Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Алексеенко Cветлана Михайловна

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p.lit_.cht_.4kl.20-21.docx74.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение –

 средняя общеобразовательная школа № 7 х.Новоселовка

(346677, МБОУ-СОШ №  7 х. Новоселовка , ул.Советская,99, Мартыновский р/н Ростовская обл.)

Тел. 8(86395)25-1-95,    E-mail: soch7mart@donpac.ru 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Утверждена

приказом директора школы

_________Е.Н. Черкасская

№ _______

от «___» __________2020 г.

Рабочая программа

 по литературному чтению

для обучающихся 4 класса

начального образования

Количество   часов       99

Учитель    Алексеенко   Светлана  Михайловна

Программа разработана на основе учебника Литературное чтение 4 класс  Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого,  М. В. Головановой В.П. , рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации,  М.: Просвещение, 2020г.

На 2020 - 2021  учебный год

Пояснительная записка

           Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 29.12.2014 №1643, от 31.12.2015 №1576).
  • Приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»;
  • Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ- СОШ №7 х.Новосёловка на 2020-2021учебный год
  • Положения о рабочей программе педагога МБОУ- СОШ №7 х.Новосёловка
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год;
  • Авторской  программы  по  предмету Литературное чтение для   4  класса созданной коллективом авторов: Климанова Л. Ф., Бойкина М. В., издательство Просвещение.

    Изучение базового курса ориентировано на использование учебника  Литературное чтение 4 класс  Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого,  М. В. Головановой В.П. , рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации, 2020 г.  

   Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

    В соответствии с учебным планом,  календарным учебным графиком школы, расписанием занятий  программа реализуется в объеме  99 часов.

   Цель программы:

  • Знакомство обучающихся с лучшими литературными произведениями, разбор и анализ которых строится по законам искусства;
  • формирование грамотного читателя, который умеет правильно и выразительно читать, понимать и переживать содержание прочитанного.

Задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно - ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности обучающихся

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

        Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.  Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.  Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

    Работа с научно-популярным    учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся   (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности  обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения у обучающихся различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи, сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Кол-во часов, отводимое на освоение раздела

Сроки освоения темы

Формы текущего контроля успеваемости по теме

Сроки контроля

1

Раздел  1  Летописи, былины, сказания, жития

8 ч.

02/09 – 18/09

Тест

18/09

2

Раздел  2   Чудесный мир классики

18 ч.

21/09 – 30/10

Входная техника чтения

Тест

21/09

30/10

3

Раздел  3  Поэтическая тетрадь

9 ч

09/11-27/11

Тест

27/11

4

Раздел  4  Литературные сказки

11 ч.

30/11 – 23/12

Техника чтения за первое полугодие.

21.12

5

Раздел 5   Делу время – потехе час

7 ч.

25.12 – 20.01

Тест

20/01

6

Раздел  6   Страна детства

6 ч.

22/01 – 03.02

Тест

03.02

7

Раздел 7   Поэтическая тетрадь

3 ч.

05.02 – 10.02

-

-

8

Раздел  8   Природа и мы

10 ч.

12/02 – 05/03

Тест

05/03

9

Раздел 9  Поэтическая тетрадь

7 ч.

10/03 – 31/03

Тест

31/03

10

Раздел  10   Родина

4 ч.

02/04 – 09/04

-

-

11

Раздел  11   Страна Фантазия

5 ч.

12/04 – 21.04

Итоговая проверка техники чтения

19.04

12

Раздел  13    Зарубежная литература

11ч.

23/04 – 21/05

-

-

                                                                                                                99 ч.

    Примерные нормативы по проверке темпа чтения (количество слов в минуту)по полугодиям

1  класс

2 класс

                   3 класс

                                        4 класс

                                                                                           Полугодия

    I

   II

   I

   II

  I

 II

   I

       II

вслух

вслух

вслух

 вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

-

25-30

30-40

45-50

70-80

50-60

85-90

65-70

100--  110

70-80

115-120

90-95

         по четвертям

 

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

I четверть

5-10 сл/м

25-30 сл/м

50-55 сл/м

70-75 сл/м

II четверть

11-15сл/м

30 -40 сл/м

55-60 сл/м

75-80 сл/м

III четверть

16-25 сл/м

40-45 сл/м

6 0-65 сл/м

80-90 сл/м

IV четверть

25-30 сл/м

45-50 сл/м

65-70 сл/м

90 -95 сл/м

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем программы

Коли-чество часов

Дата проведения

план

факт

                         Раздел 1. Летописи, былины, сказания, жития ( 8  ч.)

1

Введение. Знакомство с названием раздела.  Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

02/09

2

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

1

04/09

3

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

1

07/09

4

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

1

09/09

5

Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой.

1

11/09

6

Сергий Радонежский – святой земли Русской.  В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».

1

14/09

7

Житие Сергия Радонежского.

1

16/09

8

Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития» . Тест.

1

18/09

                    Раздел 2.  Чудесный мир классики ( 18 ч.)

9

Входная проверка техники чтения.

1

21/09

10

Знакомство с названием раздела. П.П.Ершов «Конёк – Горбунок».

1

23/09

11

П.П.Ершов. «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

1

25/09

12

П.П.Ершов «Конёк – Горбунок». Характеристика героя.

1

28/09

13

А.С.Пушкин« Няне».

1

30/09

14

А.С.Пушкин  «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..».

1

02/10

15

А.С.Пушкин  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

05/10

16

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

1

07/10

17

А.С.Пушкин  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

1

09/10

18

М.Ю.Лермонтов  «Дары Терека».

1

12/10

19

М.Ю.Лермонтов  «Ашик – Кериб».

1

14/10

20

М.Ю.Лермонтов  «Ашик – Кериб» . Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

1

16/10

21

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

1

19/10

22

Л.Н.Толстой  «Детство».

1

21/10

23

Л.Н.Толстой «Как Мужик камень убрал». Басня.

1

23/10

24

А.П.Чехов «Мальчики».

1

26/10

25

А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

1

28/10

26

Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики». Тест

1

30/10

                        Раздел 3. Поэтическая тетрадь ( 9 ч.)

27

Знакомство с названием раздела. Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид..», «Как неожиданно и ярко..».

1

09/11

28

А.А.Фет  «Весенний дождь», «Бабочка».

1

11/11

29

Е.Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист..!».

1

13/11

30

А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

1

16/11

31

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями..».

1

18/11

32

Н.А.Некрасов «Школьник».

1

20/11

33

Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки..».

1

23/11

34

И.А.Бунин «Листопад». Картина осени в стихах Бунина.

1

25/11

35

Обобщающий урок- игра «Поэтическая тетрадь».Тест.

1

27/11

                                       Раздел 4. Литературные сказки (11ч.)

36

Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

30/11

37

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

1

02/12

38

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.

1

04/12

39

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

7/12

40

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

09/12

41

П.П.Бажов «Серебряное копытце».

1

11/12

42

П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

14/12

43

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

1

16/12

44

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.

1

18/12

45

Проверка техники чтения за 1 полугодие.

1

21/12

46

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики».

1

23/12

                                  Раздел 5. Делу время – потехе час ( 7 ч.)

47

Знакомство с названием раздела. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

25/12

48

. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

1

28/12

49

В.Ю.Драгунский «Главные реки».

1

11/01

50

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка».

1

13/01

51

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

1

15/01

52

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

1

18/01

53

Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Тест.

1

20/01

                                      Раздел 6.  Страна  детства (6 ч.)        

54

Знакомство с названием раздела. Б.С.Житков «Как я ловил человечков».

1

22/01

55

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

1

25/01

56

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

27/01

57

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

29/01

58

М.М.Зощенко «Ёлка».

1

01/02

59

Обобщающий урок «Страна детства». Тест.

1

03/02

                                                            Раздел 7. Поэтическая тетрадь. (3 ч.)

60

В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская».

1

05/02

61

С.А.Есенин «Бабушкины сказки».

1

08/02

62

М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка..», «Наши царства».

1

10/02

                                      Раздел 8. Природа и мы (10 ч.)

63

Знакомство с названием раздела. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

1

12/02

64

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

1

15/02

65

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

17/02

66

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

19/02

67

М.М.Пришвин «Выскочка».

1

22/02

68

М.М.Пришвин «Выскочка».

1

24/02

69

Е.И.Чарушин «Кабан».

1

26/02

70

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

1

01/03

71

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

1

03/03

72

Проект «Природа и мы». Оценка достижений. Тест.

1

05/03

                                     Раздел 9  Поэтическая тетрадь (7 ч.)

73

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

1

10/03

74

Б.Л.Пастернак «Золотая осень».

1

12/03

75

С.А.Клычков  «Весна в лесу».

1

15/03

76

Д.Б.Кедрин «Бабье лето».

1

17/03

77

Н.М.Рубцов «Сентябрь».

1

19/03

78

С.А.Есенин «Лебёдушка».

1

29/03

79

Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Тест.

1

31/03

                               Раздел 10.  Родина (4 ч.)

80

Знакомство с названием раздела. И.С.Никитин «Русь».

1

02/04

81

С.Д.Дрожжин «Родине».

1

05/04

82

А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

1

07/04

83

Проект «Они защищали Родину». Обобщающий урок «Родина».

1

09/04

                               Раздел 10.  Страна Фантазия (5 ч.)

84

Знакомство с разделом. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

1

12/04

85

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

1

14/04

86

К.Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

1

16/04

87

Итоговая проверка техники чтения.

1

19/04

88

К.Булычёв «Путешествие Алисы».

1

21/04

                                            Раздел 11.  Зарубежная литература ( 10 ч.)

89

Знакомство с разделом. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера».

1

23/04

90

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера».

1

26/04

91

Г.Х.Анднрсен  «Русалочка». Авторская сказка.

1

28/03

92

Г.Х.Анднрсен  «Русалочка». Деление произведения на части.

1

30/04

93

Г.Х.Анднрсен  «Русалочка». Характеристика героев.

1

05/05

94

М.Твен «Приключения тома Сойера».

1

07/05

95

М.Твен «Приключения тома Сойера».

1

12/05

96

М.Твен «Приключения тома Сойера».

1

14/05

97

С.Лагерлеф  «Святая ночь».

1

17/05

98

С.Лагерлеф  «В Назарете».

1

19/05

99

Обобщающий урок. Игра «Крестики- нолики»

1

21/05

Итого:

99 ч.

                                                             

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

Обучающиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Обучающиеся  научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся  научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Обучающиеся  научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся  научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Критерии   и нормы оценок/отметок

Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три  раз в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце 2 четверти, в  конце года.  В случае низкого уровня читательской деятельности следует проводить индивидуальный контроль  чаще. Такой подход дает возможность увидеть степень продвижения обучающегося  в овладении техникой чтения на протяжении основных этапов обучения в течение года и по классам.

Вместе с тем, необходимо помнить, что темп чтения каждого ребенка индивидуален. Это может зависеть от многих физических и социальных показателей. Например, медленное чтение связано с недоразвитием челюстных мышц, или наоборот, ребенок физически развивается в норме, но дома говорят медленно.

Контрольная проверка навыка чтения проводится  у каждого обучающегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:-         беглость, правильность, осознанность, выразительность.

 "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

 "4"ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

 "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

 "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение обучающимися  текстов  наизусть

 "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

"4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

 "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

 "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение

Требования к выразительному чтению обучающихся:

1.    Правильная постановка логического ударения;

2.    Соблюдение пауз;

3.    Правильный выбор темпа;

4.    Соблюдение нужной интонации;

5.    Безошибочное чтение.

"5"- выполнены правильно все требования;

"4" - не соблюдены 1-2 требования;

"3"-допущены ошибки по трем требованиям;

"2"- допущены ошибки более чем по трем требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению обучающихся  по ролям:

1.  Своевременно начинать читать свои слова;

2.  Подбирать правильную интонацию;

3.  Читать безошибочно;

4.  Читать выразительно.

"5" - выполнены все требования

"4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

"3" - допущены ошибки по двум требованиям

"2" -допущены ошибки по трем требованиям

  Пересказ

Требования к пересказу обучающихся:

"5"- пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

"4"-допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их

"3"- пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

"2"- не может передать содержание прочитанного.

                                Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

                                                Ошибки

                                             Недочеты

- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более 2);

- чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию;

- неумение выделять основную мысль текста;

- нарушение при пересказе последовательности событий произведения;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность, отсутствие средств выразительности.

- не более 2 неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа, четкости произношения слов;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающего установленное;

- неточность формулировки основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, а также недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

 Лист корректировки рабочей программы 

класс

тема урока

дата проведения по плану

причина корректировки

дата

проведения по факту

СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 заседания ШМО

учителей    

от «__» августа 2020г.                                  

Руководитель ШМО

___________________/С.М.Алексеенко /  

СОГЛАСОВАНО                                                      Заместитель директора по УВР

______________/Ю.И.Ульянчук/

«____» августа 2020 года

ПРИНЯТО

Решение педагогического совета

 МБОУ-СОШ №7 х.Новосёловка

Протокол № ____

от «___» августа 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...