конспект урока по литературному чтению "Нанайская народная сказка "Айога"
план-конспект урока по чтению (1, 2 класс)

Нагорных Ольга Вячеславовна

Данный урок входит в серию учебного материала, который знакомит учащихся с бытом, культурой, традициями народов Севера.Цель урока : выявить идею нанайской сказки "Айога"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Айога

Цели урока: выявить идею нанайской сказки  «Айога

Задачи:

Образовательные:

 

- продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого)

- учить понимать эмоциональный настрой произведения,
- учить умению оценивать поступки героев,

Развивающие:

 

- развивать читательское умение предопределять содержание,
- развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное,
- развивать эмоциональность, артистичность.

Воспитывающие:

 

- воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
- создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

Ход урока

 

1.Психологический настрой на урок.

Начать урок мне захотелось сегодня с эпиграфа

СЛАЙД

В каждом живом существе: в тебе, во мне – живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные… Шерлок Холмс. Я думаю, что сегодня каждый  покажет себя  гостям и своим одноклассникам с очень симпатичной стороны. Садитесь, пожалуйста.

Показ мультфильма «Командное взаимодействие» на интерактивной доске.

- Какие мысли у вас возникли? Кто желает поделиться?

2.Формирование групп. Распределение ролей в группах.

Покажите смайликом, как вы себя чувствуете в данной группе.

Повторение правил работы в группах.

Стадия вызова.

Хочу посмотреть,  как вы готовы работать в группах в данном составе, для этого предлагаю выполнить первое задание

1 группа

Определите жанр произведения, который будет в центре  нашего урока

1.

Это  вымышленные истории со счастливым концом и обязательной победой добра над злом истории

2.

Они делятся на волшебные, бытовые,  о животных.

3.

В них есть присказка, зачин и концовка.

Выступление спикера

СЛАЙД

Мы будем читать …………..сказку

2 группа

Прочитайте. Выясните, какой народ написал сказку.

Там, где плещет река Амур,  

На берегах сибирских вод,

В краю, занесенном снегами,

Нанайский народ живет.

Где живет нанайский народ?

________________________________________

Мы будем читать ____________________ сказку.

Выступление спикера

СЛАЙД

Мы знакомились с русскими, казахскими, болгарскими народными сказками. Сегодня будем знакомиться с нанайской.

- Кто такие нанайцы?

СЛАЙД

 На Дальнем востоке по берегам реки Амур живут нанайцы. Они занимаются охотой и рыболовством и поэтому ведут бродячий образ жизни, у них нет постоянного жилья.

СЛАЙД

Место, где они останавливаются, называется стойбище (карточка).

СЛАЙД

Женщины готовили пищу на очаге. Очаг(карточка)

Раньше утюгов не было и женщины при помощи мялок разглаживали свою одежду. Мялка (карточка)

СЛАЙД

Нанайцы ездят на собачьих упряжках.  Во время охоты нанайский охотник кричит: Ай-о! Ай-о! Ай-о!

-Что узнали про нанайцев?

Словарная работа.

-Что такое стойбище? Что такое мялка? Что такое очаг?

 3 группа.

Расшифруйте ребус, узнайте название сказки.

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/image/r30.jpg

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/image/r31.jpg

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/image/r32.jpg

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/image/r33.jpg

Выступление спикера

Сказка называется Айога

После чтения мы   откроем тайну трёх слогов в названии сказки.

Вывод: назовите тему нашего урока: на доске: Нанайская народная сказка «Айога»

4 группа  

Послушаем  выступление  последней  группы,  которая должна была определить задачи на урок.

Прочитаем…

Обсудим…

Выясним…

СЛАЙД

 (На доске две пустые рамки для картин)

 

- Что это может быть, на ваш взгляд?
Исследовав поступки, речь, внешность, характеры этих двух героев, мы попробуем выяснить, чему же научит нас эта сказка.

2. Стадия осмысления. Стр. 37

Аудиозапись сказки, дети следят по учебнику.

- Что вам понравилось в сказке? Что удивило? Чем вы огорчились?

Кто готов открыть тайну трёх слогов в имени Айога? Почему появился слог  га? (ай-о кричат охотники, га- кричат гуси)

 

Физическая минутка

 Чтение сказки учениками по частям.

1 часть: (до слов …всё любуется собой)

- Кому из вас хотелось бы прочитать эту сказку и подробнее о ней поговорить?

- Что вы можете сказать об этой девочке? (она была красивая)

2 часть: (до слов … и принесла воды, сколько надо)

 - Что вы ещё узнали об этой девочке? (отказалась помочь матери, придумывала отговорки)
- Какие качества характера Айоги здесь проявились? (Лень, ум, находчивость, хитрость)

- Очень красивая девочка! Такая  не может не понравиться, не так ли?

- Почему же она вам не понравилась? (Стала ленивая и всё время любовалась собой.)

3 часть: (до слов …и отдала соседской девочке)  

- Что ещё заметили в этом диалоге? (они как будто поменялись ролями.)

- Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней.

 - Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку. Почему? (матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь. Её огорчало поведение дочери.)

- А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать? (нет, она бы изменила свое поведение, извинилась)

4 часть:

- Как была наказана Айога? (превратилась в гуся)

Где произошло превращение? (У реки, она пошла к реке, чтобы в очередной раз полюбоваться своим отражением в ней)

И не только поэтому. Ведь в сказках вода – это волшебный мир, где происходят какие-то чудеса, хранится таинственность.-

- Послужило ли Айоге это уроком? (нет, она продолжала гордиться своей красотой)

- А на самом деле,  какой она стала? (некрасивой, неуклюжей)

СЛАЙД

Показ пустых рамок. Я возвращаюсь к  рамкам. Как вы думаете, чьи портреты должны быть в этих рамках? (Айоги и соседской девочки)

СЛАЙД

- Конечно, у каждого из вас сформировался свой образ Айоги и соседской девочки,  а художник изобразил их  так. Что заметили? (они одинаковые)

Вы с этим согласны? Действительно ли эти девочки одинаковы?

Задание в группах

У вас на партах лежат карточки со словами. В группах, вам  нужно эти карточки распределить, какие слова, по-  вашему мнению, вы бы сказали об Айоге, а какие характеризуют соседскую девочку.

Составление общего кластера

Айога                                                      Соседская  девочка                                              хитрая                                                       работящая

Гордая                                                    трудолюбивая

Ленивая                                                  ласковая

Самовлюбленная                                  услужливая

Грубая                                                   спокойная

Злая                                                       щедрая      

эгоистка                                                   красивая

дерзкая                                                  приветливая                                        

                             

СЛАЙД

Кто теперь вам показался по-настоящему красивой? А что осталось от портрета Айоги?

Раскрытие основной идеи текста.

- Какого же испытания не выдержала Айога? (красотой) Почему?

- Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.

- Как вы думаете, в наши дни встречаются люди,  которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

- В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?

- О чём же вы задумались, прочитав эту сказку? (Нужно быть добрыми, не зазнаваться)

- А что ценят в людях разные народы? (доброту и трудолюбие)

СЛАЙД

Я хочу вернуться к нашему эпиграфу:

 В каждом живом существе: в тебе, во мне – живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные… Шерлок Холмс.

А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?

- Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим?

Дома прочитайте эту сказку вместе с родителями, придумайте своё продолжение сказки и сделайте иллюстрацию к сказке.

Д.з. стр. 37-39 прочитать, придумать свое продолжение сказки (устно)

Выставление оценок

3. Стадия рефлексии

Конечно, мы не можем сегодня Айогу оставить такой. Давайте поможем ей измениться. Дома вы должны были приготовить сердечки. Возьмите и напишите свое пожелание этой девочке  (перекрывают отрицательные черты кластера добрыми словами)

Помните, пожалуйста: Сказка ложь, да в ней намёк…

 

 

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/kataulina/1.jpg

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/kataulina/2.jpg

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/kataulina/3.jpg

 

Сюжетная картинка №1

Сюжетная картинка №2

Сюжетная картинка №3

 

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/kataulina/4.jpg

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/kataulina/5.jpg

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/kataulina/6.jpg

 

Сюжетная картинка №4

Сюжетная картинка №5

Сюжетная картинка №1

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Снегурочка"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чуракова. (Л.В. Занков) Русская народная сказка "Снегурочка"....

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка"

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и пров...