Мастер-класс: как научить школьников краткому пересказу.
презентация к уроку по чтению (3 класс)
Пересказать текст кратко (сжато)-перечислить его основные события, исключив описание, детали, подробности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkiy_pereskaz.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧТО ЗНАЧИТ «ПЕРЕСКАЗАТЬ ТЕКСТ КРАТКО»? Пересказать текст кратко (сжато) – перечислить его основные события, исключив описание, детали, подробности. Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий. В тексте перечислены основные события , отсутствуют детали, подробности .
КАКИЕ УМЕНИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РАБОТЫ НАД КРАТКИМ ПЕРЕСКАЗОМ? уметь определять жанр произведения ; уметь устанавливать последовательность событий в тексте ; уметь определять тему текста, главную мысль; уметь делить текст на смысловые части; уметь составлять план текста; уметь исключать подробности в каждой части плана .
СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН РАБОТЫ НАД КРАТКИМ ПЕРЕСКАЗОМ 1. Определить жанр произведения. 2. Установить последовательность событий в тексте. 3. Определить тему текста, главную мысль. 4. Разделить текст на смысловые части. 5. Составить план текста. 6. Исключить подробности в каждой части текста.
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Великий русский писатель, драматург, критик, философ. Родился в Ясной Поляне. Основал в ней школу для крестьянских детей. Автор рассказов, сказок, басен для детей.
Какие чувства вызывает произведение? надежда веселье страх удовольствие тревога удивление грусть беспокойство жалость гордость изумление разочарование
1. Определить жанр произведения. сказка рассказ стихотворение басня
рассказ Основные особенности рассказа: говорится о реальных событиях рассказывается об одном эпизоде из жизни героя небольшой объем немного действующих лиц 1. Определить жанр произведения.
2. Установить последовательность событий в тексте. Матросы спустили лодку, бросились в неё, понеслись что было силы к мальчикам, но они были ещё далеко от них… Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Мальчики вздумали плавать наперегонки в открытом море. П о волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. Мальчики не слыхали того, что им кричали, и не видели акулы; но потом один из них оглянулся... В одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню. Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал возле пушки и закрыл лицо руками. - Назад! назад! вернитесь! акула! – закричал артиллерист.
2. Установить последовательность событий в тексте. 5. Матросы спустили лодку, бросились в неё, понеслись что было силы к мальчикам, но они были ещё далеко от них… 7 . Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. 2. Мальчики вздумали плавать наперегонки в открытом море. 8 . По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. 4. Мальчики не слыхали того, что им кричали, и не видели акулы; но потом один из них оглянулся... 1. В одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню. 6 . Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал возле пушки и закрыл лицо руками. 3. - Назад! назад! вернитесь! акула! – закричал артиллерист.
3. Определить тему текста, главную мысль. Тема: находчивость ( мгновенная реакция артиллериста спасает жизнь мальчикам, меткое попадание уничтожает акулу) Главная мысль: Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться . Любить и ценить своих близких и друзей .
4. Разделить текст на смысловые части. Раздели текст на смысловые части в соответствии со схемой : завязка развитие событий (действия) кульминация (самый напряжённый момент) развязка Выдели карандашом.
Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и словно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары . ПРОЧИТАЕМ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА. ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ. ПОДБЕРЕМ ЗАГОЛОВОК.
ПРОЧИТАЕМ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА. ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ. ПОДБЕРЕМ ЗАГОЛОВОК. Где происходит действие рассказа? На корабле у берегов Африки. Почему и как к вечеру изменилась погода? Задул горячий воздух с пустыни Сахары, стало душно . 1. Остановка корабля у берега Африки
ИСКЛЮЧАЕМ ПОДРОБНОСТИ Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и словно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары .
1. Остановка корабля у берега Африки Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, но к вечеру стало душно так как на нас дуло горячим воздухом с пустыни Сахары .
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль. Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет. Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что случилось с акулой и с мальчиками, мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза. ПРОЧИТАЕМ ЧЕТВЁРТУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА. ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ. ПОДБЕРЕМ ЗАГОЛОВОК .
ПРОЧИТАЕМ ЧЕТВЁРТУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА. ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ. ПОДБЕРЕМ ЗАГОЛОВОК . Что вывело артиллериста из оцепенения? Пронзительный визг мальчиков. Какими словами автор описывает быстроту действий решения артиллериста? Он сорвался с места, побежал, повернул, прилёг, прицелился, взял фитиль. Почему все замерли от страха? Он мог попасть в мальчиков. Как вёл себя артиллерист после выстрела? Почему? Упал подле пушки и закрыл лицо руками. Ему было страшно смотреть на то, что произошло после его выстрела. 4. Стрельба из пушки
ИСКЛЮЧАЕМ ПОДРОБНОСТИ Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль. Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет. Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что случилось с акулой и с мальчиками, мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза.
4. Выстрел из пушки. Визг мальчиков разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам, повернул хобот, прилёг, прицелился и взял фитиль. Мы все замерли от страха. Раздался выстрел, артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Дым застлал нам глаза.
5. ПЛАН ТЕКСТА 1. Остановка корабля у берега Африки. 2. Весёлое купание в море. 3. Появление акулы. 4. Стрельба из пушки. 5. Спасение мальчиков.
САМООЦЕНКА Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий . В тексте перечислены основные события , отсутствуют детали, подробности.
Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс"Личностные УУД младших школьников"
Мастер-класс дает описание формирования личностных универсальных учебных действий младшего школьника на примере классного часа "Дружба начинается с улыбки"и фраг7мента урока литературного чтения по пр...
Мастер-класс "Развитие речи младших школьников через разучивание скороговорок"
Цель: формировать интерес к развитию речиЗадача: Активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности путем создания проблемных ситуаций.Обогащать словарный запас....
Мастер - класс "Развитие самооценки младших школьников"
Мастер - класс для учителей начальных классов...
презентация к мастер - классу "Развитие самооценки младшего школьника"
презентация к масатер- классу "Развитие самооценки младших школьников"...
Мастер-класс "Преодоление заикания у школьников"
Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений и требует продолжительной работы. В ходе м...
Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"
Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"...
Мастер- класс: " Критериальное самооценивание младших школьников"
Введение Федерального образовательного стандарта общего образования ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария...