Конспект урока по теме: "Цветок на земле"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Педагогические задачи: создать условия для развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_tsvetok_na_zemle.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
А. П. ПЛАТОНОВ «ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением А. П. Платонова «Цветок на земле»; научатся делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения | Метапредметные: познавательные: сравнивают эпизоды одного текста между собой; понимают идею произведения в ходе анализа; делают выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозируют развитие событий рассказа на основе сделанных выводов; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; понимают и объясняют исследовательские задачи, стоящие перед группой, планируют работу в группе; оценивают результаты работы в группе; коммуникативные: участвуют в диалоге с товарищами в группе; обсуждают различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутируют; дают корректные советы по оформлению результатов работы группы | Личностные: высказываются позитивно о пожилых людях, озвучивают стремление заботиться о них; осмысливают понятия «мудрость» и «тайна жизни», объясняют их по просьбе учителя |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет А. П. Платонова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Заходите, дети, в класс, Все, что нужно, принесли? Прозвенел звонок сейчас. А теперь тихонько сели, Все тихонько быстро встали, На меня все посмотрели. Подравнялись и собрались. Начинаем наш урок, Скажем: «Здравствуйте» друг другу Рты закрыли на замок. И посмотрим на столы: – Проверим готовность к уроку. Использует методику «Настроение». – Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало | Сообщают о готовности | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Назовите действующих лиц рассказа Б. Шергина. – Прочитайте по ролям диалог мастера и Мити. С какой интонацией говорит мастер? – Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя. – Расскажите о бабушке по произведению Б. Шергина. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорку по слогам. – Прочитайте сердито. – Прочитайте с удивлением. – Прочитайте скороговоркой по три раза. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Читают на оценку. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
В цветнике цветут цветы | Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания | ||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Проводит игру «Кузовок». – Продолжите пословицы: • Что посеешь… (то и пожнешь). • Без труда… (не выловить и рыбку из пруда). • Сделал дело… (гуляй смело). • С кем поведешься… (от того и наберешься). • Как аукнется… (так и откликнется). • За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь). • Что написано пером… (не вырубишь топором). • С книгой жить… (век не тужить). • Любишь кататься… (люби и саночки возить). • Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь). – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприя- | Рассказывает о творчестве А. Платонова, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) | Слушают рассказ учителя, рассматривают фото- | Осуществляют анализ |
тию произведения. Знакомство с биографией автора | графии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета | |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. | Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Нынче – теперь, сейчас. Уморились – устали. Глаза смежать – закрывать. Испить – попить, выпить. Осерчать – рассердиться. Глаза жмурятся – сужаются веки. – Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? (Без интереса.) – Как вы понимаете строчки: «Без трех девяносто, без трех первый десяток»? Объясните. (87 лет – деду, 7 лет Афоне.) – О чем эта строчка «Руки много земли испахали»? (Трудолюбивый человек.) – Каким словом можно заменить «испахали», «трудились»? (Дед – труженик, много работал.) – О чем эта строчка «Белый свет пытать»? (Афоня и дед пошли познавать свет, узнавать про все.) – Как вы понимаете смысл слова «пытать?» (Познавать, изучать.) | Работают с толковым словарем | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату |
2. Первичное чтение произведения | Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, Отвечают на вопросы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – О какой войне идет речь в произведении? (О Великой Отечественной войне.) | учителя. Аргументируют свою точку зрения | ||
VI. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Почему автор не дал точного описания цветку? (Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь.) – Как автор описывает Афоню? Прочитайте отрывки из произведения. – Опишите внешность деда Тита по плану: борода; руки; глаза. – Откройте план характеристики героя (см. ресурсный материал). Составьте характеристику Афони. – Где жил герой? (Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.) – Перечислите его поступки. – Что можете сказать о внешности мальчика? – А каким вы его себе представляете? – Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности? (Ценил внутреннюю красоту.) – Что вы можете сказать о характере Афони? (Добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный.) – Почему Афоня все время будил деда? (Он любознательный, боялся, что дед умрет и не успеет рассказать все, что знает.) – Сколько раз внук его будил? (4 раза.) – Найдите в тексте описание рук деда. Прочитайте. (Читают описание на с. 130.) – Как относится автор к герою? (С симпатией, называя его «маленький Афоня», «добрый внук».) – Выскажите свое отношение к герою рассказа. – Найдите диалог деда с внуком. | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию. Строят монологические высказывания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Прочитайте диалог деда и мальчика по ролям. Помните, как говорит пожилой человек и маленький мальчик. – Найдите в тексте метафоры, олицетворения, сравнения. Заполните таблицу в тетради (см. ресурсный материал). Коллективно составляют план рассказа. 1. Скучно Афоне жить на свете. 2. Дед Тит. 3. Опять скучно жить на свете. 4. Проснулся ненадолго. 5. На печи рядом с дедом. 6. Пошли «белый свет пытать». 7. Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь… 8. Гребешок для деда. Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – На протяжении какого времени описываются события в рассказе? (Один день с утра и до вечера.) – Вы дали характеристику Афоне, каким он был уже в конце рассказа, вечером. Давайте вернемся в самое начало рассказа и проследим за мальчиком с утра того дня до конца рассказа. – Как вел себя мальчик в начале рассказа? Найдите и прочитайте в тексте. (Не давал деду спать.) – А дальше? Зачитайте. (Слонялся вокруг стола без дела, смотрел на мух, на пустую улицу, на часы…) – А что было потом? (Снова назойливо тормошил деда разговорами.) – Словами мальчик его не поднял, что же он сделал? (Залез на печь и уморился его будить – сам заснул.) – А проснувшись, что он еще сделал на вред деду? (Остановил часы, которые баюкали деда.) – Так каким же был Афоня в начале того дня? (Очень назойливым, даже вредным мальчиком, не дающим покоя старому деду.) – Мы увидели его сейчас совсем не таким, какой он в конце дня. Так что же такое произошло с мальчиком, что он так изменился за несколько мгновений? (Он узнал | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. | Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
от деда удивительное чудо, главное дело.) – Что значат для него слова: «Самое главное дело на земле»? (Труд делает жизнь, создает ее.) – Прочитайте объяснение деда на с. 134 до слов «…мы хлебу расти помогаем». Объясните его слова. (Цветок – символ вечности, высокое духовное творение созидает из праха жизнь.) – Прочитайте последний абзац текста. Почему автор закончил именно такими строками свой рассказ? (Цветок, когда отцветает, дает семя. Внук – продолжение жизни. Человек остается в поколениях в своих детях, внуках, правнуках.) – Какова же главная мысль рассказа? (Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.) – Дайте характеристику героям рассказа (см. ресурсный материал). – Найдите общую черту в описаниях героев. (Труженики, трудолюбивые.) – Чему научил вас этот рассказ? (Старшее поколение передает нам свой жизненный опыт, мудрость; учит правильной жизни.) Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос. – Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? Запишите свои мысли. | Работают в тетрадях на печатной основе. Отвечают на вопрос | ||
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Подготовить текст – описание своего дедушки и записать в тетрадь. • Выбрать эпизоды, описывающие дедушку, и подготовить выразительное чтение этих эпизодов | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Чему научил вас этот рассказ? – Понятие «труд» – одно из ключевых в рассказе. Труд помогает преодолеть препятствия, выжить в этом мире и цветку, и людям. Труд превращает мертвое в живое. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: "Спор трёх стихий-Воды, Земли, Воздуха"
Урок-праздник по теме:"Спор трёх стихий- Воды, Земли и Воздуха" даст возможность закрепить и обобщить материал по трем темам:Вода,Земля и Воздух.Представьте, что встретились 3 духа-Земли,Воды и Воздух...
Конспект урока 1 класс "Тепловые пояса Земли" система Л.В.Занкова
Конспект урока по окружающему миру....
План-конспект урока по кубановедению "Апшеронский район - земля казачья"
Основными целями данного урока является: знакомство с историей и культурой Апшеронского района, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты...
Конспект урока "Вода - условие жизни на Земле"
Урок по теме «Вода– условие жизни на Земле» изучается в разделе «Земля — наш общий дом».Тип урока – решение учебной задачи.Цели урока сформулированы четко, конкретно, были реализованы в ход...
Конспект урока "Вода - условие жизни на Земле"
Урок по теме «Вода– условие жизни на Земле» изучается в разделе «Земля — наш общий дом».Тип урока – решение учебной задачи....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Земля как планета"
ТемаЗемля как планетаЦельсистематизировать знания детей о Земле как планете Солнечной системы;формировать представления о причинах смены дня и ночи, времён года;развивать умение анализировать, сравнив...
Конспект урока по теме "Цветок на земле" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся с жизнью и творчество писателя; работа над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознанность.Планируемые результаты:Пред...