотало, зазвенело.

Вылезли греться на солнышке паучки, проснулись задремавшие лягушки. Заяц сел посреди поляны на пенек и поднял уши. А Ёжик с Медвежонком просто не знали, что им делать.

— Пойдем искупаемся в реке, — сказал Медвежонок.

— Вода ледяная.

— Пойдем наберем золотых листьев!

— Листья-то облетели.

— Пойдем наберем тебе грибков!

— Какие грибы? — сказал Ёжик. — Откуда?

— Тогда.... тогда... айда ляжем — будем лежать на солнышке!

— Земля холодная.

— Вода ледяная, земля холодная, грибов нет, листья облетели, а зачем — тепло?

— То-то и оно! — сказал Ёжик.

— То-то и оно! — передразнил Медвежонок. — А что же делать-то?

— Пойдем напилим тебе дров!

— Нет, — сказал Медвежонок. — Дрова пилить хорошо зимой. Вжик-вжик! — и золотые опилки в снег! Небо синее, солнце, мороз. Вжик-вжик! — хорошо!

— Пойдем! Попилим!

— Что ты! А зимой? Бац! — и пар изо рта. Бац! Колешь, поешь, а сам дымишься. Это такая радость — в звонкий солнечный день колоть дрова!

— Тогда не знаю, — сказал Ёжик. — Думай сам.

— Пойдем наберем веточек, — сказал Медвежонок. — Голых ветвей. А на некоторых один или два листика. Знаешь, как красиво!

— А что с ними делать?

— Поставим в доме. Только немного, понимаешь? — сказал Медвежонок. — Если много — будут просто кусты, а если чуть-чуть....

— Пойдем, согласился Ёжик.

И они пошли, наломали красивых веток и с ветками в лапах направились к дому Медвежонка.

— Эй! Зачем это вам веники? — крикнул Заяц.

— Это не веники, сказал Ёжик. — Это — красота! Разве не видишь?

— Красота! Вон ее сколько, это красоты! — сказал Заяц. — Красота — это когда мало. А здесь — вон сколько!

— Это здесь, сказал Медвежонок. — А у нас зимой дома будет красота.

— И вы эти веники потащите домой?

— Ну да, — сказал Ёжик. — И ты себе тоже набери, Заяц.

— Да что я, сдвинулся? — удивился Заяц. — Живу в лесу и голые ветки...

— Да ты пойми, сказал Медвежонок, — возьмешь две-три веточки и поставишь дома в кувшин.

— Лучше рябину, — сказал Заяц.

— Рябину — само собой. А ветки — очень красиво!

— А куда вы их поставите? — спросил Заяц у Ёжика.

— На окно, — сказал Ёжик. — Они будут стоять прямо у зимнего неба.

— А ты? — спросил Заяц у Медвежонка.

— И я на окно. Кто ни придет — обрадуется.

— Ну вот, — сказал Заяц. — Значит, права Ворона. Она еще утром сказала: «Если осенью в лес приходит тепло, многие шалеют». Вы ошалели, да?

Ёжик с Медвежонком посмотрели друг на друга, потом на Зайца, а потом Медвежонок сказал:

— Глупый ты, Заяц. И твоя Ворона — глупая. Разве это ошалеть — из трех веточек сделать для всех красоту?

- Что особенного мы узнали о героях  из этой сказки ?  (Они способны видеть прекрасное, в самом обычном. Герои – романтики, с развитым чувством воображения)

Знакомства с поэзией С.Г.Козлова.

 

С.Г.Козлов не только замечательный сказочник, но и прекрасный поэт. (Дети читают стихи Козлова наизусть)

Итог урока.

По – особому идет время в сказках Сергея Козлова. Оно течёт не спешно, но безвозвратно. Можно заклинать его обращаясь к любимому существу: «Правда, мы будем всегда? Правда, мы никогда не расстанемся? Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?»

 Сергей Григорьевич считал, что с детьми можно в серьёз говорить о том же, о чём и со взрослыми: О любви, дружбе, доверии, о радости жизни,о хрупкости красоты, о боли, страхе и утратах.

Правда, в своих произведениях автор это делает тонко, нежно, осторожно,  чтобы не ранить душу любимых героев.

Сказки Козлова негромкие, тихие, но очень современные. Они задумчивые и неспешные. Ведь наспех не поговоришь о красоте, о жизни. Вот автор и не спешит, он тщательно подбирает слова и складывает из них настроение. Настроение тихого равновесия, к которому всегда стремились мудрецы и филосовы.

Закончить свой урок я хотела бы просмотром мульфильма по сказке С.Г.Козлова «Трям! Здравствуйте!». Здесь автор раскрываетса и как писатель, и как поэт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения, посвящённого 385- летию Шарля Перро. Тема: "Сказки зарубежных писателей. Любимые сказки Ш.Перро."

В разрабортке  представлены: игра "Заморочки  из  сказочной бочки" (задания  по  сказкам зарубежных  писателей);  викторина  по  сказкам  Ш.Перро; ...

Урок литературного чтения: «Русские писатели и поэты. Сказки С.Г. Козлова».

На уроке дети знакомятся с произведениями С.Г. Козлова.Сказки Козлова вселяют в детей веру в добро,  умение видеть и ценить красоту, самостоятельность, трудолюбие....

Дидактический материал для урока внеклассного чтения "Люби живое" (рассказы русских писателей о природе).

Этот материал (на примере произведения М.Пришвина "Гости" окажет огромную помощь в проведении в занимательной форме урока внеклассного чтения....

Презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по теме : «Л.Н.Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель».

Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:·         способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;·...

Урок внеклассного чтения "Осень в стихах русских писателей"

воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией....

Разработка урока внеклассного чтения на тему: "Писатели - детям".

Конспект урока внеклассного чтения, проведенный во 2 классе. Раскрывает проблему зависимости взаимоотношений в семье от выполнения своих обязанностей на примере нескольких произведений детских писател...