Этапы урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный - разъяснение | 1 мин | -Здравствуйте, ребята! -Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ -Вы учите их – они учат вас! -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости
| - Приветствуют учителя.
- Отвечают на вопрос.
| Л: самоопределение. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический – задание на соотнесение; Словесный – объяснение, беседа; Наглядный – карточки с заданием, иллюстрация в учебнике. | 6 мин | Речевая разминка -А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение, давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога) Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок -Проверка домашнего задания – отзывы по рассказу «Цветок на земле». -На этом уроке мы продолжаем знакомится с творчеством А.П.Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя. | - Выполняют речевую разминку
-Проверка у доски.
| Р: саморегуляция.
Р: оценка результатов работы.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия. |
III. Постановка учебной задачи
Словесный – беседа. | 1 мин | - Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них.
- Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама». Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель. -Посмотрите, какое интересное название у произведения. -Как еще можно назвать маму? Мама Мамочка Мамуля Маменька Матушка Родимая -На какое слово похоже слово родимая? -Рассмотрите иллюстрации на с. 137, 141. -О чём, по-вашему, рассказ? -Кто герои рассказа? -Какими могут быть события в рассказе с таким названием? | Слушают учителя
-Выбирают слова.
-Родина.
-Предположение детей. -Артём его мама и учительница. | Р: целеполагание как постановка учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания
Словесный – рассказ учителя, беседа; Практический – подчеркивание непонятных слов; Наглядный – тест в учебнике. | 16 мин | -В тексте вам могут встретится незнакомые слова. Давайте их разберём -Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре. Оробел Изгородь Горевать Спозаранку Ступай Первичное восприятие произведения (чтение хорошо читающими детьми или учителем). -К какому жанру относится прочитанное произведение? -Почему вы так решили? Докажите. Давайте обратимся к словарю. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова Н.Ю.Шведовой сказано: «Рассказ-…повествовательное произведение небольшого размера». Анализ текста -Кто главный герой в рассказе? -Почему рассказ называется «Еще мама»?
-Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу? -Кто из вас побежал бы следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем? -С какими чувствами Артем расставался с матерью?
-С кем он встретился по дороге в школу?
-Как учительница встретила его в школе?
-Почему она оставила его на коленях?
-Почему Артем не слушал учительницу?
-Почему учительница оставила его после уроков?
-Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться? -Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова? Динамическая пауза | -Разбирают незнакомые слова.
Оробел - испугаться, бояться чего-либо, струсить. Изгородь – лёгкий забор. Горевать – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить. Спозаранку – с раннего утра. Ступай – шагать, ходить, идти. -Рассказ. -Все события происходят в реальной жизни.
-Мальчик Артём. -Потому что учительница в школе была Артёму как мама. -Предположения детей.
-Боялся её оставить одну, думал, что будет скучать или что-то с ней случиться. -С гусем, собакой и мальчишками которых не знал. -Увидела, что он скучает по маме и взяла его на руки. -Потому что он скучал по маме, она хотела его успокоить. -Он думал о маме. -Она поступила как заботливая мама, промыла его рану. -Сказала, что если он не будет учиться, то мама расстроиться. -Родина и мама, мальчик скучал по маме и поэтому старательно старался написать это слово. |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем.
П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения. К: восприятие текстов художественного стиля.
П: анализ с целью выделения существенных признаков.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П: произвольное построение высказывания в устной форме.
|
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный – беседа. | 2 мин | -Смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый -О ком можно так сказать? -Какими еще прилагательными можно описать характер героя? -Попробуем дать характеристику маме Артема.
-Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном. -Как надо относиться к родителям? -А теперь составим характеристику учительнице? Добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая. -Прочитайте, как автор описывает учительницу. -С какими людьми вам хотелось бы общаться? -Как надо относиться к учителям? |
-Об Артёме
-Заботливая, добрая, понимающая -Находят в тексте высказывание детей дети выбирают- добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая высказывают своё предположение. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный – разъяснение; Наглядный – демонстрация слайда; Частично-поисковый – выделение вопросов. | 10 мин | -Сейчас самостоятельно в парах попробуйте составить план рассказа. Частей должно быть 7. Расскажите, как вы будете составлять план? 1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения. 2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки. 3. Запишите свой заголовок к каждой части. 4. Проверьте себя по книге, определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное? Составление плана: 1.Мама провожает сына в школу. 2. По дороге в школу. 3. Первое впечатление. 4. Знакомство с учительницей. 5. Первый урок в жизни Артёма. 6.Урок продолжается. 7. Пора снова в школу Проверка. -Ребята ответьте мне на вопрос. Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ? -Запомните этот вопрос, на следующем уроке мы вернёмся к нему. | 1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения. 2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки. 3. Запишите свой заголовок к каждой части. 4. Проверь себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное. |
П: анализ с целью выделения существенных признаков. П: управление поведением партнера. |
VII. Включение в систему знаний Словесный – беседа. | 2 мин | С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор? - Ребята, почему автор назвал рассказ «Ещё мама»? - Какую главную мысль хотел донести до нас автор? | -«Ещё мама». -А.П. Платонов -Учительница в школе стала Артёму как мама.
| П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный – разъяснение; Практический – заполнение карточек. | 2 мин | - Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки. Вопросы | «Да» | «Нет» | Я хорошо работал на уроке. |
|
| Я без ошибок выполнил самостоятельную работу. |
|
| Я много нового узнал на уроке. |
|
|
- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да». - Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет». - Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да». - Запишите домашнее задание: нарисовать на листе формата А4 иллюстрацию к понравившемуся отрывку. - Ребята, спасибо за урок, до свидания! | - Оценивают свою работу на уроке.
- Записывают домашнее задание и прощаются с учителем. | Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения. |