Проект "Былины. О доблести, о подвигах, о славе"
методическая разработка (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Визитная карточка проекта
Автор проекта: Вавилова Наталья Николаевна
Название проекта:
«Былины. О доблести, о подвигах, о славе»
Предмет:
Литературное чтение, кружок «Твори, выдумывай, пробуй!»
Возраст учащихся:
10 – 11 лет
Цели:
• сформировать устойчивое понятие о былине, как виде устного народного творчества, создать целостный образ героев-богатырей.
Задачи:
• способствовать формированию чувства патриотизма на основе героических событий истории страны, своего края, через знакомство с великими свершениями русских людей;
• воспитывать в детях любовь к Родине; чувство гордости за страну, за подвиги своих соотечественников.
• формировать самостоятельность мышления в условиях групповой работы; формировать навык работы со справочной литературой.
• развивать речь, воображение и творческие способности учащихся; способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала.
• приобщать детей к чтению произведений устного народного творчества; работать над выразительностью чтения.
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: групповой, долгосрочный.
Результаты самостоятельной работы познавательной работы учеников оформляются в виде инсценировки, презентации.
Краткая аннотация проекта
Проект реализует часть школьной программы по литературному чтению. Работа над проектом дала возможность учащимся узнать об истории возникновения и бытования былин, о жанровых особенностях этих уникальных фольклорных произведений, о месте и значении былин в культуре русского народа и об их влиянии на развитие искусства (живописи и музыки).
В ходе реализации проекта учащиеся смогли познакомиться с историческими источниками, с произведениями живописи и литературы, сопоставить произведения фольклора и современного искусства, творчески оформить и представить результаты своей работы.
Основополагающий вопрос: Почему людям необходимо помнить о прошлом?
Проблемные вопросы: Чем уникальны былины? Чем отличаются от других жанров? Зачем на Руси слагали былины?
Учебные вопросы
Где и когда были созданы былины?
Как исполнялись былины?
Герои былин. Кто они?
В чём особенности былинной речи?
Какой след оставили былины в русском искусстве?
План проекта:
Подготовительный этап.
Предложение темы мероприятия, выбор инициативной группы учащихся.
Основной этап.
Чтение былин; работа со справочной литературой; подбор пословиц, которые можно соотнести с былинами; подготовка рисунков и фотографий на тему «Былины»; подготовка сценария,
оформления класса, репетиции, обсуждение, уточнение; подготовка мультимедийной презентации о былинах; подготовка костюмов и декораций для мероприятия.
Заключительный этап.
Защита проекта на открытом уроке в рамках районного методического дня.
Презентации проекта на классном родительском собрании.
Дидактические материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности: Учебник по литературному чтению для 4 класса ( УМК «Школа России»), детская литература по теме, поурочные разработки к урокам литературного чтения для 4 класса, научно - познавательные журналы, фотографии и рисунки учеников, Интернет-ресурсы.
Сценарий мероприятия
Слайд 1.
1-ый ученик:
Трудное время переживала Русь: набеги врагов, междоусобные войны разоряли деревни, губили урожаи. Где искать защиты русским людям? Вот и пошли по земле русской рассказы о заступниках народных, о богатырях могучих - былины.
Слайд 2,3.
2-ой ученик:
Слово «былина» употреблялось в народной речи в значении быль, былое. Это повествование о том, в реальность чего мы верим.
Былины являются эпическими песнями о русских богатырях. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря.
Слайд 4,5.
3-ий ученик:
Сказители на протяжении многих веков пели былины, сопровождая мелодичный речитатив уже забытыми звуками гуслей, с древнерусскими словами, которые нам уже не понятны. Вы познакомитесь с былинами, которые пересказаны для нас привычным современным языком.
Слайд 6.
4-ый ученик:
Эти сказания о великих русских богатырях переходили из поколения в поколение, становились всё более сказочными, но никогда не менялось основное содержание былин - любовь к Родине и служение Родной Земле.
Военная борьба, которую ведут богатыри - всегда борьба оборонительная, а не наступательная.
Слайд 7.
5-ый ученик:
В былинах отражена история Древней Руси, величие и сила нашего народа. Нет таких препятствий, которые бы не смогли преодолеть богатыри. Благодаря необыкновенной силе, мудрости, смелости - русские богатыри побеждали фантастических чудовищ, освобождали города от полчищ иноземных захватчиков.
6-ой ученик:
На протяжении многих лет они стояли на страже мира и единства. В былинах также прославляется не только воинская сила, но и умение трудиться на земле и многие добродетели, которые по-прежнему ценятся в наше время.
Работа по картине В.М. Васнецова «Богатыри» (слайд 8)
Ученик: Пристально смотрят вдаль Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец, неустанно охраняют они границы земли русской. Сильны и величественны богатыри.
Ученик: В центре стоит Илья Муромец. Растрепал ветер его седые волосы. Внимательно смотрит он из-под руки, нет ли где ворога. Он в кольчуге, в руке копье, готов к сражению богатырь.
Ученик: По праву руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Добрыня моложе, чем Илья Муромец. Одет богато. Меч наготове. Готов он к бою прямо сейчас.
Ученик: Самого молодого богатыря зовут Алеша Попович, но не уступает в силе он своим старшим товарищам.
Ученик: Верой и правдой служили эти богатыри земле русской. Много подвигов их помнят люди. О некоторых вспомним и мы.
ИНСЦЕНИРОВКА 1
ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА
По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убиту быть, направо ехать – женату быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался:
– Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убиту быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей – подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:
– Убьём старика, да ограбим!
– Глупые люди – не убив медведя, шкуру делите!
И копьём колол и мечом разил их, и не осталось в живых ни единого душегуба - разбойника.
Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать - убиту быть».
Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский парод!
ИНСЦЕНИРОВКА 2
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Гуляла как-то в зеленом саду племянница князя Владимира Забава Путятична со своими няньками. Налетел Змей Горыныч страшный и похитил её.
(Танец девочек. Тут налетает Змей Горыныч и уносит их всех)
Звучит музыка грозная.
Добрыня о беде такой, поехал на гору Сорочинскую, стал коня плёткой стегать, начал конь змеёнышей топтать. Вылетел из пещеры Змей лютый, свирепый и пошла битва жестокая. Трое суток они бились, да ещё 3 часа. Не вынес Змей - сдох. Побежал Добрыня Никитич в пещеру змеиную и стал пленников на свет выводить и говорит:
- Выходите, люди добрые!
Берутся за руки и уходят.
ИНСЦЕНИРОВКА 3
АЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН
Действующие лица: автор, Алёша Попович, Тугарин, князь Владимир, его жена Апраксия.
Славных русских богатырей в то время в Киеве не случилося. На пир съехались, сошлись князья с боярами, и все сидят, невеселы, нерадостны, буйны головы повесили, утопили очи в дубовый пол.
В ту пору, в то времечко, с шумом – грохотом двери распахивая, вошел в палату столовую Тугарин – собачище. Росту Тугарин страшенного. Голова у него как пивной котёл, глазища огромные, в плечах – косая сажень. Образам Тугарин не молился, с князьями, с боярами не здоровался. А князь Владимир с Апраксией ему низко кланялись, брали его под руки, посадили за стол, во большой угол на скамью дубовую, дорогим пушистым ковром покрытую. Расселся – развалился на почетном месте Тугарин, сидит, во весь широкий рот ухмыляется, над князьями, боярами насмехается, над Владимиром – князем изгаляется. Пьёт зелено вино, запивает медами стоялыми.
Удивился Алёша и спрашивает:
– Или ты, князь, со своей княгиней поссорился, что между вами уселось чудо поганое? Да как же ты такому быть позволяешь?
Тугарину те речи не в любовь пришли, показались обидными. Спрашивает Тугарин у князя:
– Это что у тебя на печи сидит за мужик-деревенщина?
Отвечает ему на это князь Владимир:
– Не мужик это, не деревенщина, а славный богатырь, русский Алёша Попович.
Встал Тугарин из-за стола.
– А хотел бы я с этим Алёшей в поле один на один встретиться!
– Да я хоть сейчас готов!
И вот сели на добрых коней и поехали в чистое поле, в широкое раздолье. Они бились там, рубились до вечера, красна солнышка до заката, никоторый, никоторого не ранил.
Тут Алёша Попович закричал зычным голосом, как в трубу заиграл, хитёр он был, да догадлив:
– Оглянись-ка, назад, басурман! Там ведь русские могучие богатыри стоят! На подмогу мне приехали!
Удивился Тугарин, обернулся назад, а Алёша, как хватит его, мечом по голове, и отсёк Тугарину буйну голову. На том поединок с Тугариным и окончился.
Танец мальчиков «Богатырская наша сила»
Рефлексия
1-й ученик: Работая над проектом «Былины. О доблести, о подвигах, о славе», мы узнали
- Что такое былины;
- Когда и кем создавались былины;
- Какими качествами обладали герои былин;
- Как и кем исполнялись былины;
- Как жил народ во времена богатырей.
2-й ученик: Мы работали над проектом три месяца. И сегодня представили вашему вниманию итоговый продукт – презентацию и инсценировку былин.
Список литературы.
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Немеркнущий подвиг и слава защитников Отечества в годы Великой Отечественой войны: "Биография Родины - биография одной семьи
"Творческая работа, принимавшая участие в районном краеведческом кункурсе: "Немеркнущий подвиг и слава народа", посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне" секция: "Биография Родины - б...
"Былины. О доблести, о подвигах, о славе"
Внеклассное мероприятие проходит в виде телевизионной программы "Загадочная Русь". Тема эфира: «Былины. О доблести, о подвигах, о славе».В бы...
Приложения к сценарию "Былины. О доблести, о подвигах, о славе"
Тексты, с которыми выступали былинные герои....
Проверочная работа по литературному чтению "О Родине, о подвигах, о славе"
Проверочная работа в 4 классе по теме "О Родине, о подвигах, о славе" УМК "Перспектива"...
Презентация к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс
Презентация к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс...
классный час" О подвигах , о славе, о славе
Воспитывать чувство патриотизма, расширить знания учащихся об историческом прошлом сове страны...
Литературное чтение 4 класс «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины) «Добрыня и змей» (пересказ А. Нечаева) ( «Гармония ")
Тема: «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины) «Добрыня и змей» (пересказ А. Нечаева)Цель: дать понятие «былины», ознакомить учащихся с былин...