Конспект урока литературного чтения "Характеристика героя. Картина З. Серебряковой «За завтраком" ("УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у учащихся о составлении сравнительной характеристики героев на основе описания группового портрета; обогащении речи учащихся образно-выразительными средствами русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать автора картины и её название;
- Уметь определять тему и настроение картины;
- Уметь давать характеристику герою картины, исходя из его внешнего вида, мимики, позы;
- Уметь внимательно рассматривать и устно описывать картину.
Личностные:
- Осознавать личностный смысл учения;
- Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
- Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- Проводить самооценку своих действий.
Тип урока: «открытие» нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_geroya_kartina_za_zavtrakom.docx | 365.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 13.03.2021 ФИО учителя: Меркушкина Л.А.
Школа: МАОУ "СОШ 148 г. Челябинска" ФИО студента: Истомина А.С.
Класс: 3 «2»
Кабинет: 101 ФИО методиста: Солопова Т.В.
Конспект урока литературного чтения
«Характеристика героя. Картина З. Серебряковой «За завтраком»
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у учащихся о составлении сравнительной характеристики героев на основе описания группового портрета; обогащении речи учащихся образно-выразительными средствами русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать автора картины и её название;
- Уметь определять тему и настроение картины;
- Уметь давать характеристику герою картины, исходя из его внешнего вида, мимики, позы;
- Уметь внимательно рассматривать и устно описывать картину.
Личностные:
- Осознавать личностный смысл учения;
- Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
- Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- Проводить самооценку своих действий.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: учебник Н.А. Чураковой, (УМК «Перспективная начальная школа»), презентация.
Челябинск, 2021
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Словесный метод. Психологический настрой | 2 мин | _ Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь на свои места. Глаза смотрят и видят. Уши слушают и слышат. Сначала думаю, а потом говорю. Помню, что в классе я не один, Умею слушать мнения других. - Я желаю вам сегодня, чтобы день принес | Приветствуют учителя. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. |
Словесный метод: подводящий диалог | 4 мин | - Кто из вас был в картинной галерее? Что там видели, что произвело на вас особое впечатление? - Давайте представим, что мы оказались в картинной галерее. Я – экскурсовод. - Ребята, посмотрите на картину, встречали ли вы уже её где-то? - Знаком ли вам автор картины? | - Да, мы видели картины. - Нет - Нет | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Умение воспроизводить необходимую информацию, классифицировать объекты |
Словесный метод: беседа Обобщение учителя Наглядно-иллюстративный: формулирование темы и цели на экране | 3 мин | - Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? - Какие мы поставим перед собой цели? | Тема: «Характеристика героя. Картина З. Серебряковой «За завтраком»». Цели: познакомиться с новым автором картиной, внимательно рассмотреть и устно описать картину. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; |
Словесный метод Практический | 8 мин | - Сегодня мы с вами работаем по картине и знакомимся с новым художником Зинаидой Евгеньевной Серебряковой. Картина очень интересна тем, что автор описывает детей, которые сидят за столом. В жизни каждой семьи есть свои традиции, те обычаи, которыми определяются установившиеся порядки в поведении, в быту. В семье русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, жившей в начале 20 века, тоже были свои традиции. Об одной из них и пойдет речь на нашем уроке. - О какой традиции идет речь на этом художественном полотне? - Верно. Раньше в дворянских семьях было принято во время завтрака, обеда, ужина собираться всей семьей. В столовой комнате сервировали стол для трапезы (приёма пищи). Взрослые и дети переодевались к обеду и ужину, спускались к столу. - Задача нашего урока описать картину-портрет и изображённых на ней героев. Беседа по картине 1. Как вы считаете, родные ли люди изображены на картине? 2. По каким признакам вы определили, что это родные? 3. Что объединяет этих детей? 4. Судя по картине, какая атмосфера царит в семье? 5. Кто из детей старше? 6. Опишите этого мальчика. 7. А теперь посмотрите на второго мальчика. Чем он отличается от старшего? 8. А их младшая сестра? Что отличает её от братьев? Опишите внешность девочки. Итак, мы убедились, что дети, изображённые на картине, имеют общие черты, а с другой стороны, разные. Можно их сгруппировать по общим признакам? Для того, чтобы вам легче было справиться с заданием, давайте составим таблицу, в которой выделим черты сходства и различия наших героев. ФИЗМИНУТКА | - Наверно, когда вся семья собирается на завтрак - Да, это родные люди. Это дети художницы. - Дети очень похожи, особенно девочка и мальчик, которые изображены на переднем плане. У них практически одинаков цвет глаз, овал лица. - Это одна семья и в данный момент их объединяет то, что они собрались все вместе позавтракать. - Хорошая, дружелюбная атмосфера. Здесь царит мир. Это видно по выражению лиц детей. Скорее всего, все хорошо относятся друг к другу, а детей в семье очень любят. И дети не ссорятся между собой. - Наверно, мальчик, который изображён на заднем плане картины. Он пьёт воду и не обращает внимания на то, что так заинтересовало его брата и сестру. - Шура. Тонкие черты лица, прямой нос, тёмно-русые волосы, брови, тонкой дугой пролегающие над глазами. Небольшой румянец на щеках освежает его бледное лицо. Он опустил глаза, и нам трудно сказать о том, каково его выражение глаз, и мы не модем определить характер этого мальчика. Он серьёзен и сосредоточен. Его лицо немного грустное. - Женя. Более общительный. Оторвался от обеда, обернулся и внимательно смотрит на нас. Его что-то заинтересовало. Первое, что бросается в его внешнем облике, - это большие, тёмно-карие, выразительные глаза, очерченные густыми ресницами. Видно, что он любознательный. - Она тоже внимательна, смотрит на нас. Она так увлеклась, что даже положила руку на тарелку. У неё открытое лицо, огромные карие глаза. Одна из бровей немного вздёрнута, что также говорит об интересе девочки к происходящему. Но в то же время она серьёзна. Небольшой носик, на щечках яркий румянец. Маленький ротик с тонкими алыми губами. На девочке красивое, нарядное платье тёмно-синего цвета и белый фартук, украшенный кружевами, будто она специально готовилась к тому, что её будут рисовать, это отличает её от братьев. | Р:умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. |
V.Первичное закрепление Аналитико-синтетический, практический. | 6 мин | - У нас есть скелет таблицы, давайте все вместе внимательно смотреть на картину и заполнять таблицу. | Все вместе заполняют таблицу | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Умение работать по алгоритму, проводить пошаговый анализ деятельности, само- и взаимоконтроль |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический | 4 мин | - Выберите одного ребёнка изображённого на картине и расскажите о нём своему соседу по парте. Рассказывайте по очереди, а затем оценивайте ответы. | Рассказывают о героях картины. | Р: помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать. П: выполнять действие по заданному образцу и правилу; |
VII. Включение в систему знаний Словесный метод Практический метод | 8 мин | К доске выходят 3 ребёнка и дают характеристику каждому человеку. Остальные дети оценивают ответы выступающих. Остальные дети класса оценивают ответ по критериям:
| Слушавают и оценивают своих одноклассников. | П: обобщение и структурирование знаний в речи Л: понимание и выражение в речи цели задания |
VII.Рефлексия деятельности Частично-поисковый: самоанализ Словесный: обобщение учителя | 3 мин | В начале урока мы ставили перед собой цели, достигли мы их? - Какую цель мы ставили на этот урок? - Сумели ли мы это сделать? - Оцените свою собственную работу. - Напишите, на оценочном листе, что вам дал сегодняшний урок и чем бы вы хотели заняться на следующем уроке:
| - Да Цели: познакомиться с новым автором картиной, внимательно рассмотреть и устно описать картину. - Да | Л: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Поле и его обитатели" (УМК "перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человекомдля культурных растенийПланируемые результатыПредметные:знать растения и животных поля;умет...
Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...
Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...
Конспект урока литературного чтения на тему: "Евгений Чарушин. Томка испугался" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией Е. Чарушина и его рассказом «Томка испугался»; совершенствование навыков выразительного чтения; умения анализировать расска...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...
Технологическая карта урока литературного чтения "«Николай Рыленков «Всё в тающей дымке»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2) освоить навыки выразительного чтения.Предметные:зн...