Урок по теме "М.Ю.Лермонтов "Белеет парус одинокий".
методическая разработка по чтению (4 класс)

Кусочкина Елена Валерьевна

Знакомство с биографией и творчеством писателя, групповая работа над стихотворением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

Тема: М.Ю.Лермонтов «Белеет парус одинокий…»

Класс: 4 класс.

Цели урока: 

образовательные:

- познакомить детей с биографией и творчеством писателя;

- обучать элементам литературного анализа;

развивающие:

- продолжить работу над овладением осознанного выразительного чтения;

- развивать метапредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные);

воспитывающие:

- формирование читательской компетентности, осознание себя грамотным читателем;

мотивационные:

- создавать мотивацию успеха;

- учитывать индивидуальные особенности.

Оборудование: текст стихотворения «Парус», портрет М.Ю.Лермонтова, рисунок парусника, бумажный кораблик.

Ход урока

I.Организационный момент.

«Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный».

II.Актуализация знаний. Постановка цели урока.

-Зачеркните одинаковые согласные буквы и узнаете, что сегодня будем читать.

С Н К П Р

Ф Т П И Ф

Р К Х Н И  (стих)

2)-Восстановите имя , отчество и фамилию автора , с произведением которого познакомимся на уроке.

М .х . ил Юрь . в . ч  Л . рм . нт . в.

- Посмотрите на выставку его книг. Он писал не только стихи, но и повести, романы, рассказы о жизни людей. 

- Отгадайте загадку.

Я от ветра надуваюсь,

Но ничуть не обижаюсь,

Пусть меня он надувает,

Яхте скорость прибавляет. (парус)

- Представьте: перед вами море и вдалеке виднеется маленькое белое пятнышко – это парус.

-Ребята, может вы догадались, как называться будет стихотворение? (парус) 

- Итак, тема нашего урока?

III. Самоопределение к деятельности.

Создание проблемной ситуации.

 -Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?

(когда болеет, когда получает плохие оценки, когда у него нет друзей, когда одинок)

-Действительно, человек, как личность  всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас  уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»?
(грусть, растерянность, печаль и т.д. )
- Как вы видите, эмоции самые разнообразные, но , увы,  далеко не положительные. В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны, это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой  - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня  мы с этим корабликом совершим путешествие  по небольшой части творчества М.Ю.Лермонтова и попробуем ответить на вопрос: Может ли быть одиноким великий человек или нет? И как его эмоциональное состояние отразилось на его творчестве?

IV.Работа над новым материалом.

- Закройте глаза и мысленно перенеситесь в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М. Ю. Лермонтов. На этой остановке мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни этого талантливого поэта. Потому что нельзя понять творчества писателя, не зная его жизненного пути. Здесь у нас есть собственный экскурсовод, который подготовил доклад о важных моментах в биографии поэта.

1.Сообщение учеников:

(М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя. Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года.

Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли. Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

- Что нового мы узнали о поэте?

(жизнь Лермонтова была очень интересной, но и достаточно непростой)

V.Физкультминутка.

( вращение корпусом вправо и влево)

« Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(имитация движения крыльями)

Мы работаем руками

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

( приседания)

Чтобы ноги не болели,

Раз – присели, два – присели,

Три, четыре, пять и шесть,

Семь и восемь, девять, десять.

( ходьба на месте)

Рядом с партою идем,

И садимся мы потом.

VI. Продолжение работы по теме

- Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

-Как вы думаете, что увидел Лермонтов? 

-  Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

-Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)

-Какое море в тихую погоду, в бурю?

- Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.            

- Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».   

2. Словарная работа

- Прежде чем читать стихотворение, ознакомьтесь с непонятными словами, которые встретятся в нем. 

- Как вы объясните слова  «мятежный» и лазурь?

(Мятежный обозначает «тревожный, неспокойный, бурный; лазурь – светло-голубой)

- А где можно узнать точное значение слова? (в толковом словаре)

3. Чтение стихотворения «Парус».

- Послушайте стихотворение и попробуйте ответить на вопрос:

- Легко или трудно понять о чём размышляет рассказчик? 

4. Проверка первичного восприятия

 -Понравилось ли вам это произведение?

 -Что вы чувствовали, когда слушали его?

 -Когда вы переживали?

- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)

- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…»)

- Что такое буря?

- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)

5. Жужжащее чтение стихотворения детьми 

6.Работа с таблицей. Самостоятельная работа по группам.

- Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в группе.

- Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.

Строфы

Что видим

Как читаем

1 строфа

2 строфа

3 строфа

- Проверим.

1строфа.  (1группа)    

-Что видим? (море, небо, паруса, затишье)

- Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие  уж простые.

-Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)

-Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.

-А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.

- А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет)

2 строфа.    (2 группа)

-Что видим? (парус, шторм, волны, ветер, мачта)

-Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).

- Какой прием использует автор? олицетворение

- Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит».

-А парус? (и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)

-А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)

- Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией. 
3 строфа. (3 группа)

-Что видим? (ослепляющий  своей красотой морской пейзаж)

-Как читаем? (светло, торжественно)

- А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»

7.Целостное выразительное чтение стихотворения учащимися.

VII.Рефлексия

 - Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением М. Ю. Лермонтова "Парус".

- Оцените свою работу и закончите предложения.

Я узнал...

Мне захотелось...

Это стихотворение заставило меня задуматься...

Урок взволновал...

Я расскажу дома...

Мне было интересно...

- Оцените свою работу на листе самооценки.

VIII. Подведения итогов урока.

- Как вы думаете, для чего Лермонтов написал это стихотворение?

- Что он хотел передать в своем стихотворении? Одиночество, грусть

- Через какие образы? парус, море

- А как вы думаете, кто скрывается под этими образами? Поэт и его жизнь

- Давайте вернемся к главному вопросу нашего урока: - Легко или трудно понять, о чем размышляет рассказчик?

IX. Домашнее задание

- Выучить стихотворение  М. Ю. Лермонтова "Парус".

Анализ урока

Все этапы урока логично взаимосвязаны. В течение урока была организована смена деятельности: учебный диалог, работа в парах, группе, физкультминутка, коллективная.

Обратная связь осуществлялась в течение всего урока .Проведён первичный контроль усвоения знаний.

Учащиеся проявили  работоспособность, активность. Психологический климат на уроке был благоприятный. Дети показали положительное отношение к уроку условными символами.

На уроке были использованы словесные методы (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активной познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии); наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение) практические  (деление текста стихотворения на строфы).

Использовалась групповая работа. Ставились проблемные ситуации. Использовала  метод контроля ( при взаимопроверке, самопроверке) и самоконтроля (при подведении итогов, рефлексии).

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста была включена  физкультурная пауза, игровые моменты. Проведена самооценка детьми своей деятельности и дана оценка своего отношения к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» урок литературного чтения в з классе

Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литерату...

Творческая мастерская «Белеет парус одинокий»

Изготовление парусника из цветной бумаги в технике оригами....

Родительское собрание на тему:" Большая душа никогда не бывает одинокой"

Родительское собрание проводится вместе с учащимися. Материал  конспекта способствует воспитанию добрых чувств, прививая детям любовь к природе, обращает внимание на необходимость совместной рабо...

Урок шахмат "Матование одинокого короля"

Ознакомить с наиболее распространёнными способами матования одинокого короля;Побудить интерес к игре в шахматы...

Урок русского языка "Путешествие под парусами" 4 класс

Необычный урок русского языка по теме "Правописание имен прилагательных". Закрепление и обобщение материала....

Одинокая гармонь

Оформление информационной доски...