Конспекты по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Материал для подготовки к урокам пр программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_chtenie_karty_3_klass.zip | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 2. Первопечатник Иван ФЁдоров
(учебник, с. 4–13; рабочая тетрадь, с. 9–13)
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с разными информационными текстами, фотографиями, репродукциями картин, иллюстрациями; научно-познавательным текстом (выделять отличительные черты, определять последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь; находить ключевые (опорные) слова, позволяющие создать свой текст для выборочного пересказа); определению темы, главной (основной) мысли текста; составлению аннотации на книгу (с помощью учителя), отзыва о понравившемся произведении; способствовать формированию системы ценностей, принятых в обществе; помочь учащимся в осмыслении значения книги для прошлого, настоящего и будущего; практиковать в применении толкового словаря и энциклопедии для выяснения значения слов (друкарь, напраслины) | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы; рассказывать о способах передачи информации в докнижный период; рассказывать о человеке, используя план и изображение памятника; раскрывать смысл пословицы и представлять её, смысл наставления и представлять его; оформлять в таблице результаты сравнения современных книг и книг Древней Руси; выступать с сообщением о первопечатнике Иване Фёдорове | Метапредметные: познавательные: определяют тему и главную мысль высказывания (наставления, поучения), главные (ключевые, опорные) слова; подтверждают свой ответ словами из текста; осуществляют поиск необходимой информации в учебной книге; ориентируются в ней; осмысливают значение книги для прошлого, настоящего и будущего; обобщают полученную информацию по истории создания книги; находят книгу в школьной библиотеке, медиатеке (библиотеке микросоциума), пользуясь тематическим каталогом; знают и применяют правила чтения, отличают чтение прозаического произведения от стихотворного; регулятивные: планируют работу по теме, используя условные обозначения; проверяют себя и адекватно оценивают свои достижения; коммуникативные: соблюдают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться друг с другом о совместных действиях), читают текст друг другу с последующим контролем освоения его содержания с помощью встречных вопросов; готовят с товарищем небольшое сообщение на тему «В мастерской первопечатника»; понимают позицию собеседника и выражают свою позицию; проявляют уважение к чужому мнению | Личностные: осознают важность и значимость наставлений Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого для их современников и потомков; проявляют активность и интерес в изучении темы; понимают назначение книги и ее ценность, отношения к книге в обществе; демонстрируют собственное отношение к книге |
Образовательные ресурсы: иллюстрации с изображением типографии в Москве, первого печатного станка, памятника Фёдорову в Москве, портреты Ивана Грозного, Ивана Фёдорова, кроссворд, карточки со словарными словами: первопечатник, литера, шрифт, летопись, пословицы |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Психологически настраивает учащихся класса на урок. Долгожданный дан звонок – Начинается урок! Проверяем – всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки. Тихо, правильно сидим, На учителя глядим. Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся | Проговаривают стихотво-рение, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность | Владеют навыками пси- хологической подготовки |
II. Сообщение темы и цели | – Сегодня на уроке мы познакомимся с первопечатником, имя которого узнаем, обратясь к учебнику | Внимательно слушают | Принимают учебную задачу |
III. Повторение изученного материала. Начало письменности. Летописание | – Отгадайте загадку: Дружим с нею с малых лет, В трудных случаях подскажет. Интересней друга нет; С нею некогда скучать, Обо всём она расскажет, Надо только буквы знать. | Отгадывают загадку. | Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи |
– Книга – окно в мир. Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко; услышишь голоса тех, кто жил давным-давно, или тех, кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями. Обо всем рассказывают книги. Ты можешь побывать, не выходя из комнаты, в жарких и холодных странах, прогуляться по Луне, опуститься на дно океана. Протяни руку – и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать. Не надо думать, что книги всегда были такими, какими ты видишь их теперь перед собой. – Вспомните имена первых создателей славянской письменности. – Современные русские буквы произошли от тех букв, которые придумали братья Кирилл и Мефодий и которыми писали наши предки много лет назад. Но со временем наши буквы изменились. В православных храмах в церковно-славянских книгах сохранилась азбука святых братьев. Кирилла и Мефодия мы называем святыми, | – Книга. По очереди читают текст. – Святые Кирилл и Мефодий. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | |
потому что жизнь у них была святая и их прославила Церковь. Вспомните, на чём ещё, кроме пергамента, писали в древности? – Правильно, однако ни глиняные дощечки, ни папирус не подходят для изготовления книг. Из чего же делали книги в Древней Руси? Чем писали на такой книге? – Почему эти книги были очень дороги? Кто переписывал и изготавливал книги? Назовите наиболее известную летопись Древней Руси. | Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. | своего мнения.Полно и точно выражают свои мысли | ||
Печатные книги возникли не сразу: Писец переписывал каждую фразу, Глаза уставали, дрожала рука. И так продолжалось века и века. | Без людей, без друзей, в одиночку Он за строчкой нанизывал строчку. Перепишет всего пару книг, И глядишь – уже дряхлый старик. | |||
– В старину книги писались от руки. Письменность на Руси широко распространилась после принятия христианства. – В каком году было Крещение Руси? – А кто создал славянскую азбуку? – После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно. Вот Кирилл и решил создать славянскую азбуку. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллицей в память о ее создателе. В Древней Руси создавались летописи – записи о важнейших событиях. (Летопись – запись о событиях по годам, славянское слово «лето» соответствует нашему «год».) Писали их люди, которых называли летописцами. Около тысячи лет назад в Киевской Руси, ещё при князе Ярославе Мудром, было переведено на славянский язык много заморских книг, собрана большая библиотека. Книги живут уже несколько тысяч лет, но всегда ли они были такими, какими мы их привыкли видеть? – Когда на Руси появилась первая печатная книга? – Чтобы ответить на этот вопрос, сейчас мы на минуту закроем глаза и очутимся | ||||
– В 988 году. – Кирилл и Мефодий. Внимательно слушают | ||||
IV. Работа над новым материалом. | Отвечают на вопрос. Внимательно слушают. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Печатных дел мастера. 2. Первый русский печатник. 3. Словарная 4. Первые печатные книги Ивана Фёдорова. | – Рукописные книги писались долго, поэтому их было мало. В рукописных книгах допускалось много ошибок, так как писцы уставали за работой, а некоторые не умели читать и просто срисовывали то, что видят. В XV веке немецкий мастер Иоганн Гутенберг придумал буквы – литеры, оставля- ющие на бумаге чёткий отпечаток. Гутенберг отливал выпуклые изображения букв В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Про- стые люди не могли купить себе книгу. Задумались в Москве над этой проблемой. Сначала хотели печатать книги на славянском языке в чужих землях. Но прикинули – далеко, да и возить трудно, дорого, неудобно. Тогда же Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу. Но кто этим займется? Где такого человека отыскать? Нашелся такой человек. Звали его – Иван Фёдоров (? – 1583 год). – Слыл он в многолюдной Москве служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, на- – Какие слова вам незнакомы? – Назовите русских первопечатников. – При каком царе в России зародилось печатное дело? Найдите в тексте и зачитайте, как выглядел царь. Как принял Иван Васильевич книгу? – Найдите в тексте и зачитайте, сколько времени понадобилось на создание первой печатной книги. – Как называлась первая книга? Прочитайте, как выглядела первая печатная книга. – В чём усомнился Иван Грозный? | Определяют совместно с учителем толкование слов: посох, непроница- Выполняют задания | цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится). Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя. Осуществляют логические действия |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Что произошло, когда царь дошёл до последнего листа? – С чем сравнил Грозный изделие Ивана Фёдорова? Подумайте, почему? – В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии; Да вот наступил, наконец, этот срок, И стала доступнее книга в сто крат, Когда был придуман печатный станок. И был человек этому рад. – Печатание первой книги началось 19 апреля 1563 г., спустя десять с половиной месяцев, 1 марта 1564 г., первая книга Федорова была готова. Это – первая точно датированная русская книга. 14 марта в России – это День православной книги. Физкультминутка При передаче мяча друг другу называют имя и фамилию писателя или поэта. | Внимательно слушают. Выполняют физкультминутку. | ||
– Найдите в тексте слова, характеризующие Ивана Грозного. Подберите к этим словам синонимы. – Какие чувства испытывал Иван Фёдоров при разговоре с царём? Чем объяснялось это волнение? – Конечно, сейчас книги печатаются миллионными тиражами. И стоят они намного дешевле, чем раньше. – А как вы думаете, зачем нужны книги? | Выполняют задания, | ||
– Правильно, книги позволяют нам общаться, узнавать новое, учиться и усваивать, запоминать много новой информации. Как мы должны обращаться с книгами? Что делать, если книга порвалась? Что нельзя ни в коем случае делать с книгой? Почему, как вы думаете? | Называют правила обращения с книгой. | ||
– Разгадайте кроссворд на с. 6, работая в парах. Во время работы можно пользоваться учебником, словарём. Вопросы к кроссворду: 1. Князь, который окрестил Русь. 2. Запись событий по годам. 3. Во время правления этого князя было открыто много школ, собрана крупная библиотека. | Разгадывают кроссворд. – Владимир. – Летопись. – Ярослав. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
4. Софийский … был первой библиотекой на Руси. 5. Создатель «Повести временных лет». 6. Как в народе называли Ивана IV? 7. Имя одного из братьев, которые изобрели славянскую азбуку. | – Собор. – Нестор. – Грозный. – Кирилл. | ||
5. Что же представляла собой первая книга Фёдорова? | Прочитайте выделенное слово. Название книги было «Деяния апостольска и послания соборная и святого апостола Павла послания» (сокращенно ее принято называть «Апостол»). «Апостол» издания 1564 года имеет 261 нумерованных и 6 ненумерованных страниц, из них 2 страницы «послесловие», в котором изложена история возникновения книги. На каждой странице 25 строк. В начале книги помещено изображение евангелиста Луки, сидящего перед письменными принадлежностями и держащего на коленях развернутый свиток. В техническом отношении «Апостол» выполнен превосходно. Шрифт сделан с большим искусством: начертания букв четкие, строки текста безукоризненно прямые. Книга напечатана в два приема: сначала текст черной краской, затем красной краской выделяемые буквы; краски нигде не смешаны. Рисунок заставок и инициалов чрезвычайно рельефный и четкий. Вместо употреблявшихся ранее хвостатых чудовищ избранный Фёдоровым рисунок заставок был простым и носил национальный русский характер. «Апостол» явился новым этапом в оформлении русской книги, он положил начало новому стилю. После выхода «Апостола» стал Иван Фёдоров со своими подручными готовить к изданию новую книгу. | – Апостол. Внимательно слушают |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Это был «Часовник». Если «Апостол» выпускали год, то на «Часовник» ушло два месяца. Через некоторое время начались гонения на печатников со стороны переписчиков. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, было «Учительное евангелие» (1568) – сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте. Однажды Ивана Фёдорова озаряет мысль. Книги ходят и печатаются, но их мало, Писать букварь было некому. И взялся Иван Фёдоров за эту работу сам. Тщательно писал-рисовал Иван буквы, находил украшения, примеры, чтобы дети учились не только письму – буквам и цифрам, но и добрым делам, хорошим мыслям. Книга получилась на славу. А в конце автор поместил обращение к народу, советуя всем учить детей грамоте. Пусть видят все и знают, что азбука – наука, ребятам не бука. Так родился первый печатный учебник – азбука, букварь. Через несколько лет Федорова пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог. Здесь Фёдоров напечатал по поручению князя знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке Из века грозного, из крови и печали Годин опричнины, как солнце в ясный день, Как ясный мир из непроглядной дали Мелькнет пред вами Фёдорова тень. И жертва зависти, предельных озлоблений, И слуг невежества, он кончил нищетой, Едва найдя могилу от гонений В стране не нашей, но родной. – Умер Иван Фёдоров во Львове в 1583 году. Там его и похоронили. На надгробной плите сделана надпись: «Успокоения воскресения из мертвых чаю. Друкарь книг, пред тем невиданных». Заслуги Фёдорова не забыты. 27 сентября 1909 года в Москве на собранные народом деньги открыт памятник книгопечатнику Фёдорову. |
Окончание табл
1 | 2 | 3 | 4 |
Стоишь ты, дьяк, у стены старинной. Ты для России, для Украины Лоб величав, бронзово чист, Держишь первый печатный лист | |||
V. Закрепление изученного материала | Угадайте, что это за птица, Клюв крючком, глаза пятачком, Света яркого боится, Ушастая голова. Это… – Я – сова, мудрая голова. Пришла проверить, какие вы сообразительные и внимательные. Пословица, сказанная к месту, очень украшает нашу речь. Вот я и хочу узнать, знаете ли вы пословицы? Составьте их. – Кто много читает – … – … – вот лучшее учение. – … – источник знаний. – Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг. Много сделал для русских людей первопечатник Иван Федоров, который в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Любовь и уважение к книге передаются из поколения в поколение | – Сова. | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию |
– Тот много знает. – Чтение. – Книга. Внимательно слушают | |||
VI. Подведение итогов | – О чём мы разговаривали на этом уроке? – Какие книги изготавливали в Древней Руси? – Когда была напечатана первая русская печатная книга? Как она называлась и сколько времени ушло на её изготовление? – Кто был первым печатником на Руси? – Кто оценивал первую русскую печатную книгу? Что зависело от его мнения? – Откройте свои учебники на титульном листе. Что вы видите на этой странице? | Делают выводы и обобщения | Формулируют ответы на вопросы |
VII. Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение рассказа «Первопечатник Иван Фёдоров» и пересказ. Рассмотреть последнюю страницу учебника и выяснить, кто принимал участие в его выпуске | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее достижения |
VIII. Итог урока. Рефлексия | – Сегодня на уроке: • Я узнал… • Мне понравилось… • Я научился… • Новыми знаниями я смогу поделиться… | Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Владеют навыками самоанализа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...