Конспект урока по литературному чтению на тему: "Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»", 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»; развитие умения анализировать художественное произведение.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь учащихся воспринимать художественный текст фантастического жанра;
- уметь анализировать художественное произведение;
- уметь определять жанр произведения и его особенности.
Личностные:
- развивать воображение детей;
- формировать умения адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 19.04.2021 ФИО учителя: Гагарина О.А.
Школа: МАОУ«ОЦ №1» ФИ студента: Литвинович А., 43 гр.
Класс: 4 «В» ФИО методиста: Солопова Т.В.
Кабинет: 206
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема урока: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»
Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»; развитие умения анализировать художественное произведение.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь учащихся воспринимать художественный текст фантастического жанра;
- уметь анализировать художественное произведение;
- уметь определять жанр произведения и его особенности.
Личностные:
- развивать воображение детей;
- формировать умения адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята. -Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок. Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя и отвечать на вопросы. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: диалог Практический: работа в тетради. | 3 мин. | -У вас на столах листы с известным стихотворением Бориса Заходера прочитайте про себя, шепотом, вполголоса. В моей Вообразилии, В моей Вообразилии- Там царствует Фантазия Во всём своём всесилии; Там все мечты сбываются, А наши огорчения Сейчас же превращаются В смешные приключения! (Борис Заходер). | Читают стихотворение | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: диалог | 5 мин. | - Можно ли сказать, что Борис Заходер - фантазёр? Почему? - А что такое фантазия? - По Толковому словарю Ожегова. «Фантазия - способность к творческому воображению; нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; причуда». - Именно благодаря фантазии человек способен творить. - Откройте учебники на странице 143. Прочитайте, как называется раздел, который мы начнём сегодня изучать. -Как вы думаете, если раздел Страна Фантазия, как будут называться произведения? -Мы будем читать фантастические произведения, ещё говорят- фантастику. - Так какая же тема нашего урока? Учитель показывает книгу Е.С. Велтисов «Приключения Электроника». - Какую цель на урок мы можем поставить? | Ответы детей - Способность что-то придумывать, воображать, чего раньше не существовало: животных, роботов, машины, явления в природе… - Страна Фантазия - фантастические - Е.С. Велтисов «Приключения Электроника» - Познакомиться с произведением Е.С.Велтисова «Приключение Электроника» | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV.Открытие нового знания Словесный: беседа. Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент. | 8 мин. | - Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталось на последних страницах. Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960 г). Электроник мальчик из чемодана. (1961 г). За ней вышли и другие произведения. Их было немало:
Е.С Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в каникулы. Умер Е.С.Велтистов в 1989 году. -Что интересного узнали? | Слушают учителя Ответы детей | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа. Наглядный: учебник, учебная презентация. | 5 мин. | Словарная работа. - Прежде чем читать отрывок, давайте разберём слова, которые могут вызвать у вас затруднение. – Прочитайте слова на доске выделяя ударение, объясните значения слов.
- Будем читать отрывок по частям и обозначать, возьмите простой карандаш. а) Чтение и анализ первой части. (1-ая часть до слов:И директор удалился.) - Мы прочитали первую часть. Давайте выясним в парах, что мы узнали. -Задайте вопросы друг другу по содержанию этой части. (1 минута на обсуждение-работа в парах). -Предположите, что произойдёт дальше? б) Чтение и анализ второй части. (2-ая часть до слов: Да, он много лет не был в этом городе?) - Совпало наше предположение? - Что мы увидели, читая эту часть? -Найдите и прочитайте выразительно те моменты, где автор описываеткрасоту города. - Что в городе кажется необычными, фантастическими? -Предположите, что произойдёт дальше? в) Чтение и анализ третьей части. (3-я часть до слов: Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!) -Совпало наше предположение? -Какие вопросы можно задать по этой части. (1 минута на обсуждение-работа в парах) - Предположите, что произойдёт дальше? г)Чтение и анализ четвёртой части. - Правильно ли мы предположили содержание? - Кто был в чемодане? - Какой был Электроник? -Что хотел сделать профессор, подключив Электроника к сети? -Он в чём- то ошибся? -Прочитайте вопрос №3 в учебнике. А кого называем жестоким человеком? По словарю Ожегова жестокий человек - крайне суровый, безжалостный, беспощадный. - Почему Электроник сбежал от профессора? | Читают с доски слова, выделяют ударение и объясняют значения слов -Кто приехал на конгресс? -Что привёз профессор с собой? -Каким он нам показался? Предположения детей красивый город Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий. Предположения детей - Кто был в чемодане? -Какой он? -Кто он? Предположения детей Ответы детей | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа. Наглядный: учебная презентация. | 7 мин. | Работа в группах. -Что в Электронике вы заметили от робота, а что от человека? Вы выполните задание в группах по карточке. Подчеркните слова, которые соответствуют обычному мальчику?
-Что осталось не подчёркнутым? -Электроник – человек? -Как вы думаете, удастся Электронику быть человеком до конца? Что это значит быть человеком? – Что делает повесть Е. Велтистова фантастической? | Выполняют работу в группах Электрическая вилка Ответы детей Уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать Предположения детей | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. |
VII.Включение в систему знаний Словесный: беседа. | 8 мин. | – В какое время, по-вашему, могли бы происходить такие события? - Понравился ли вам отрывок 1 главы? А что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав эту повесть, сходите в библиотеку. - А ещё можно посмотреть художественный фильм. - Продолжим работу. Проверим, насколько вы внимательны. У вас на партах есть тест, работаем группой. Тест. 2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков? а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска 3. Какой багаж был у профессора? а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами 4. Что находилось в чемодане? 5. Кто такой Электроник? а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова 6. Что случилось с Электроником в гостинице? а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал | Ответы детей
2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков? а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска 3. Какой багаж был у профессора? а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами 4. Что находилось в чемодане? 5. Кто такой Электроник? а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова 6. Что случилось с Электроником в гостинице? а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 мин. | - Назовите тему урока. - Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её? Довольны ли вы своей работой? - А сейчас посмотрите на парты. У вас лежа есть маленькие роботы. Закрасьте у своего робота большие круги на туловище.
Домашнее задание:
Урок окончен! | Е.С. Велтисов «Приключения Электроника» Познакомиться с произведением Е.С.Велтисова «Приключение Электроника» Ответы детей | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...
Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»», 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», формирование осмысления учащимися главной идеи произведения.Планируемые результатыПред...
Конспект урока по литературному чтению "Стихотворения о животных. А.Блок Зайчик)" (2 класс Школа России)
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект урока по литературному чтению по теме ««Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: знакомство с понятием научно-фантастической литературы, с биографией Е.С.Велистова, с произведением «Приключение Электроника»Планируемые результаты:Предметные:зн...
Конспект урока по литературному чтению по теме ««Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе работы учащихся над стихотворением стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...» А.В.Жигулина.Планируемые резу...
Конспект урока по литературному чтению «И в шутку и в серьёз» 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с новым разделом «И в шутку и в серьёз»Планируемые результаты:Предметные:знать особенности юмористических произведений;уметь пр...