Рабочая программа по литературному чтению.УМК "Школа России" .надомное обучение 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(надомное обучение)
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.33 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Комитет по образованию и молодежной политике Администрации города Ивантеевки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Городского округа Ивантеевка Московской области
«Средняя общеобразовательная школа №5»
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ____________ __________________ (подпись) Расшифровка подписи Протокол заседания МО учителей от «» августа 2020 г. №1» | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Ивантеевки ___________ В.А. Бордачев |
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(надомное обучение)
4 класс
Составитель: учитель высшей категории Деркачёва Ольга Алексеевна
2020-2021 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение" 4 класс рассчитана на 102 часа в год . При надомном обучении 34 часа в год по 1 часу в неделю. Программа разработана с учетом особенностей здоровья учащейся.
1.Планируемые результаты
Результатом освоения этого курса являются:
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного про- изведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающийся получат возможность научиться:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
- делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
- находить в произведении средства художественной выразительности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
2.Содержание учебного предмета
Продолжается работа с произведениями фольклора, былинами. Дети читают отрывки из древнерусских повестей и "Начальной русской летописи". Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняются структура курса и содержание произведений.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Вводный курс по литературному чтению
"Летописи. Былины. Жития"
О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".
"Чудесный мир классики"
П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".
"Поэтическая тетрадь 1"
Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".
"Литературные сказки"
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
"Делу время - потехе час"
Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".
"Страна далекого детства"
Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".
"Поэтическая тетрадь 2"
В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".
"Природа и мы" (12 ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".
"Поэтическая тетрадь 3"
Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".
"Родина" (8 ч)
И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".
«Страна "Фантазия"»
Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".
"Зарубежная литература"
Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".
3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Темы (часы) | Индивидуальное обучение | ||
Основной блок | Самообра зование | Дист. блок | |||
1. | Летописи, былины, сказания, жития | 9ч | 4 | 3 | 2 |
2. | Чудесный мир классики | 17ч | 6 | 6 | 5 |
3. | Поэтическая тетрадь № 1 | 7ч | 2 | 4 | 1 |
4. | Литературные сказки | 12ч | 4 | 6 | 2 |
5. | Делу время – потехе час | 7ч | 3 | 3 | 1 |
6. | Страна детства | 7ч | 2 | 4 | 1 |
7. | Поэтическая тетрадь № 2 | 4ч | 1 | 3 | 0 |
8. | Природа и мы | 11ч | 4 | 5 | 2 |
9. | Поэтическая тетрадь № 3 | 5ч | 1 | 2 | 2 |
10. | Родина | 5ч | 1 | 3 | 1 |
11. | Страна Фантазия | 6ч | 2 | 3 | 1 |
12. | Зарубежная литература | 12ч | 4 | 6 | 2 |
Итого | 102 | 34 | 48 | 20 |
4.Календарно -тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
N п/п | Тема урока | Индивидуал. обуч-ие | ||
Основ блок | Само образ | Дис танц | ||
Летописи, былины, сказания, жития (9ч) | ||||
1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | + | ||
2 | Сравнение текста летописи и исторических источников Из летописи « И вспомнил Олег коня своего» | + | ||
3 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге» | + | ||
4 | Поэтический текст былины « Ильины три поездочки» | + | ||
5 | Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой | + | ||
6 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. | + | ||
7 | Житие Сергия Радонежского | + | ||
8 | Обобщающий урок – игра « Летописи, былины, сказания, жития». | + | ||
9 | Оценка достижений. Проект « Создание календаря исторических событий». | + | ||
Чудесный мир классики (17 ч) | ||||
10 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов « Конек – Горбунок» | + | ||
11 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. |
| + | |
12 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Характеристика героев. | + | ||
13 | А. С. Пушкин « Няне» А. С. Пушкин « Туча», « Унылая пора! Очей очарованье!.. | + | ||
14 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | + | ||
15 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев | + | ||
16 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части | + | ||
17 | М. Ю. Лермонтов « Дары Терека» | + | ||
18 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб» | + | ||
19 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок | + | ||
20 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев | + | ||
21 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н. Толстой « Детство» | + | ||
22 | Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Басня | + | ||
23 | А. П. Чехов « Мальчики» | + | ||
24 | А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени | + | ||
25 | Обобщающий урок – КВН « Чудесный мир классики» | + | ||
26 | Оценка достижений | + | ||
Поэтическая тетрадь № 1(7ч) | ||||
27 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..», « Как неожиданно и ярко…» | + | ||
28 | А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочки» | + | ||
29 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения | + | ||
30 | И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов « Школьник» | + | ||
31 | Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..» И. А. Бунин « Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | + | ||
32 | Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь № 1» | + | ||
33 | Оценка достижений | + | ||
Литературные сказки (12 ч) | ||||
34 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. | + | ||
35 | В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. | + | ||
36 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | + | ||
37 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста | + | ||
38 | П.П. Бажов « Серебряное копытце» . | + | ||
39 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте | + | ||
40 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». Герои художественного произведения | + | ||
41 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек» | + | ||
42 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Герои произведения | + | ||
43 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части | + | ||
44 | Обобщающий урок – игра « Крестики – нолики» | + | ||
45 | Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие | + | ||
Делу время – потехе час (7 ч ) | ||||
46 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» | + | ||
47 | В. Ю. Драгунский « Главные реки» | + | ||
48 | В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка» | + | ||
49 | В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка | + | ||
50 | В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения | + | ||
51 | Обобщающий урок « Делу время – потехе час» | + | ||
52 | Оценка достижений | + | ||
Страна детства (7 ч ) | ||||
53 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Тест. | + | ||
54 | Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Герои произведения | + | ||
55 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | + | ||
56 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения | + | ||
57 | М.М. Зощенко « Ёлка» | + | ||
58 | Обобщающий урок « Страна детства» | + | ||
59 | Оценка достижений | + | ||
Поэтическая тетрадь № 2 (4ч ) | ||||
60 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | + | ||
61 | В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская» | + | ||
62 | С. А. Есенин « Бабушкины сказки» | + | ||
63 | М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства» | + | ||
Природа и мы (11 ч) | ||||
64 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш» | + | ||
65 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». Отношение человека к природе | + | ||
66 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька» | + | ||
67 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | + | ||
68 | М.М. Пришвин « Выскочка» | + | ||
69 | М.М. Пришвин « Выскочка». Характеристика героя на основании поступка | + | ||
70 | Е. И. Чарушин « Кабан» | + | ||
71 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | + | ||
72 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | + | ||
73 | Обобщающий урок – конкурс « Природа и мы» | + | ||
74 | Проект « Природа и мы». Оценка достижений | + | ||
Поэтическая тетрадь № 3 (5 ч ) | ||||
75 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак « Золотая осень»С.А. Клычков « Весна в лесу» | + | ||
76 | Д. Б. Кедрин « Бабье лето» Н.М. Рубцов « Лебедушка» | + | ||
77 | С.А. Есенин « Лебедушка» | + | ||
78 | Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы» | + | ||
79 | Оценка достижений | + | ||
Родина (5ч) | ||||
80 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин « Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | + | ||
81 | С.Д. Дрожжин « Родине». А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…» | + | ||
82 | Обобщающий урок « Родина» | + | ||
83 | Внеклассное чтение « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»Проект « Они защищали Родину» | + | ||
84 | Оценка достижений | + | ||
Страна Фантазия ( 6 ч) | ||||
85 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов « Приключение Электроника» | + | ||
86 | Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». Герои фантастического жанра | + | ||
87 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | + | ||
88 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра | + | ||
89 | Путешествие по стране Фантазии | + | ||
90 | Оценка достижения | + | ||
Зарубежная литература (12 ч) | ||||
91 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | + | ||
92 | Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | + | ||
93 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка | + | ||
94 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Деление произведения на части. | + | ||
95 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Характеристика героев | + | ||
96 | М. Твен « Приключения Тома Сойера» | + | ||
97 | М. Твен « Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки | + | ||
98 | С. Лагерлёф « Святая ночь» | + | ||
99 | С. Лагерлёф « В Назарете». Иисус и Иуда | + | ||
100 | Контрольная работа за 2 полугодие | + | ||
101 | Обобщающий урок « Зарубежная литература» | + | ||
102 | Урок – игра « Литературные тайны» | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению содержит в себе тип урока, виды контроля, используемые технологии. Программа создана на основе авторской Э.Э. Кац...

Рабочая программа по литературному чтению для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"
Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российско...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...