Мастер-класс: как научить школьников краткому пересказу.
презентация к уроку по чтению (3 класс)

Карпова Юлия Николаевна

Пересказать текст кратко (сжато)-перечислить его основные события, исключив описание, детали, подробности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkiy_pereskaz.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс: как научить школьников краткому пересказу Карпова Юлия Николаевна, учитель начальных классов, ГБОУ школа № 315 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

ЧТО ЗНАЧИТ «ПЕРЕСКАЗАТЬ ТЕКСТ КРАТКО»? Пересказать текст кратко (сжато) – перечислить его основные события, исключив описание, детали, подробности. Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий. В тексте перечислены основные события , отсутствуют детали, подробности .

Слайд 3

КАКИЕ УМЕНИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РАБОТЫ НАД КРАТКИМ ПЕРЕСКАЗОМ? уметь определять жанр произведения ; уметь устанавливать последовательность событий в тексте ; уметь определять тему текста, главную мысль; уметь делить текст на смысловые части; уметь составлять план текста; уметь исключать подробности в каждой части плана .

Слайд 4

СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН РАБОТЫ НАД КРАТКИМ ПЕРЕСКАЗОМ 1. Определить жанр произведения. 2. Установить последовательность событий в тексте. 3. Определить тему текста, главную мысль. 4. Разделить текст на смысловые части. 5. Составить план текста. 6. Исключить подробности в каждой части текста.

Слайд 5

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Великий русский писатель, драматург, критик, философ. Родился в Ясной Поляне. Основал в ней школу для крестьянских детей. Автор рассказов, сказок, басен для детей.

Слайд 6

Какие чувства вызывает произведение? надежда веселье страх удовольствие тревога удивление грусть беспокойство жалость гордость изумление разочарование

Слайд 7

1. Определить жанр произведения. сказка рассказ стихотворение басня

Слайд 8

рассказ Основные особенности рассказа: говорится о реальных событиях рассказывается об одном эпизоде из жизни героя небольшой объем немного действующих лиц 1. Определить жанр произведения.

Слайд 9

2. Установить последовательность событий в тексте. Матросы спустили лодку, бросились в неё, понеслись что было силы к мальчикам, но они были ещё далеко от них… Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Мальчики вздумали плавать наперегонки в открытом море. П о волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. Мальчики не слыхали того, что им кричали, и не видели акулы; но потом один из них оглянулся... В одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню. Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал возле пушки и закрыл лицо руками. - Назад! назад! вернитесь! акула! – закричал артиллерист.

Слайд 10

2. Установить последовательность событий в тексте. 5. Матросы спустили лодку, бросились в неё, понеслись что было силы к мальчикам, но они были ещё далеко от них… 7 . Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. 2. Мальчики вздумали плавать наперегонки в открытом море. 8 . По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. 4. Мальчики не слыхали того, что им кричали, и не видели акулы; но потом один из них оглянулся... 1. В одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню. 6 . Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал возле пушки и закрыл лицо руками. 3. - Назад! назад! вернитесь! акула! – закричал артиллерист.

Слайд 11

3. Определить тему текста, главную мысль. Тема: находчивость ( мгновенная реакция артиллериста спасает жизнь мальчикам, меткое попадание уничтожает акулу) Главная мысль: Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться . Любить и ценить своих близких и друзей .

Слайд 12

4. Разделить текст на смысловые части. Раздели текст на смысловые части в соответствии со схемой : завязка развитие событий (действия) кульминация (самый напряжённый момент) развязка Выдели карандашом.

Слайд 13

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и словно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары . ПРОЧИТАЕМ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА. ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ. ПОДБЕРЕМ ЗАГОЛОВОК.

Слайд 14

ПРОЧИТАЕМ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА. ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ. ПОДБЕРЕМ ЗАГОЛОВОК. Где происходит действие рассказа? На корабле у берегов Африки. Почему и как к вечеру изменилась погода? Задул горячий воздух с пустыни Сахары, стало душно . 1. Остановка корабля у берега Африки

Слайд 15

ИСКЛЮЧАЕМ ПОДРОБНОСТИ Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и словно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары .

Слайд 16

1. Остановка корабля у берега Африки Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, но к вечеру стало душно так как на нас дуло горячим воздухом с пустыни Сахары .

Слайд 17

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль. Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет. Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что случилось с акулой и с мальчиками, мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза. ПРОЧИТАЕМ ЧЕТВЁРТУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА. ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ. ПОДБЕРЕМ ЗАГОЛОВОК .

Слайд 18

ПРОЧИТАЕМ ЧЕТВЁРТУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА. ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ. ПОДБЕРЕМ ЗАГОЛОВОК . Что вывело артиллериста из оцепенения? Пронзительный визг мальчиков. Какими словами автор описывает быстроту действий решения артиллериста? Он сорвался с места, побежал, повернул, прилёг, прицелился, взял фитиль. Почему все замерли от страха? Он мог попасть в мальчиков. Как вёл себя артиллерист после выстрела? Почему? Упал подле пушки и закрыл лицо руками. Ему было страшно смотреть на то, что произошло после его выстрела. 4. Стрельба из пушки

Слайд 19

ИСКЛЮЧАЕМ ПОДРОБНОСТИ Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль. Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет. Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что случилось с акулой и с мальчиками, мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Слайд 20

4. Выстрел из пушки. Визг мальчиков разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам, повернул хобот, прилёг, прицелился и взял фитиль. Мы все замерли от страха. Раздался выстрел, артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Дым застлал нам глаза.

Слайд 21

5. ПЛАН ТЕКСТА 1. Остановка корабля у берега Африки. 2. Весёлое купание в море. 3. Появление акулы. 4. Стрельба из пушки. 5. Спасение мальчиков.

Слайд 22

САМООЦЕНКА Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий . В тексте перечислены основные события , отсутствуют детали, подробности.

Слайд 23

Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"Личностные УУД младших школьников"

Мастер-класс дает описание формирования личностных универсальных учебных действий младшего школьника на примере классного часа "Дружба начинается с улыбки"и фраг7мента урока литературного чтения по пр...

Мастер-класс "Развитие речи младших школьников через разучивание скороговорок"

Цель: формировать интерес к развитию речиЗадача: Активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности путем создания проблемных ситуаций.Обогащать словарный запас....

Мастер - класс "Развитие самооценки младших школьников"

Мастер - класс для учителей начальных классов...

презентация к мастер - классу "Развитие самооценки младшего школьника"

презентация к масатер- классу "Развитие самооценки младших школьников"...

Мастер-класс "Преодоление заикания у школьников"

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений и требует продолжительной работы.            В ходе  м...

Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"...

Мастер- класс: " Критериальное самооценивание младших школьников"

Введение Федерального образовательного стандарта общего образования ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария...