Урок-игра «Счастливый случай», 3 класс
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме
Это необычный урок. Урок русского языка в форме игры «Счастливый случай» по теме «Состав слова». Цель урока: закрепить знания о составе слова, развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, логику, память, воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_sostav_slova_3_klass.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок-игра
«Счастливый случай»
3 класс.
Урок на педагогической гостиной.
Урок-игра «Счастливый случай» (3 класс).
Тема урока: Повторение по теме: «Состав слова».
Цель урока: закрепить знания о составе слова, развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, логику, память, воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к русскому языку.
- Организационный момент.
– Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня у нас необычный урок. Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай» по теме «Состав слова». Её цель – выявить знатоков этой темы.
III. Игра.
Сегодня встретятся 4 команды. Наша задача – выявить команду-победительницу и лучших знатоков каждой из них.
За правильный ответ команда получает жетон. Итак, начнем, но сначала дадим командам название. Для этого вспомним какие части слова вы знаете.
- Назовем команды:
1-ая команда «Приставка»
2-ая команда «Суффикс»
3-я команда «Корень»
4-ая команда «Окончание»
- Разминка.
- Как большой дом превратить? (добавить суффикс – ик)
- Как из маленького хвостика сделать большой?(отнять суффикс – ик)
- Можно ли превратить рыбу в человека? (добавить суффикс –ак)
- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (отбросить суффикс – ист)
- Что нужно отнять у лесника, чтобы получился лес? (отнять суффикс – ник)
- Можно ли из одного стола построить комнату? (можно, если добавить суффикс – ов и окончание – ая)
За правильный ответ команда получает жетон.
1-ый гейм: «Найди друзей»
- Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите.
- 1) лень,…
- 2) боль,…
- 3) соль,…
- 4) бег,…
Проверка осуществляется с помощью доказательства. За правильный ответ – жетон.
2-ой гейм «Составь слово».
Составить слова и разобрать по составу.
1) и, ник, под, снеж; ий, еньк, худ; к, клад, а, под (подснежник, худенький, подкладка)
2) а, к, по, сад; еньк, ий, свеж; и, ед, объ, к (посадка, свеженький, объедки)
3)а, ушк, корм; под, н, вод, ый; к, за, а, руб (кормушка, подводный, зарубка)
4) к, по, а, крас; а, ушк, вит, к, за; ий, еньк, бел (покраска, завитушка, беленький)
3-ий гейм «Кто больше»
- Запишите как можно больше слов за одну минуту
1 вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.
2 вариант: от полученных слов при помощи суффиксов образуйте и запишите новые слова. Выделите суффиксы.
За правильный ответ команда получает жетон.
- Чем различается приставка и суффикс?
4-й гейм «Отгадай слова».
I.
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (ОЦЕНКА)
Корнем с дорогой роднится,
В «сборе» приставка таится,
Суффикс как в слове «дневник»,
Целым же в космос проник. (СПУТНИК)
Мой корень – родственник сраженью,
Приставка в слове «заявление»,
В «наборщике» есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землёй. (ЗАБОЙЩИК)
Мой корень в «просьбе» заключён
(в ней он озвучен и смягчён).
Приставка – в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа. (ВОПРОС)
II.
соль | скворечник | дедушка | корка | |
подпрыгнул | свеча | умник | тень | |
подход | борода | сырок | вдруг | |
нашёл | подъезд | подоконник | пень |
5-й гейм «Найди лишнее»
Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.
- рыбка, дубок, горка, норка;
- поле, полочка, полевой, полюшко;
- поговорка, повязка, подушка, пословица
6-й гейм «Это всё мы проходили»
Выбери правильное утверждение.
1. а) Корень – это главная значимая часть слова.
б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.
2. а) Приставка служит для образования новых слов.
б) Приставка служит для связи слов в предложении.
3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении.
б) Суффикс служит для образования новых слов.
4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.
б) Окончание служит для образования новых слов.
IV. Подведение итогов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ «ПРИСТАВКА»
1-ый гейм: «Найди друзей»
- Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите.
- лень,
2-ой гейм «Составь слово».
Составить слова и разобрать по составу.
- и, ник, под, снеж;
- ий, еньк, худ;
- к, клад, а, под
3-ий гейм «Кто больше»
- Запишите как можно больше слов за одну минуту
1 вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.
2 вариант: от полученных слов при помощи суффиксов образуйте и запишите новые слова. Выделите суффиксы.
4-й гейм «Отгадай слова».
I.
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
II. Составь словА.
соль | скворечник | дедушка | корка | |
подпрыгнул | свеча | умник | тень | |
подход | борода | сырок | вдруг | |
нашёл | подъезд | подоконник | пень |
5-й гейм «Найди лишнее»
Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.
1) рыбка, дубок, горка, норка;
2) поле, полочка, полевой, полюшко;
3) поговорка, повязка, подушка, пословица
6-й гейм «Это всё мы проходили»
Выбери правильное утверждение.
1. а) Корень – это главная значимая часть слова.
б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.
2. а) Приставка служит для образования новых слов.
б) Приставка служит для связи слов в предложении.
3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении.
б) Суффикс служит для образования новых слов.
4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.
б) Окончание служит для образования новых слов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ «КОРЕНЬ»
1-ый гейм: «Найди друзей»
- Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите.
- боль,
2-ой гейм «Составь слово».
Составить слова и разобрать по составу.
- а, к, по, сад;
- еньк, ий, свеж;
- и, ед, объ, к
3-ий гейм «Кто больше»
- Запишите как можно больше слов за одну минуту
1 вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.
2 вариант: от полученных слов при помощи суффиксов образуйте и запишите новые слова. Выделите суффиксы.
4-й гейм «Отгадай слова».
I.
Корнем с дорогой роднится,
В «сборе» приставка таится,
Суффикс как в слове «дневник»,
Целым же в космос проник.
II. Составь слова.
соль | скворечник | дедушка | корка | |
подпрыгнул | свеча | умник | тень | |
подход | борода | сырок | вдруг | |
нашёл | подъезд | подоконник | пень |
5-й гейм «Найди лишнее»
Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.
1) рыбка, дубок, горка, норка;
2) поле, полочка, полевой, полюшко;
3) поговорка, повязка, подушка, пословица
6-й гейм «Это всё мы проходили»
Выбери правильное утверждение.
1. а) Корень – это главная значимая часть слова.
б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.
2. а) Приставка служит для образования новых слов.
б) Приставка служит для связи слов в предложении.
3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении.
б) Суффикс служит для образования новых слов.
4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.
б) Окончание служит для образования новых слов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ «СУФФИКС»
1-ый гейм: «Найди друзей»
- Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите.
- соль,
2-ой гейм «Составь слово».
Составить слова и разобрать по составу.
1) а, ушк, корм;
2) под, н, вод, ый;
3) к, за, а, руб
3-ий гейм «Кто больше»
- Запишите как можно больше слов за одну минуту
1 вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.
2 вариант: от полученных слов при помощи суффиксов образуйте и запишите новые слова. Выделите суффиксы.
4-й гейм «Отгадай слова».
I.
Мой корень – родственник сраженью,
Приставка в слове «заявление»,
В «наборщике» есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землёй.
II. Составь слова.
соль | скворечник | дедушка | корка | |
подпрыгнул | свеча | умник | тень | |
подход | борода | сырок | вдруг | |
нашёл | подъезд | подоконник | пень |
5-й гейм «Найди лишнее»
Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.
1) рыбка, дубок, горка, норка;
2) поле, полочка, полевой, полюшко;
3) поговорка, повязка, подушка, пословица
6-й гейм «Это всё мы проходили»
Выбери правильное утверждение.
1. а) Корень – это главная значимая часть слова.
б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.
2. а) Приставка служит для образования новых слов.
б) Приставка служит для связи слов в предложении.
3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении.
б) Суффикс служит для образования новых слов.
4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.
б) Окончание служит для образования новых слов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ «ОКОНЧАНИЕ»
1-ый гейм: «Найди друзей»
- Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите.
- бег,
2-ой гейм «Составь слово».
Составить слова и разобрать по составу.
- к, по, а, крас;
- а, ушк, вит, к, за;
- ий, еньк, бел
3-ий гейм «Кто больше»
- Запишите как можно больше слов за одну минуту
1 вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.
2 вариант: от полученных слов при помощи суффиксов образуйте и запишите новые слова. Выделите суффиксы.
4-й гейм «Отгадай слова».
I.
Мой корень в «просьбе» заключён
(в ней он озвучен и смягчён).
Приставка – в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа.
II. Составь слова.
соль | скворечник | дедушка | корка | |
подпрыгнул | свеча | умник | тень | |
подход | борода | сырок | вдруг | |
нашёл | подъезд | подоконник | пень |
5-й гейм «Найди лишнее»
Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.
1) рыбка, дубок, горка, норка;
2) поле, полочка, полевой, полюшко;
3) поговорка, повязка, подушка, пословица
6-й гейм «Это всё мы проходили»
Выбери правильное утверждение.
1. а) Корень – это главная значимая часть слова.
б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.
2. а) Приставка служит для образования новых слов.
б) Приставка служит для связи слов в предложении.
3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении.
б) Суффикс служит для образования новых слов.
4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.
б) Окончание служит для образования новых слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический урок-игра в 4-м классе "Берегите природу"
Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей. Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, ...
Урок-игра по математике (2 класс)
Математический КВМ...
Урок-игра "Зебра полосатая" 1 класс
Интегрированный урок-игра "Зебра полосатая" разработан на основе одноимённой телепередачи. По математике учащиеся знакомятся с приёмами сложения и вычитания 4 с переходом через десяток, по окружающему...
Урок-игра по математике 3 класс по теме "Знакомство с таблицей умножения 4 и соответствующих случаев деления"
Знакомство с таблицей умножения 4, привитие интереса к математике, развитие мышления детей...
Урок – игра «Поле чудес» 2 класс
Разработка нестандартного урока по окужающему миру 2 класс...
Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС
Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....
Урок-игра по математике 1 класс. "Лесная школа"
Закрепление материала....