Урок чтения "Буква Л, звуки [л],[л*] в период обучения грамоте".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Гапко Анастасия Александровна

Урок чтения "Буква Л, звуки [л],[л*] в период обучения грамоте".Тип урока: урок открытия новых знаний (знакомство с новой буквой и звуками).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_l._obuchenie_gramote._chtenie.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте

ФИО: Гапко Анастасия Александровна

Урок обучения грамоте.

Тема урока: согласные звуки [л] и [л‘], буквы Л, л.

Тип урока: урок открытия новых знаний (знакомство с новой буквой и звуками).

Цель урока: познакомить учащихся с буквой Л и со звуками, которые обозначает эта буква.

Задачи урока:

Предметные: уметь выделять и характеризовать звуки [л], [л‘] в процессе слого-звукового анализа; сформировать у учащихся четкий образ буквы Л; содействовать формированию умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости; развивать речь; упражнять учеников в чтении слогов, слов и текстов на данную букву; развивать у детей фонематический слух; развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива; развивать внимание, логическое и вариативное мышление, память.

Метапредметные:

- познавательные: ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, находить общее и различия; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; определять тему урока.


- коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; уметь работать сообща (группами, парами, индивидуально); воспитывать культуру общения.

- регулятивные: организовывать свое рабочие место; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Личностные: освоение роли ученика; формирование уважения к окружающим людям.

Учебный комплект, класс: «Школа России», «Азбука» 1 класс в 2 частях В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и др.

Оборудование, технические ресурсы: лента букв, компьютер, интерактивная доска, учебник «Азбука» 1 класс, карточки букв, красный и синий домики, магниты, звуковые карточки: красные, синие, зелёные.


Содержание урока

  1. Организационный момент.

(Прозвенел звонок. Дети встают у своих мест. На партах порядок, все готовы к уроку).

Учитель:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. Повторение, актуализация, коллективное определение или самоопределение деятельности.

Ребята, посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми мы уже познакомились на уроках обучения грамоте. (Дети смотрят на ленту букв).

Ученик(и):

-а, о, у, ы, и, н, с, к, т

Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. (Учитель раздаёт  ученикам карточки с изученными буквами). На доске два домика: красный и синий.

-Жили-были буквы (ученики у доски показывают свои буквы). Однажды они все вместе отправились на море, чтобы отдохнуть. На пляже шумели волны, кричали чайки,  а солнце согревало всех отдыхающих своим теплом. Но вдруг солнце спряталось за тучами, море забушевало, чайки от страха улетели в укромные места и тогда буквы быстро-быстро поехали домой. (Дети прикрепляют при помощи магнитов свои буквы к нужному домику.)


Учитель:

-Ребята, давайте все вместе проверим, правильно ли буквы нашли свой домик. (Если есть ошибки, дети, которые сидели на местах исправляют их).

-Назовите буквы, которые живут в красном домике.

Ученик(и):

-а, о, у, ы, и

Учитель:

-Какие они – гласные или согласные? Объясните почему.

Ученик(и):

В красном домике живут гласные буквы. Потому что при их произношении не возникает никаких преград.

Учитель:

А какие буквы живут в синем домике? Объясните почему.

Ученик(и):

-н, с, к, т. Эти буквы живут в синем домике, так как они согласные. При их произношении возникает преграда.

Учитель:

- Молодцы, ребята! А на какие группы делятся согласные? Каким цветом можно показать звук мягкий и звук твёрдый?

Ученик(и):

-Твёрдые звуки синим цветом, а мягкие зелёным.

Учитель:


 -Прекрасно! Давайте ещё немного поиграем: я буду говорить слова, а вы будете составлять схемы слов у себя на парте.

- Нос, конь, ток (дети составляют схемы).

-Вы большие молодцы! Теперь давайте попробуем узнать тему сегодняшнего урока. Для этого нам нужно отгадать  несколько загадок:

Загадки:

1.Ломтиком вкусного сыра
Кажется в небе она,
Ночью для целого мира
Светит красиво (
луна).

2. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто это? (лиса)

3.Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось,
Познакомьтесь это (лось).

4.Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,

Цвет свой целебный дарит нам (липа).

Учитель:

-Ребята, вы такие молодцы! Скажите, а что общего между всеми отгаданными словами?

Ученик(и):

-Все слова начинаются со звука [л] или [л‘].

Учитель:


-Верно, ребята! А как вы думаете,  почему мы отгадывали слова, начинающиеся с этих звуков?

Ученик(и):

-Потому что тема нашего урока будет: «Звуки [л], [л‘] и буква, их обозначающая».

Учитель:

-Верно! Тема нашего урока: «Звуки [л], [л‘] и буква, обозначающая эти звуки». А теперь, ребята, откройте учебник на с. 58 и внимательно рассмотрите картинку.

-Что изображено на картинке?

Ученик(и):

-На картинке «Тараканище» К. Чуковского.

Учитель:

-А каких героев вы видите на картинке?

Ученик(и):

-Слон, ослик, слониха.

Учитель:

-Чем они занимаются?

Ученик(и):

-Слониха танцует. Слон плачет. Ослик читает.

Учитель:

-А почему луна падает?

Ученик(и):

-На картинке луна падает оттого, что так «лихо» плясала слониха.

Учитель:

-Верно! Я рада, что вы помните сказку «Тараканище» К. Чуковского. Ребята, давайте вспомним, из чего состоят слоги?

Ученик(и):

-Слоги состоят из букв.

Учитель:

-Верно! А из чего состоят слова?

Ученик(и):

-Слова состоят из слогов.

Учитель:

-Давайте посчитаем количество слогов в слове «слониха». (Хлопая в ладоши на каждый слог, узнаём, что в слове «слониха» 3 слога).

-А из чего состоят предложения?

Ученик(и):

-Предложения состоят из слов.

Учитель:  

-Составьте предложение из трёх слов по картинке.

Ученик(и):

-Слон горько плачет. Слониха красиво танцует. Ослик читает книгу.

Учитель:

-А из чего состоит текст?

Ученик(и):

-Текст состоит из предложений.

Учитель:

-А что такое текст?

Ученик(и):

-Текст-это предложения, связанные между собой по смыслу.

Учитель:

-Давайте попробуем составить текст по картинке «Тараканище».

Ученик(и):

-Однажды Таракан напал на жителей леса. Он грозился всех съесть. Но бесстрашный Воробей  взял и «клюнул» Таракана и все жители леса были спасены злого «Тараканище». Больше всего радовалась своему спасению Слониха. Она так лихо отплясывала, что луна упала с неба. Жителям леса пришлось нырять за луной в болото и гвоздями приколачивать к небесам.

-Учитель:

-Умница! А кто может всему классу прочитать текст, предложный автором учебника, по сказке в стихах «Тараканище»?

Ученик(и):

-А слониха-щеголиха

 так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала.

(К. Чуковский)

Учитель:

-Скажите, пожалуйста, в этом отрывке встречались звуки, которые являются целью изучения нашего урока?

Ученик(и):

-Да, в этом тексте встречались звуки  [л] и [л‘].

Учитель:

Давайте найдём здесь слова, где есть звук [л].

Ученик(и):

- «Слониха», «луна», «слон», «задрожала», «упала».

Учитель:

-А теперь найдём слова, где есть звук [л‘].

Ученик(и):

-«Щеголиха», «лихо».

Учитель:

-Ребята, вы большие молодцы! А теперь мы с вами немного отдохнём. Давайте представим, что за окном пошёл дождь, потом начался град, а затем засветило солнце. Итак:

Физкультминутка.

1. Дождь идёт - дети постукивают кончиками пальцев по парте.

Град идёт – ладони вверх, постукивают по парте суставами пальцев.

Засветило солнце – тишина.

2.Вместе с ребенком имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая руками:
Ветер дует нам в лицо
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише (присесть).
Деревцо все выше, выше (встать и вытянуть руки вверх).

3.Зажмуриваем глаза. Смотрим в окно, на дверь. На учителя.

  1. Работа над новым материалом.

Учитель:

-Теперь мы с вами отдохнули, поэтому можно снова возвращаться к уроку. Давайте попробуем отгадать загадку:

У него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть…

Ученик(и):

-Стул

Учитель:

-Сколько слогов в этом слове?

Ученик(и):

-В этом слове один слог.

Учитель:

-Ребята, все согласны с *? Давайте мы вместе позовём слово и узнаем количество слогов в слове «стул» (путём скандирования - хлопками -  определяем количество слогов в слове). Верно! В этом лове один слог и он же является ударным. А теперь давайте посмотрим схему слова «стул» на с. 59 и сделаем полный слого-звуковой анализ этого слова (вместе с учителем класс проводит слого-звуковой анализ):

Стул.

[с] – согласный (есть преграда), глухой (не звенит, когда зажимаем уши ладонями), твёрдый (сравниваем с парным по мягкости [с’]).

[т] – согласный (есть преграда), глухой (не звенит, когда зажимаем уши ладонями), твёрдый (сравниваем с парным по мягкости [т’]).

[у] – гласный (нет преград), ударный (зовём слово).

[л] – согласный (есть преграда), звонкий (звенит, когда зажимаем уши ладонями), твёрдый (сравниваем с парным по мягкости [л’]).

Учитель:

-Ребята, вы молодцы! Скажите, пожалуйста, вы все ездили на машине? А что крутит водитель, чтобы автомобиль двигался в нужную сторону?

Ученик(и):

-Чтобы автомобиль двигался в нужную сторону, водитель крутит руль.

Учитель:

-Верно! А сколько в этом слове слогов?

Ученик(и):

-В слове «руль» один слог.

Учитель:

-Ребята, все согласны с *? Давайте все вместе узнаем количество слогов в слове «руль» (определяем количество слогов путём скандирования – хлопками). Правильно! В слове «руль» один слог и он же является ударным. А теперь посмотрим схему этого слова с. 59 (на той же странице) и проведём его полный слого-звуковой анализ.

Руль.

[р] - согласный (есть преграда), звонкий (звенит при закрывании уха ладонью), твёрдый (сравниваем с парным по мягкости [р’]).

[у] – гласный (нет преград), ударный (зовём, гладим, спрашиваем слово).

[л’] – согласный (есть преграда), звонкий (звенит при закрывании уха ладонью), мягкий (сравниваем с парным по твёрдости [л]).

Учитель:

-Ребята, молодцы! Какие вам встретились в этих словах похожие звуки?

Ученик(и):

-В слове «стул» и «руль» есть похожие звуки: [л] и [л’].

Учитель:

-Верно! А чем отличаются эти звуки друг от друга?

Ученик(и):

-Звуки [л] и [л’] отличаются тем, что [л] твёрдый, а [л’] мягкий.

Учитель:

-Всё правильно! А чем эти звуки схожи друг с другом?

Ученик(и):

-Звуки [л] и [л’] – согласные и обознаются на письме одной и той же буквой.

Учитель:

-Всё верно, ребята! Теперь я буду читать вам текст, а вы должны его внимательно слушать и когда я произношу слово, где есть звук [л], вы топаете, а когда я произношу слово, где есть звук [л’], вы хлопаете (дети приготовились слушать текст).

Была в лесу белка.

Была (топают) в лесу (хлопают) белка (топают), и был (топают) у белки (топают) дом. Жила (топают) белка (топают) в дупле (топают). Пришли (хлопают) Миша и Слава (топают) взяли (хлопают) её к себе. И белка (топают) жила (топают) у них в клетке (хлопают).

(По Л Н. Толстому)

-Ребята, вы большие молодцы!

-А теперь поиграем в игру «Угадай, какой колокольчик звенит». Большой колокольчик начинает звенеть с твёрдого звука [л] и цвет этого колокольчика синий, а маленький колокольчик начинает звенеть с мягкого звука [л’] и цвет его зелёный. Итак, когда будет звенеть большой колокольчик, вы должны показывать карточки синего цвета, а когда будет звенеть маленький колокольчик, вы должны показывать карточки зелёного цвета.

-ло-ло-ло (синяя карточка) и лё-лё-лё (зелёная карточка); лу-лу-лу (синяя) и лю-лю-лю (зелёная) ; лы-лы-лы (синяя) и ли-ли-ли (зелёная); лэ-лэ-лэ (синяя) и ле-ле-ле (зелёная).

-Ребята, вы меня сегодня очень радуете! У вас всё прекрасно получается.

Учитель:

-Давайте теперь познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [л] и [л’]. Эта буква называется буквой «эль». (На интерактивной доске выводится изображение буквы Лл с ее названием и звуками, которые она обозначает).

Учитель:

Теперь все вместе назовём букву и скажем, какие звуки -она обозначает.

Все вместе:

-Буква «эль» обозначает согласные звуки [л], [л‘].

Учитель:

-Давайте посмотрим, как пишется буква Л.

-Дети, видите слона? Хобот есть. Нога одна (слон спрятался за кулисами). Ребята, а кто скажет, когда пишется заглавная, а когда строчная буква?

Ученик(и):

-Заглавная буква пишется в начале предложений. С заглавной буквы пишутся все имена собственные, включая прозвища, названия географических объектов, городов, стран, рек, сел, республик, государств и так далее.

Учитель:

-Верно! А теперь мы посмотрим в учебник на страницу 59: найдите слоги. Давайте их почитаем. (Каждый ребёнок читает по одному слогу. Сначала читают слоги дети «сильные», а затем «слабые». После каждого прочтённого слога ребёнок поясняет:

-Вижу «а», читаю «ла».

-Вижу «о», читаю «ло».

-Вижу «и», читаю «ли».

-Вижу «ы», читаю «лы».

-Вижу «у», читаю «лу». )

Затем эти слоги читают другие дети, но уже не сверху вниз, с снизу вверх, через слог, начиная с первого, затем через слог, начиная со второго как сверху вниз, так и снизу вверх.

-А теперь давайте договорим наши слоги до целых слов.

Ученики:

-Лама, лошадь, лиса, лыко, лужа (например).

Учитель:

-Умницы!

  1. Включение новых знаний и опыта в систему имеющихся.

Учитель:

-Прочитайте, пожалуйста, слова на этой же (с.59) странице, характеризуя звуки [л] и [л‘].

Ученик(и):

-Кук/ла ([л] – твёрдый), кук/лы ([л] – твёрдый).

Учитель:

-В чём сходство этих слов?

Ученик(и):

-Оба слова состоят из двух слогов и в этих словах есть звук [л].

Учитель:

-Верно. А в чём различия этих слов?

Ученик(и):

-Эти слова отличаются числом. Кукла - единственное число, а куклы - множественное число.

Учитель:

-Всё правильно. Давайте почитаем следующий столбик.

Ученик(и):

-Ус/ну/ли ([л‘] - мягкий, ус/нул ([л] – твёрдый).

Учитель:

-А чем эти слова отличаются друг от друга?

Ученик(и):

-В первом слове звук [л‘] мягкий, а во втором звук [л] твёрдый. В первом слове число множественное, а во втором число единственное.

Учитель:

-Хорошо. Читаем дальше.

Ученик(и):

-Ка/та/ла ([л] – твёрдый), ка/тал ([л] – твёрдый).

Учитель:

-А чем эти слова отличаются друг от друга?

Ученик(и):

-Эти слова имеют разный род. Катала – женский, а катал – мужской.

Учитель:

-Ребята, вы очень умные! Прочитаем последний столбик.

Ученик(и):

-Стол ([л] – твёрдый), стул ([л] – твёрдый).

Учитель:

-А чем же эти слова отличаются друг от друга?

Ученик(и):

-Это слова имеют разное значение. Стол – на что кладут тетради, а стул – куда можно садиться.

Учитель:

-Молодцы! А у вас дома у всех есть стол и стул?

Ученик(и):

-Да!

Учитель:

-А вы дома делаете сидя за столом домашнее задание?

Ученик(и):

-Да!

Учитель:

-А я за столом проверяю ваши тетради. Оказывается, нам всем нужен стол и стул! А теперь откроем с. 60 и прочитаем имена детей, которых мы видим на картинке.

Ученик(и):

-Ал/ла, Алик.

Учитель:

-Ребята, а почему первая буква в именах написана с большой буквы? Не ошибся ли автор учебника?

Ученик(и):

-Алла и Алик написаны с большой буквы, потому что это имена собственные. А имена собственные пишутся всегда с большой буквы.

Учитель:

-Всё правильно, ребята! А теперь давайте прочитаем текст на этой же странице (с.60) (текст читает ребёнок, который хорошо читает).

Ученик(и):

-У окна стоит столик. У Аллы салат. И у Алика салат. Он солит салат. У Коли стаканы. Он налил соку. У Тани и у Коли сок.

Учитель:

-Ребята, о чём говорится в тексте? Как вы думаете, зачем дети собрались за столом? Автор учебника вам нарисовал подсказку.

Ученик(и):

-Дети пришли на День рождения к своему другу. Они ели салат и пили сок.

Учитель:

-Верно. А вы часто ходите на День рождения? Кого бы вы пригласили к себе на торжество?

Ученик(и):

-Нет, я хожу не часто на Дни рождения. К себе на праздник я бы позвал своих друзей.

Учитель:

-Прекрасно! А теперь давайте прочитаем только те слова, где встречаются наши новые звуки сегодняшнего урока.

Ученик(и):

-Столик, Аллы, салат, Алика, солит, Коли, налил.

Учитель:

-Верно! А в каких из этих слов есть звук [л]?

Ученик(и):

-Аллы, салат.

Учитель:

-Вы меня сегодня очень радуете! А в каких словах спрятался звук [л’]?

Ученик(и):

-Столик, Алика, солит, Коли, налил.

Учитель:

-Ребята, вы большие молодцы! А как бы нам озаглавить этот текст?

Ученик(и):

-День рождения.

Учитель:

-Ребята, а совпадает ли произношение «у окна» и его написание?

Ученик(и):

-Нет, не совпадает. Мы говорим это слово через звук «а», а пишем через букву «о».

Учитель:

-Ребята, а как же нам доказать, что слово «окно» пишется через букву «о», а не букву «а»?

Ученик(и):

-Слово «окно» пишется через «о», так как можно поставить слово во множественное число, чтобы безударный слог стал ударным: «окна». Это и будет доказательством того, что «окно» пишется через «о».

Учитель:

-Умницы! А теперь немного отдохнём (дети встают из-за парт).

Физкульминутка «Бабочка».

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

 Физкульминутка «Буратино»

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

  1. Закрепление (включение новых знаний в систему изученных).

Учитель:

-А теперь откроем с. 63, посмотрим на картинки и дополним текст. Итак, кто начнёт читать?

Ученик(и):

-Окуни и лини – ?

Учитель:

-Ребята, кто такие окуни и лини?

Ученик(и):

-Окуни и лини – рыбы.

Учитель:

-Верно! Читаем дальше.

Ученик(и):

-Аисты и утки – птицы.

Учитель:

-Молодец! Теперь *, читай.

Ученик(и):

- Лисы и лоси – животные.

Учитель:

-Умница. А какие новые звуки спрятались в словах «лисы», «лоси»?

Ученик(и):

-В слове «лисы» спрятался звук [л‘]. В слове «лоси» спрятался звук [л].

Учитель:

-Всё правильно. Вы меня сегодня очень радуете! Давайте закончим последнее предложение. *, читай.

Ученик(и):

-А осы кто? Осы – насекомые.

Учитель:

-Умницы! Ребята, вы столько много всего знаете! Мне очень приятно с вами заниматься. А вы видели когда-нибудь рыб, птиц, животных, насекомых? Где вы их видели?

Ученик(и):

Я видел рыб на озере. Я видел птиц в парке. Я видел животных в лесу. Я видел ос у бабушки на даче.

Учитель:

-Я так рада за вас! Наш урок заканчивается.

  1. Рефлексивное подведение итогов урока.

Учитель:

-С какими звуками вы сегодня познакомились?

Ученик(и):

-Мы сегодня познакомились со звуками [л] и [л‘].

Учитель:

- Какой буквой обозначаются звуки [л] и [л‘]?

Ученик(и):

-Звук [л] и [л‘] обозначаются буквой «эль».

Учитель:

-Когда вам было трудно?

Ученик(и):

-Мне было трудно проверить безударную гласную в слове «окно».

-Мне было трудно читать слова и делать слогозвуковой анализ слов.

Учитель:

-А что вам больше всего понравилось?

Ученик(и):

-Отгадывать загадки, цвет колокольчика.

Учитель:

-А теперь покажите один из смайликов, лежащих у вас на парте: грустного, нейтрального или весёлого. Это и будет оценка нашего урока (дети оценивают урок).

-Наш урок закончился. Складываем тетради и книги в портфель. Готовимся к следующему уроку и идём на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б»

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы ...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.

Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука»  УМК «Перспектива»...

План урока в период обучения грамоте в первом классе первого отделения Букварный период Закрепление звуков [к] [к`], буквы К

Цель: обучение грамотеРезультаты обучения:Предметные:Припоминание звуков, изученных раннее.Выделять звуки, дать характеристику и познакомить с буквой.Учить читать от слогового к целому слову.Учить пис...

Дидактический материал к урокам литературного чтения в 1 классе в период обучения грамоте по программе "Школа России". Карточки по чтению.

Дидактический материал по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России" - каротчки по чтению. Могут быть использованы учителем на уроках  или дополнительных занятиях, роди...