Конспект урока литературного чтения "А.П.Платнов "Ещё мама"" УМК "Школа России" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению

Тема: А.П. Платонов «Ещё мама»

 

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о жизни и творчестве А.П. Платонова;

- знать содержание произведения «Ещё мама»

- уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (книга 2, часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова)М: Просвещение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл А, П, Платонов "Еще мама"30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.04.2021

                                             ФИО учителя: Тарабаева С.Б.

Школа: МОУ СОШ №13

                                             ФИ студента: Шестакова Т.

Класс: 3 «К»

                                             ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 22

Конспект урока по литературному чтению

Тема: А.П. Платонов «Ещё мама»

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о жизни и творчестве А.П. Платонова;

- знать содержание произведения «Ещё мама»

- уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (книга 2, часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова)М: Просвещение.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - разъяснение

1 мин

-Здравствуйте, ребята!

-Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

-Вы учите их – они учат вас!

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости

- Приветствуют учителя.

- Отвечают на вопрос.

Л: самоопределение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический – задание на соотнесение;

Словесный – объяснение, беседа;

Наглядный – карточки с заданием, иллюстрация в учебнике.

6 мин

Речевая разминка

-А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение, давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога)

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

-Проверка домашнего задания – отзывы по рассказу «Цветок на земле».

-На этом уроке мы продолжаем знакомится с творчеством А.П.Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.

- Выполняют речевую разминку

 

-Проверка у доски.

Р: саморегуляция.

Р: оценка результатов работы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

- Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них.

- Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама». Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.

-Посмотрите, какое интересное название у произведения.

-Как еще можно назвать маму?

Мама

Мамочка

Мамуля

Маменька

Матушка

Родимая

-На какое слово похоже слово родимая?

-Рассмотрите иллюстрации на с. 137, 141.

-О чём, по-вашему, рассказ?

-Кто герои рассказа?

-Какими могут быть события в рассказе с таким названием?

Слушают учителя

-Выбирают слова.

-Родина.

-Предположение детей.

-Артём его мама и учительница.

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – рассказ учителя, беседа;

Практический – подчеркивание непонятных слов;

Наглядный – тест в учебнике.

16 мин

-В тексте вам могут встретится незнакомые слова. Давайте их разберём

-Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре.

Оробел

Изгородь

Горевать

Спозаранку

Ступай

Первичное восприятие произведения (чтение хорошо читающими детьми или учителем).

-К какому жанру относится прочитанное произведение?

-Почему вы так решили? Докажите.

Давайте обратимся к словарю. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова Н.Ю.Шведовой сказано: «Рассказ-…повествовательное произведение небольшого размера».

Анализ текста

-Кто главный герой в рассказе?

-Почему рассказ называется «Еще мама»?

-Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу?

-Кто из вас побежал бы следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем?

-С какими чувствами Артем расставался с матерью?

-С кем он встретился по дороге в школу?

-Как учительница встретила его в школе?

-Почему она оставила его на коленях?

-Почему Артем не слушал учительницу?

-Почему учительница оставила его после уроков?

-Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться?

-Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова?

Динамическая пауза

-Разбирают незнакомые слова.

Оробел - испугаться, бояться чего-либо, струсить.

Изгородь – лёгкий забор.

Горевать – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить.

Спозаранку – с раннего утра.

Ступай – шагать, ходить, идти.

-Рассказ.

-Все события происходят в реальной жизни.

-Мальчик Артём.

-Потому что учительница в школе была Артёму как мама.

-Предположения детей.

-Боялся её оставить одну, думал, что будет скучать или что-то с ней случиться.

-С гусем, собакой и мальчишками которых не знал.

-Увидела, что он скучает по маме и взяла его на руки.

-Потому что он скучал по маме, она хотела его успокоить.

-Он думал о маме.

-Она поступила как заботливая мама, промыла его рану.

-Сказала, что если он не будет учиться, то мама расстроиться.

-Родина и мама, мальчик скучал по маме и поэтому старательно старался написать это слово.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения.

К: восприятие текстов художественного стиля.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: произвольное построение высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа.

2 мин

-Смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый

-О ком можно так сказать?

-Какими еще прилагательными можно описать характер героя?

-Попробуем дать характеристику маме Артема.

-Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном.

-Как надо относиться к родителям?

-А теперь составим характеристику учительнице?

Добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая.

-Прочитайте, как автор описывает учительницу.

-С какими людьми вам хотелось бы общаться?

-Как надо относиться к учителям?

-Об Артёме

-Заботливая, добрая, понимающая

-Находят в тексте

высказывание детей

дети выбирают- добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая

высказывают своё предположение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – разъяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Частично-поисковый – выделение вопросов.

10 мин

-Сейчас самостоятельно в парах попробуйте составить план рассказа. Частей должно быть 7. Расскажите, как вы будете составлять план?

1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки.

3. Запишите свой заголовок к каждой части.

4. Проверьте себя по книге, определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное?

Составление плана:

1.Мама провожает сына в школу.

2. По дороге в школу.

3. Первое впечатление.

4. Знакомство с учительницей.

5. Первый урок в жизни Артёма.

6.Урок продолжается.

7. Пора снова в школу

Проверка.

-Ребята ответьте мне на вопрос.

Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?

-Запомните этот вопрос, на следующем уроке мы вернёмся к нему.

1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки.

3. Запишите свой заголовок к каждой части.

4. Проверь себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

П: управление поведением партнера.

VII. Включение в систему знаний

Словесный – беседа.

2 мин

 С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Ребята, почему автор назвал рассказ «Ещё мама»?

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

-«Ещё мама».

-А.П. Платонов

-Учительница в школе стала Артёму как мама.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – разъяснение;

Практический – заполнение карточек.

2 мин

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я без ошибок выполнил самостоятельную работу.

Я много нового узнал на уроке.

 

- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

- Запишите домашнее задание: нарисовать на листе формата А4 иллюстрацию к понравившемуся отрывку.  

- Ребята, спасибо за урок, до свидания!

- Оценивают свою работу на уроке.

- Записывают домашнее задание и прощаются с учителем.

Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения с презентацией для учеников 3 класса.

Программа по литературному чтению в 3 классе состоит из нескольких разделов, один из которых называется литературные сказки. Цель данного раздела – расширить кругозор детей, подготовить их к восприяти...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

Конспект урока литературного внеклассного чтения, проведенного в 1 «В» классе с использованием ИКТ для воспитателей и методистов детских садов

Цели: прививать младшим школьникам любовь к чтению, к книге, поэтическому слову;развивать память, речь, внимание, творческие способности детей;расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина....

Конспект урока литературного чтения . Тема: «Ещё мама» А.Платонов

Цели деятельности учителя:-формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством А.Платонова  и его произведений;Планируемые результаты:Предметные:- знать  биографию и интерес...