Урок литературного чткеия 1 КЛАСС
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Литературное чтение
Тема: Жили-были буквы, В. Данько «Загадочные буквы».
Цель: Познакомить со структурой и содержанием учебника, с понятием «рифма», разобрать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: Жили-были буквы, В. Данько «Загадочные буквы».
Цель: Познакомить со структурой и содержанием учебника, с понятием «рифма», разобрать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы».
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку-
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Постановка учебной задачи
-Ребята, вспомните, пожалуйста, что было в центре изучения на всех предыдущих уроках литературного чтения (учебник в 2 частях, рабочая тетрадь, а именно Азбука).
-Молодцы! А теперь мы начинаем новую книгу, название которой прочитает мне…
-Верно, мы начинаем изучать литературное чтение.
А кто мне подскажет, где можно посмотреть, на какой странице мы можем найти рассказ или другое произведение. (В содержании, оно есть в каждом учебнике). А на какой странице оно находится?
Откройте содержание и назовите разделы, которые нам предстоит изучить.
-А теперь, ребята, давайте вспомним, как у школьника должно проявляться бережное отношение к учебнику. Назовите правила обращения с книгой. (ответы)
— Почему необходимо беречь книгу?
–Откройте стр. 3 и прочитайте название первого раздела учебника. Стр. 3.
— Как вы думаете, о чём расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»?
— Отгадайте загадку и проверьте свой ответ:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)
Работа по теме урока. Работа с учебником.
-Давайте прочитаем, что же нас ждет в первом разделе. СПРОСИТЬ ДЕТЕЙ по одному прочитать.
- Обратите внимание на призыв авторов учебника, размещенный внизу страницы. Как вы понимаете эти слова?
-Ребята, прочитайте первую фразу, с которой обращаются к вам авторы учебника. Стр 4.
-Как вы думаете, почему они употребили обращение «дорогой первоклассник»?
- Сейчас я вам прочитаю статью , а вы внимательно слушайте, пальчиком следите. Потом я задам вам вопросы. Читает статью и задаёт вопросы по прочитанному тексту:
— Чему посвящён первый раздел учебника?
— Кого называют настоящими волшебниками? Почему?
-Прежде чем вы приступите к чтению произведений раздела «Жили-были буквы», авторы учебника предлагают вам рассмотреть обложки книг в рубрике «Твоя библиотека».
-Итак, рассмотрите обложки книг, прочитайте их названия. Назовите авторов.
- Ну, а теперь мы отправимся в увлекательное путешествие по разделу «Жили-были буквы» и познакомимся с первым произведением учебника.
- С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (с чтения фамилии автора.)
-Как называется стихотворение Василия Данько? Прочтите. ДОСКУ ВКЛЮЧИТЬ.
-Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чем пойдет в нем речь? (не всегда)
-Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные? (да).
- 2 СЛАЙД Перед началом чтения произведения, мы прочитаем записанные на доске слова
сначала по слогам, затем целыми словами:
про-гло-ти-ла — проглотила
от-кро-ем — откроем
вой-дем— войдем
жуж-жит — жужжит
при-ят-ный — приятный
спа-са-ет-ся — спасается
у-серд-но — усердно
от-клик-нет-ся — откликнется
по-гла-дим — погладим
за-вер-тит-ся — завертится
на ско-во-род-ке — на сковородке
-Теперь прочитаем стихотворение все вместе.???
- Я буду называть букву, а вы читать, что к ней относится и вписывать карандашом буквы, которые я называю.
А — лягушку проглотила.
Л — тележку покатила.
Д — откроем и войдём.
Ш — под ёлкою найдем.
О — жужжит и больно жалит.
П — в лесу деревья валит.
В — чирикает на ветке.
Т — рычит на нас из клетки.
Н — приятный любит запах.
К — на мягких ходит лапах.
М — спасается от кошки.
Ц — в горшочке на окошке.
Щ — усердно чистит зубы.
З — велит надеть нам шубы.
Ж — в коробочке сидит.
У — совсем не ядовит.
Ч — с собою домик тащит.
Э — откликается из чащи
И — в лесу на курьих ножках
Г — лежат у нас в лукошках.
С — по шёрстке мы погладим.
Ё — мы к празднику нарядим.
Ф — мерцает огоньком.
Ю — завертится волчком.
Ы — у сыра посерёдке
Б — пекут на сковородке
Е — в лесу с куста мы ели
Р — вокруг Луны летели.
Х — к обеду на столе.
Я — на каждом корабле.
- Что помогло вам отгадать буквы - рисунки или слова из стихотворения?
-Объясните, почему автор назвал свое стихотворение именно так? (буквы для нас загадки)
-Откройте стр.8.учебника. Вы уже пытались предположить , почему автор назвал буквы загадочными. Теперь откройте «Рабочую тетрадь» на стр.16 и выполните задание, предложенное авторами.
А теперь все отдохнем, встали все.
Физкультминутка
Из-за парты быстро встали
И на месте зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Сели-встали, сели-встали
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево наклонитесь
И за парту вновь садитесь.
-Назовите еще раз все буквы, которые спрятались в пустых квадратиках.
-Теперь давайте перечитаем это стихотворение еще раз по цепочке(каждый по одному предложению).
-Остальные поставили пальчик и молча следим.
- На странице 8 найдите задание №3. Прочитайте.
-Вы сейчас поработаете в парах. Для начала определитесь, кто будет читать букву, а кто предложение. На работу вам дается 3 минуты.
-Хорошо, далее обсудите в парах , каким образом можно обычные буквы превратить в волшебные. (высказывают предположения).
Закрепление материала.
-Теперь давайте сыграем в игру «На что похожи буквы?»
-Я буду загадывать загадки, а вы мне называете букву:
1)Букву на плече носил,
На лугу траву косил. (г)
2)Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук. (ж)
3)Дрожу от страха
До сих пор!-
Воскликнуло полено,-
Похожа буква на топор!
Расколет непременно! (р)
4)Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки. (ф)
5)Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
Но начинает алфавит. (а)
Предлагает прочитать понравившееся двустишие и обратить внимание на последние слова в каждой строке:
Ц — лягушку проглотила.
Л — тележку покатила.
Нос приятный любит запах.
Кот на мягких ходит лапах.
Организует эвристическую беседу.
— Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.
Рифма (гр. рhythmos — размеренное движение) — повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу.
Просит найти слова, которые рифмуются, и прочитать их:
проглотила — покатила запах — лапах
зубы — шубы и др.
Самостоятельная работа
-А сейчас я вам раздам карточки с заданием. Вам нужно прочитать стихотворение, найти ошибку и исправить подходящее по смыслу слово.
Ой, - кричат вокруг хозяйки,-
В огород забрались майки.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мерзли шапки.
Здесь хорошее местечко-
Протекает мимо печка.
Итог
- Как называется новый учебник?
- С каким разделом учебника мы начали знакомство?
- Какое произведение мы читали на уроке?
- Кто автор этого произведения?
-Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?
Домашнее задание
- Придумать и нарисовать «загадочные» буквы. Сочинить своё двустишие.
Рефлексия
- Сейчас оцените свою работу на уроке, если вам понравился урок, у вас все получилось, то улыбнитесь мне, если не понравился, что-то не получилось, то опустите голову вниз. Спасибо, ребята, за работу на уроке, мне было приятно с вами работать, урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4
Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Урок математики "Класс Тема урока: «Закрепление пройденного. Повторение изученного». Учащиеся с ОВЗ (8 вид) «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.»
На уроке работают дети в разных группах. Обычный класс и дети с ОВЗ....
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова
КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...