Технологическая карта к уроку "Зима" И.З.Суриков" (1 класс)
методическая разработка по чтению (1 класс)

Цель урока:создать условия для развития умений анализировать средства художественной выразительности, используемые автором в своем произведении. Планируемые результаты: Предметные УУД: осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера; понимание изобразительной природы художественного текста. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД:способность ставить учебные задачи, планировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания, участвовать в диалоге. Познавательные УУД:умение понимать фактическое содержание текста; умение ориентироваться в тексте через составление вопросов по содержанию прочитанного и поиск ответов на них. Личностные УУД:формирование эстетических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости через красоту природы. Тип урока: Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima._i.z.surikov_1_klass.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок: Литературное чтение

Тема: «Зима»И.Суриков

УМК: «Школа России»

Класс: 1

Цель: создать условия для развития умений анализировать средства художественной выразительности, используемые автором в своем произведении.

Планируемые результаты: 

Предметные УУД: осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера; понимание изобразительной природы художественного текста.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: способность ставить учебные задачи, планировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания, участвовать в диалоге.

Познавательные УУД: умение понимать фактическое содержание текста; умение ориентироваться в тексте через составление вопросов по содержанию прочитанного и поиск ответов на них.

Личностные УУД: формирование эстетических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости через красоту природы.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Этапы урока

Деятельностьучащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу:

Учебник.

- Учитель у меня в портфеле!

- Кто? Быть не может! Неужели?

- взгляни, пожалуйста! Он тут,

Его учебником зовут.

(В.Берестов)

- Прочитайте стихотворение.

- О каком учителе идет речь?

- Разве может быть учебник учителем? Объясните.

- Прочитайте стихотворение шепотом, громко.

- А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую – тихо, третью – громко, четвертую – тихо.

- Прочитайте по ролям.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

1 группа: Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег)

2 группа:И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)

3 группа: Белый дед,
Старый,горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимет.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
(Сугроб)

4 группа: Он всегда на что-то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых молодит.
(Мороз)

- Все слова обозначают предметы, относятся к именам существительным. Они отвечают на вопрос что?, значит, неодушевленные имена существительные. Стоят в единственном числе, так как обозначают один предмет. Являются именами нарицательными.

- Все слова относятся к теме «Зима».

Работа в группах:

- Пушистый снег, блестящий иней, высокий сугроб, крепкий мороз.

- Наступила морозная зима. Земля покрылась белым пушистым снегом. Небо заволокло тяжелыми облаками. Деревья надели нарядные платья.

- Тема урока «Зима». Мы будем читать произведение о зиме, учиться описывать зимнюю природу,

Физминутка: «Солнышко лучистое…»

- А сейчас вы поработаете в группах. Отгадайте загадки.

- Что общего между словами-отгадками?

- Составьте словосочетания с ними.

- Рассмотрите картину, составьте по ней предложения.

- Сформулируйте тему и цели урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические  формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

- Это стихотворение, так как текст написан в столбик, каждая строчка начинается  заглавной буквы, есть рифма.

- Тема – «Зима». Подсказывает название стихотворения. Иван Суриков описывает зимнюю природу.

- Пелена – покрывало. Непробудно – глубокий продолжительный сон.

Чтение стихотворения учащимися.

Работа в группах:

- Какие признаки зимы поэт описывает в стихотворении?

- Какой снег? Снег что делает?

- От чего забелело поле?

- Какой шапкой накрылся лес?

- Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Сурикова «Зима».

Чтение стихотворения учителем.

- К какому литературному жанру относится это произведение? Почему?

-Определите тему произведения. Почему?

- Объясните значение слов пелена,непробудно.

- Составьте вопросы по содержанию стихотворения.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

 - Нет, так как эти предметы не могут двигаться и разговаривать.

- Иван Суриков сравнивает поле и лес с людьми. Только человек может укрыться покрывалом во время сна, человек надевает шапку.

- Чтобы читателю было интересно.

- Поле, лес, мороз – это одушевленные предметы? Почему?

- Почему поэт пишет:

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

…Пришли морозцы…?

- Такой прием в литературе называется олицетворение. Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

- Как вы думаете, с какой целью автор применил олицетворение?

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные: планирование учебной деятельности

5.Этап реализации построенного проекта.

- Подобрать к этим предметам действия, которые выполняют одушевленные предметы: ветер говорит, туча плывет и т.д.

- Как наделить неодушевленные предметы свойствами живых существ?

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Работа в группах:

Снег идет, снег падает, снег летает, снег метет.

Иней молчит и внемлет, горит, дрожит, блещет.

Сугробы стоят, сугробы сторожат.

Мороз злится, мороз заколдовал.

- Попробуйте «оживить» слова-отгадки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: логические

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа

За ночь землю накрыл пушистый снег. В лесу стоит звонкая тишина. Даже ветер молчит, не произносит ни звука. Вся природа уснула глубоким сном. Пришла зима.

- Дополните рассказ по картине «Зима», применяя средство художественной выразительности – олицетворение.

Регулятивные: контроль, оценка

Познавательные:

формулирование проблемы

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Лес проснулся. Зашелестели листья. Лес поздоровался. Бежит ручеек, поет песню.

- Прослушайте предложения, найдите олицетворения:

  1. Лес проснулся от долгого сна.
  2. Запели звонкие птицы, зашелестели листьями деревья, словно лес поздоровался с нами.
  3. Бежит весенний ручеек по лесу, поет ласковую песню.

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко?

- А что не получалось? Почему?

- Оцените свою работу на уроке при помощи знаков: ! (отлично),+ (хорошо), - (было много ошибок).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные:умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме «Умножение и деление на 2. Учитель: Лобзова Т.И. 2 А класс

Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).Педагогические задачи: Создать условия для формирования умений выполнять умножение и деление на 2. Составить таблицы умножения числа 2...

Технологическая карта урока математики на тему « КЛАСС МИЛЛИОНОВ И КЛАСС МИЛЛИАРДОВ»

Предмет: математика  Класс: 4 классТип урока: Освоение новых знаний и способов действий...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 класс Автор УМК «Rainbow English» 4 класс. Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В.

Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития коммуникативных умений по теме «Мое любимое время года»Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития комму...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...