Технология продуктивного чтения. М.Пришвин. Ребята и утята
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет литературное чтение Класс 2 класс
Тема урока: М.М. Пришвин. Ребята и утята.
Технология продуктивного чтения
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Развитие умения определения своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному
- Развитие читательской «сердечности»
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Развитие умения выразительно читать, передавая авторское отношение
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Развитие умений внимательного отношения к языку художественного произведения
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Проектор, компьютер
- Аудио приложение к учебнику
Планируемые результаты: учащиеся научатся управлять учебной деятельностью; выполнять логические операции; слушать и слышать.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Проверка домашнего задания | Опрос придуманных концовок к стихотворению Б.Заходера «Плачет киска в коридоре…»
| Зачитываю свои варианты |
Подготовка к первичному восприятию | Просмотр видеоурока о писателе | Учатся получать знания из видеоисточника |
Постановка целей | Михаила Михайловича Пришвина называю писателем-природоведом. А как называется произведение? Как вы думаете, почему? Попробуйте предположить, о на какой вопрос нам предстоит найти ответ на уроке | Размышляют Высказывания с фиксацией на доске |
Первичное восприятие | Чтение учителя и нескольких учащихся | Следят за читающим |
Выявление первичного восприятия, обсуждение темы урока. | Когда вы слушали, я видела ваши напряженные лица. Что вас волновало? Какой эпизод растрогал? Чем? Почему? | Свободные высказывания детей |
Анализ текста и вторичное восприятие. | Прочитайте первый абзац текста. Как вы думаете, почему автором была выбрана птичка – чирок-свистунок? Давайте послушаем информацию об этой птичке: Утки бывают не только домашние, но и дикие. Самая маленькая из диких речных уток - чирок-свистунок. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами. Предпочитает водоёмы с густыми зарослями. На зиму улетают в тёплые края, а уже в марте вновь прилетают к нам. Гнездо, где высиживают птенцов, делают вдалеке от воды. Какое слово подчеркивает это? | Возможный ответ: просто так; где-то видел, решил написать рассказ про эту Зная теперь что чирок-свистунок – это самая маленькая из речных уток, мы можем предположить, что автор хочет показать, что речь пойдёт о беззащитной, беспомощной маленькой птичке. Слово уточка, а не утка |
Прочитайте следующий абзац. Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? Что значит для утят свобода? Почему автор, говоря об уточке, употребляет фразу решилась наконец-то перевести своих утят? | На свободу Это значит, что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находиться совместно с другими птицами в природе. Решилась – это значит, долго думала, размышляла. Слово «наконец-то», подтверждает и усиливает слово «решилась». | |
Прочитайте следующий абзац. Сколько надо было идти до озера? Кто знает, сколько это километров? Это примерно три раза дойти до м. Академическая. Это много или мало для человека? А для маленькой уточки? А для маленьких утят? | версты три чуть больше 3 км Для взрослого немного, для второклассника уже много, хочется проехать. Это очень много | |
Почему же уточка повела своих утят не короткой дорогой, а в обход деревни? | Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали. | |
Прочитайте, какие враги были у уток? Кто такие - лисица и ястреб? Как вы думаете, почему вместе с хищными животными автор употребляет и слово человек? | Люди, лисица, ястреб. Хищные животные. Для утки человек - такой же как и хищники. | |
Прочитайте, как утка вела своих утят. Как вы думаете, почему мать шла позади? | Чтобы видеть, что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет. | |
Прочитайте, где ребята увидели утят. Как вы думаете, почему автор именно это место выбрал, когда хотел показать, что утка попала в поле зрения ребят? Почему автор употребил выражение «Вот тут то»? | при переходе через дорогу Потому что дорога – это открытая местность, проделывая путь по траве, кустам, их трудно было бы заметить, но можно предположить, что другой дороги у них не было, им пришлось идти через дорогу. Автор показывает, что ребята застали утку врасплох | |
Прочитайте, как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Как вы думаете почему автор не написал закидали, а употребил именно слово зашвыряли? | Зашвыряли шапками, ловили утят. Можно предположить что автор относится к ребятам в этот момент отрицательно, слово зашвыряли звучит более грубо, как будто камнями закидали, не с проста автор пишет – шапками, шапки мягкие, этим писатель показывает, что ребята не хотели причинить им вреда, просто решили похулиганить, для забавы | |
Прочитайте, как вела себя уточка, когда ловили её утят? | Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. | |
Как вы думаете, почему автор говорит об утке, что она бегала в величайшем волнении? Посмотрим в толковом словаре: величайший обозначает - превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении; выдающийся; | Утка не просто волновалась за утят, а в высокой степени переживала за своих утят | |
Могла ли утка кричать? Её немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях | ||
Прочитайте, как автор разговаривает с ребятами. Как вы думаете, почему, ведь он и так взрослый, дети бы его итак послушали. | строго, сердито Чтобы показать ребятам, что так делать нельзя. Если бы он просто говорил им обычным голосом, они бы выпустили птиц и все, а так ребята задумались о своем поступке. Автор их пристыдил своим голосом | |
Как вы думаете почему мать бросилась спасать своих детей, только после того как ребята ушли? | Она все еще продолжала бояться детей. Они могли отпустить утят, чтобы заманить тем самым утку и поймать ее. А еще можно предположить ,что все-таки утка – дикая, она не приручена, близко не подходит к людям. Она убедилась, что опасности нет, и начала спасать утят. | |
Как вы думаете, почему автор уточняет что уточка пошла спасать дочерей и сыновей, ведь он мог бы написать просто – утят? | предположения детей могут быть разными | |
Вывод | Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. | |
Обобщение | Вначале рассказа мы отвечали на вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом? | об отношениях между людьми, понимать заботы зверей и людей, задумываться о том как мать относится к своим детям, о ее чувствах и переживаниях, думать прежде чем делать |
Д.з. | Научитесь выразительно читать рассказ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"
Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дид...
Технологическая карта урока литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"
урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа 21 века"Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприя...
Урок литературного чтения. М. ПРИШВИН «РЕБЯТА И УТЯТА»
разработка урока для 2 класса...
Урок по литературному чтению "М. Пришвин "Ребята и утята"
окрытый урок по литературному чтению во 2 классе...
Конспект урока литературного чтения М. Пришвин «Ребята и утята» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята», с творчеством и биографией писателя; развитие навыков выразительного чтения; учить выделят...
Урок литературного чтения «М. Пришвин. «Ребята и утята».
Урок литературного чтения «М. Пришвин. «Ребята и утята»....
Конспект по литературному чтению (М. Пришвин «Ребята и утята»), 2 класс
Конспект урока по теме: М. Пришвин «Ребята и утята», 2 класс. УМК «Школа России», Авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий....