Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке, 3 класс.
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Зверева Марина Альбертовна

Содержания учебного материала по литературному чтению ориентировано на формирование духовно- нравственных ценностей детей.

Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.Цель программы по литературному чтению на родном (русском) языке: познакомить ребят с произведениями, расширить их круг чтения, увеличить кругозор. Обратить внимание на исторические события через чтение сказок и былин о русских богатырях, чтении рассказов о войне, а также рассказы о наших сверстниках.  Познакомить с основами православной культуры, с праздником Рождества Христова и праздником Пасхи, с культурными традициями и историей этих праздников. Рассказать о творчестве писателей-фронтовиков, которые не понаслышке встретились лицом к лицу с войной и в полной мере испытали все ужасы войны. Но не смотря на это были мужественными и отважными и с честью пронесли звание «Русский солдат». И наши дети должны познакомиться с творчеством этих писателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке, 3 класс.

Составитель: учитель начальных классов

 МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Медведевского муниципального района Республики Марий Эл

Зверева Марина Альбертовна

Содержания учебного материала по литературному чтению ориентировано на формирование духовно- нравственных ценностей детей.

Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

Современному поколению всё сложнее и сложнее понять то далёкое время, когда былины, пословицы и поговорки передавались из уст в уста. Меньше стали читать и интересоваться   наследием русской национальной культуры.

  Цель программы по литературному чтению на родном (русском) языке: познакомить ребят с произведениями, расширить их круг чтения, увеличить кругозор. Обратить внимание на исторические события через чтение сказок и былин о русских богатырях, чтении рассказов о войне, а также рассказы о наших сверстниках.  Познакомить с основами православной культуры, с праздником Рождества Христова и праздником Пасхи, с культурными традициями и историей этих праздников. Рассказать о творчестве писателей-фронтовиков, которые не понаслышке встретились лицом к лицу с войной и в полной мере испытали все ужасы войны. Но не смотря на это были мужественными и отважными и с честью пронесли звание «Русский солдат». И наши дети должны познакомиться с творчеством этих писателей.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке».

Нормативную правовую основу рабочей программы составляют следующие документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

-  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).

Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова, В. П., Горецкий В. Г. Литературное чтение. Учебник. 3 класс.

Тематическое планирование учебного предмета с указанием количества часов.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Наша Родина – Россия. Моя малая Родина.

1

2

Устное народное творчество

4

3

 Авторская сказка

2

4

«С Рождеством Христовым!»

1

5

Солдатская сказка.

1

6

О братьях наших меньших

2

7

Что такое хорошо и что такое плохо?

3

8

«Пасхальная Радость»

1

9

«Их имена – наша гордость!»

1

10

«Проверим себя».

1

Всего:

17

Содержание программы:

Вводный урок.

1) Наша Родина – Россия. Моя малая Родина.

Цель: Продолжать формировать у детей понятия «Родина» и «Моя малая Родина». Воспитывать чувство гражданственности и гордости за свою Родину.

Прочитать и сравнить стихии: В.Степанова «Что мы Родиной зовѐм?» и С.Тимошиной «Республика моя».

Устное народное творчество.

2) Пословицы, поговорки и небылицы.

Цель: Продолжать знакомить детей с малыми жанрами русского народного творчества: пословицами, поговорками, небылицами. Учить понимать простоту и  мудрость  пословиц  и поговорок  на разные темы, которые сочинял русский народ и передавал из уст в уста. Учить уважать и ценить  богатство и многообразие  устной и письменной речи.

3) Былина

Цель: Познакомить с одним из жанров русского народного творчества «Былина».Дать определение, продолжать развивать тему « Родина». Рассказать –кто такие багатыри- защитники и герои земли русской. Продолжать формировать чувство патриотизма и гордости з свою Родину. Обратить внимание на стиль речи, которым излагается былина об Илье Муромце.

4) Русская народная сказка.

«Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо». 

Цель: Продолжить знакомство с русскими народными сказками. Это сказка о русском богатыре. Продолжить тему русского багатыря, защитника своей Отчизны. Дать определение мужеству и отваге, смелости  и бесстрашия, находчивости и смекалке. Работа со словарём. Учиться сравнить былину и сказку, делать вывод.

5) Басни.

Басни .И.А. Крылов «Квартет», «Туча», «Кукушка и петух».

Цель: Продолжать знакомство с творчеством. И. А. Крылова. Дать определение басни, дать понятие – что такое мораль у басни. Научить делать анализ басен, уметь сравнивать. Учиться давать характеристику героям. Делать вывод о прочитанном.

Авторская сказка.

 6) Сутеев В. «Мешок яблок».

Цель: Познакомить детей  с тврчеством В.Сутеева. Формировать у детей понятие о добре, щедрости, взаимовыручке, сострадании к ближнему, дружбе. Учить давать характеристику героям, составлять план и пересказывать.

7) К.Ушинский. «Ветер и солнце», «Два козлика».

Цель: Познакомить детей с творчеством К.Ушинского. Продолжать формировать у детей понятие о доброте и милосердии. Только добрыми намерениями можно разрешить любые споры. Учить размышлять над смыслом сказкок. Учиться сравнивать сюжеты сказок и делать выводы. Работа со словарём.

«С Рождеством Христовым!»

8) «Рождество Христово» - свящ. П. Воздвиженский

Цель: Познакомить детей с начальным понятиями православия, духовно-нравстенными ценностями русского народа. Воспитывать уважение к русской православной культуре. Продолжать развивать  фантазию и творческие способности. Учиться находить главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности. Продолжать формировать чувство сострадания и отзывчивости.

Солдатская сказка.

9) К. Паустовский «Похождение жука-носорога».

Цель: Познакомить детей с творчеством К.Паустовского. Прочитать  и дать характеристику героям этой сказки. Как война повлияла на их дружбу? Формировать у детей понятие  заботы о ближнем. Как эта забота о жуке- носороге повлияла на сюжет сказки? Воспитывать  творческие способности у детей. Продолжать рассказывать детям  о Великой отечественной войне, о долге и ответственности перед своей Родиной, воспитывать у детей чувство патриотизма и гражданственности.

Рассказы о братьях наших меньших.

 10) К. Паустовский  «Тёплый хлеб».

Цель: Продолжить знакомство с творчеством К.Паустовского. Продолжать рассказывать  

детям о военном времени, о жизни в деревне, о голоде и нужде. Учить задумываться о своих поступках, о неравнодушии, милосердии, о заботе о ближнем, о сострадании. Учить составлять план рассказа, давать характеристику героям. Формировать чувство отзывчивости и чуткого отношения к животным.

11)  К. Баруздин «Простуженный ёжик», «Необычный почтальон».

Цель: Познакомить детей с творчеством К.Баруздина.  Продолжать рассказывать детям об историях, которые происходили с героями рассказа во время войны. Воспитывать у детей гражданственность чувство патриотизма. Воспитывать у детей доброе и чуткое отношение к животным, помогать им, не быть равнодушными.  Формировать  чувство милосердия и сотрадания к «братьям нашим меньшим», заботиться о них. Дать характеристику героям, учиться оценивать поступки героев. Учиться составлять план и пересказывать.

 Что такое хорошо и что такое плохо?

12) В. Сухомлинский «Красивые слова и красивые дела».

Цель: Познакомить детей с творчеством В.Сухомлинского. Воспитывать у детей чуткость, сострадание по отношению друг к другу. Учить анализировать поступки героев, учиться рассуждать на тему рассказа и делать вывод.

В. Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо?».

Цель: Продолжать формировать у детей нравственные качества – уважительное отношение к старшим, послушание, благовоспитанность, кроткость. Учить задумываться над своими поступками. После прочтения рассказа дать характеристику героям, сделать вывод.

13) В.Железников. «Рыцарь».

Цель: Познакомить детей с творчеством В.Железникова. Воспитывать  уважение к пожилым людям, быть чутким и внимательным к окружающим. Формировать у детей нравственные качества- благородство, достоинство, честь. Перед чтением рассказа объяснить детям, кто такой «рыцарь».  После прочтения рассказа дать характеристику героям, составить план, учить пересказывать по плану. Работа со словарём.

14) Н.Носов «Огурцы».

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Н.Носова. Воспитывать  у детей  ответственность за свои поступки: не брать чужого, не завидовать, не перекладывать вину с одного на другого, не поддаваться влиянию внешних обстоятельств - быть морально устойчивым. Учиться признавать свои ошибки, не обижаться, когда говорят тебе, что ты не прав. Учиться просить прощения и если тебя обидели простить обидчику. Учиться давать характеристику героям, составлять план и пересказывать.

«Пасхальная Радость»

15) Сказка «Пасхальное яичко».

Цель: Продолжать знакомить детей с великим праздником ПАСХА. Рассказать о традициях и обычаях праздника. Продолжать воспитывать у детей уважение к православной культуре своей Родины ..Продолжать развивать  фантазию и творческие способности. Учиться находить главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности, сравнивать с другими сказками. Продолжать формировать чувство сострадания и отзывчивости. Учить давать характеристику героям, составлять план и пересказывать.

«Их имена – наша гордость!»

16) С.Алексеев «Штык».

Цель: Познакомить детей с творчеством  С.Алексеева. Формировать у детей  чувства гордости за свою Родину, её историю. С уважениям относится к великим русским полководцам, знать их имена. Воспитывать у детей чувство гражданственности и патриотизма. Учить давать характеристику героям составлять план, пересказывать и делать вывод.

С. Алексеев «Знамя Победы».

Цель: Воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, уважать мужество наших солдат, которые встали на защиту нашей страны. Учить находить в сюжете главную мысль, составлять план, пересказывать.

17) «Проверим себя».

Цель: Подвести итоги по всем темам в виде викторины. развивать художественно-творческие и познавательные способности, формировать читательский интерес и  воспитание художественно-эстетического вкуса,  на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы

        

Данная программа может служить основой для разработки календарно-тематического планирования, ежегодно корректироваться и адаптироваться к условиям образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению  на родном (русском) языке 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...

Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке (3 класс)

Рабочая программа по  предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса  разработана на основе:Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. ...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс...