Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский «Чебурашка» (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения повести Э. Успенского
«Чебурашка»; формирование знаний о жанровых особенностях повести; формирование умения составлять план и использовать его при пересказе; совершенствование умения объяснять значение слов с помощью словаря, определять нравственный смысл рассказа, анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографию и творчество Э. Успенского; основную мысль повести «Чебурашка»;
- уметь составлять план и использовать его при пересказе; определять нравственный смысл рассказа, анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста.
Личностные:
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Литературное чтение. 2 кл. Ч. 2, Климанова Л.Ф. («Школа России»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Э. Успенский «Чебурашка» | 130 КБ |
Э. Успенский «Чебурашка» | 372.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 20.04.2021 | ФИО учителя: Хамидуллина Р.В. | |
Школа: МОУ «Дербишевская СОШ» | ФИ студента: Сайфуллина С. | |
Класс: 2б | ФИО методиста: Солопова Т.В. | |
Кабинет: 11 |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Э. Успенский «Чебурашка»»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения повести Э. Успенского
«Чебурашка»; формирование знаний о жанровых особенностях повести; формирование умения составлять план и использовать его при пересказе; совершенствование умения объяснять значение слов с помощью словаря, определять нравственный смысл рассказа, анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографию и творчество Э. Успенского; основную мысль повести «Чебурашка»;
- уметь составлять план и использовать его при пересказе; определять нравственный смысл рассказа, анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста.
Личностные:
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Литературное чтение. 2 кл. Ч. 2, Климанова Л.Ф. («Школа России»).
Челябинск 2021
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя Психологический настрой | 1-2 мин | - Здравствуйте, ребята! - Вот звенит для нас звонок - начинается урок. - Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. - Садитесь. Проверьте порядок на парте. | Приветствуют учителя Настраиваются на урок Проверяют свою готовность к уроку | Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Л:освоение личностного смысла учения. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя, учебный диалог Практический: артикуляционная разминка Словесный: учебный диалог | мин | - Итак, что обязательно нужно провести в начале урока? - Прежде, чем начать читать, мы с вами проведём речевую разминку! Для чего нужна речевая разминка? - Посмотрите на слайд. Прочитайте про себя чистоговорку: Чтобы разговаривать, Надо выговаривать Все правильно и внятно Чтоб было всем понятно Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать! Все правильно и внятно, Чтоб было все понятно - Теперь прочитаем полушепотом все вместе. 3,4. - Теперь чуть быстрее. - Совсем быстро. - Молодцы! - Перед тем, как перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, какой раздел мы изучаем? - Чему посвящен этот раздел? - Совершенно верно! На каком произведении мы остановились? - Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового произведения и нового автора. Чтобы узнать, что это за произведение, посмотрим небольшой отрывок из мультфильма. - Итак, кто вспомнил название этого мультфильма? - Верно. Сегодня пойдет речь об одном из героев этого произведения. Отгадайте загадку. Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на целом свет Больше нет ни одного, Потому что он не птица, Не тигренок, не лисица, Не волчонок, не сурок. А заснят он для кино И известна всем давно . Эта милая мордашка А зовется… Чебурашка – герой произведения, о котором мы сегодня будем говорить! | Речевую разминку. Чтобы читать быстро, без ошибок, выразительно, с разной интонацией. Выполняют упражнения. И в шутку, и всерьез. Юмористическим произведениям. На произведении Б. Заходера «Песенки Винни-пуха». Воспринимают информацию. «Крокодил Гена и его друзья». Чебурашка. | П: ориентирование в своей системе знаний П: выстраивание логической цепи рассуждений, доказательств П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: анализ, синтез |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа Практический: формулировка темы и целей урока | мин | - Чтобы узнать тему нашего урока, откройте учебники на с. 139. - Знаете ли вы автора данного произведения? - Автором этой замечательной повести является Эдуард Успенский. - Итак, какие задачи мы можем перед собой поставить? - И еще одна задача нашего урока – научиться составлять план и пользоваться им при пересказе. - Чтобы достичь всех задач, нам с вами придется очень хорошо поработать. | «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»). Ответы детей. Познакомиться с биографией Э. Успенского. Познакомиться с повестью «Чебурашка». | Р: планирование учебной деятельности П: самостоятельное выделение и формулирование цели |
IV. Открытие нового знания Наглядный: демонстрация слайда Словесный: слово учителя Практический: лексический анализ Словесный: учебный диалог Практический: чтение текста, работа с учебником Практический: беседа по тексту Словесный: учебный диалог Практический: анализ повести | мин | - Ребята, кто-нибудь из вас уже знаком с биографией или творчеством данного писателя? - Давайте познакомимся с ним более подробно - Я вам прочитаю биографию Э. Успенского. - Ребята, в ходе чтения вам могут встретиться некоторые незнакомые слова. Посмотрите на слайд. - Кто-нибудь знает значения этих слов? - Молодцы! Переходим к чтению. Я начинаю, а вы внимательно следите, и будьте готовы продолжить чтение. По ходу чтения задаются вопросы. До слов «…прямо на фруктах и улёгся спать». - Как вы думаете, что могло произойти дальше? До слов « - Как хотите, так и поступайте». - А вы, ребята, как поступили бы на месте директора? - Сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали одноклассников и читали сами. - Кто является главным героем отрывка? Почему у главного героя такое странное имя? - Где жил Чебурашка? - Как он попал в ящик с апельсинами? - Как он оказался в магазине? - Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? - Как оказался в магазине уценённых товаров? - Какую работу предложили Чебурашке? - Посмотрите на иллюстрацию к этой сказке, найдите и прочитайте отрывок, к которому она подходит. - К какому типу текста можно отнести этот рассказ? Докажите! - Как вы думаете к какому жанру относится это произведение? - Обсудите в парах героя, и ответьте на вопрос: какими качествами обладает Чебурашка? - Какова основная мысль данного произведения? - Молодцы! - Давайте с вами немного разомнемся. Вставайте со своих мест и повторяйте движения. | Ответы детей Воспринимают информацию Читают слова со слайда Ответы детей Читают повесть. Ответы детей. Чебурашка. Ответы детей В ящике с апельсинами. Ответы детей Повествование. События сменяют друг друга. Повесть. Добрый, мягкий, застенчивый, робкий, заботливый. Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья. Выполняют физминутку с учителем | П: осознанное и произвольное выстраивание речевого высказывания П: ориентирование в своей системе знаний П: структурирование знаний К: точное и полное выражение своих мыслей |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: повторное чтение Практический: составление вспомогательного плана | 4-5 мин | - Найдите отрывок со слов «Продавцы вытащили Чебурашку из каюты…». Приготовьтесь читать по ролям. - Сколько потребуется чтецов? - Как будем читать слова Чебурашки, с какой интонацией? - А как надо читать слова первого директора? - Как прочитаем слова второго директора? - (Имя ребенка), читай за автора. - (Имя ребенка), за Чебурашку. - (Имя ребенка), за первого директора. - (Имя ребенка), за второго директора. - Молодцы, вы правильно находили свои слова, читали выразительно, сумели передать настроение героев, отношение автора к героям. - Теперь переходим к следующему заданию. Первое задание – вам нужно составить план рассказа по вопросам, представленным в учебнике. План будем составлять все вместе. - Итак, я буду читать вопрос. А вы подумайте, как можно кратко, но информативно ответить на этот вопрос. Будем исходить из ваших ответов и озаглавливать части.
6. Нравится ли тебе он? - Молодцы! Подумайте, какие еще вопросы можно было задать, чтобы они помогли в пересказе? - Молодцы! | Ответы детей. Читают текст по ролям. Воспринимают информацию. Ответы на вопросы. План: Невиданный питомец. Знакомство с людьми. Куда пристроить зверька? Новый дом и работа. Жизнь налаживается. Какие фрукты любил Чебурашка? Сколько апельсинов он мог съесть за раз? Почему Чебурашку не взяли в зоопарк? Что должен был делать Чебурашка в магазине уцененных товаров? Почему Чебурашке некуда было звонить? | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: объяснение Практический: тест | мин | - Самостоятельная работа. Я раздам вам карточки с тестами. Ваша задача обвести правильный ответ. Не забудьте пописать вашу работу. - Приступайте. - Обменяйтесь работами с соседом по парте. Возьмите ручку или карандаш другого цвета. Сравните работу соседа со слайдом. Рядом с правильными ответами поставьте «+», с неправильными – «-». Передаем работы на первую парту. | Внимательно слушают задание Выполняют самостоятельную работу Оценивают работу соседа | Р: контроль, коррекция Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Л: умение видеть и признавать ошибки |
VII. Включение в систему знаний |
| - Теперь переходим к следующему заданию. - Ваша задача – поработать в группах по 5 человек по нашему плану. Я раздала вам цифры. Каждая группа работает по такому плану: человек, у которого попался №1 рассказывает ту часть произведения, которая соответствует 1 пункту плана. №2 – второй пункт, и т.д. - Приступаем. Я буду ходить и слушать ваши рассказы. - Ребята, вы хорошо справились со своей задачей и очень интересно и точно пересказали всё по плану. | Внимательно слушают задание Объединяются в группы Начинают выполнение | П: анализ, синтез, обобщение К: аргументация своего мнения |
VIII. Рефлексия Словесный: беседа |
| - Оцените результат своей деятельности. Поднимите зеленый карандаш, если вы всё поняли и у вас всё получилось. Желтый – если что-то не поняли, что-то не получилось. Красный – если ничего не поняли, ничего не получилось. - Открываем дневники, записываем домашнее задание: прочитать повесть «Чебурашка», подготовить пересказ по плану. - Урок окончен. Спасибо за работу. | Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание | Л: умение ставить оценку собственной деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Э. Успенский. «Чебурашка» Цели: Познакомиться с биографией Э. Успенского. Познакомиться с повестью «Чебурашка». Научиться составлять план и пользоваться им при пересказе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Еще про мальку" 3 класс, Школа России
Литературное чтение...
Конспект урок литературному чтению "Стихи И. Токмаковой" 2 класс УМК "Школа России"
Дата: 29.04.2020 ...
Конспект урока литературного чтения "Сказки А. Пушкина", 1 класс, "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Сказки А.С. Пушкина»Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с биографией и произведениями А. C.Пушкина; формирование интереса и...