Рабочая программа «Литературное чтение» 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Панченко Ольга Александровна

 Программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

20200908_111641022_001

«Коменская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

Согласовано:

Зам. директора по УВР

Утверждаю:

Директор «МОУ «Коменская СОШ»

Протокол №___

___________ О.В. Кузькина

___________  М.С. Гончарова

от «___»_________20__г.

«____»___________20__г

Приказ №____ от «___»______________20__г

Рабочая программа

«Литературное чтение»

3 класс

на 2020-2021 учебный год

Составитель:

Панченко Ольга Александровна

учитель начальных классов

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих документов:

  • федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);

- федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования  (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями);

  • Рабочая программа «Литературное чтение, 1-4 классы», под ред. Климановой Л.Ф., Бойкина М.В. – М.; «Просвещение», 2018 г.

Для реализации программного содержания используется: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение, Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2019.

  • соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных организаций Российской Федерации для изучения литературного чтения в 3 классе отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России, Республики Крым и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно-ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Метапредметные:

Осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Развивать такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.

Использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно.

Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую.

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Предметные:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
  • формирование потребности в систематическом чтении;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
  • целостное восприятие окружающего мира;
  • развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
  • рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести  диалог  в  различных  учебных и  бытовых ситуациях обобщения,  соблюдая

правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.
  • результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:

- читать по ролям литературное произведение;

-   использовать   различные   способы   работы   с   деформированным   текстом

(устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
  • результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:
  • сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
  • результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

- определять позиции героев и автора художественного текста;

- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

  • результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать:
  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций; соотносить их с отрывками рассказа, находить
  • тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

-приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

-овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях.

                                                                   

           

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности

  1. Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

  1. Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

  1. Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

  1. Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

  1. Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

  1. Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

  1. Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

  1. Круг детского чтения.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с              произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

  1. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя,диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их, установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Содержание (136 ч.)

Вводный урок (1 ч.)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника,  словарём.

Устное народное творчество (15 ч.)

Русские народные песни. Докучные сказки. Народные промыслы. Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь  (8 ч.)

Русские поэты 19-20 века. Ф.И. Фютчев «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» Картины природы. Эпитеты.

 И.С.Никитин «Встреча зимы».

 И.З. Суриков «Детство», «Зима». Сравнение.

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

 Великие русские писатели (25 ч.)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности:

эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И.А.Крылов.        Басни.        Мораль басни.  Нравственный урок читателю. Герои басни.

Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Литературные сказки (7 ч.)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

Были-небылицы (10ч.)

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.

А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Поэтическая тетрадь  (5 ч.)

Саша Чёрный. Стихи о животных.

А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Люби живое (16 ч.)

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.

 В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

 Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

Поэтическая тетрадь (7 ч.)

С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.

А.Л. Барто «Разлука». «В театре».

С.В.Михалков «Если».

М.Дружинина «Мамочка-мамуля…».

Т.Бокова «Родина слово большое, большое…».

А.Благинина «Кукушка». «Котёнок».

Проект: «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.

Н.Н.Носов «Федина задача», «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

А.П.Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение       по    ролям.

 Зарубежная литература (8 ч.)

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.

Повторение (8 ч.)

Внеклассное чтение. Хрестоматия для внеклассного чтения в 1-4 классах.

Составитель Прокофьев Д.Е./Москва: ООО «Фирма СТД», 2015 г., -800 с.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование
разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Устное народное творчество

17

1

1

Поэтическая тетрадь

12

1

1

Великие русские писатели

24

1

-

Литературные сказки

9

-

-

Были-небылицы

13

-

1

Поэтическая тетрадь

8

-

-

Люби всё живое

14

1

-

Поэтическая тетрадь

11

-

2

Собирай  по ягодке  – наберешь кузовок

13

1

-

Зарубежная литература

6

-

1

Повторение

9

1

-

Итого

         136

             6

               6


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Всего 136 часа, 4 часа в неделю)

Сроки проведения

Название раздела (кол-во часов), тема урока

По плану

Фактически

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

1

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Устное народное творчество (17ч)

2

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

3

Русские народные песни. Наизусть.

4

Докучные сказки.

5

Народные промыслы. Наизусть.

6

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

7

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

8

«Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка.

9

«Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка.

10

«Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка.

11

“Сивка - Бурка”. Русская народная сказка.

12

“Сивка - Бурка”. Русская народная сказка.

13

Поговорим о самом главном.

14

Обобщение по теме «Устное народное творчество». Проверь себя.

15

Входная проверка техники чтения.

16

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

17

Проверочная работа по теме «Устное народное творчество».

18

Внеклассное чтение №1. Л.Толстой «Царский сын и его товарищи».

Поэтическая тетрадь (12ч)

19

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

20

Ф.И. Тютчев «Листья». Наизусть.

21

Олицетворение - средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

22

А.А. Фет «Глянь - ка, мама, из окошка».

23

И.С. Никитин «Встреча зимы».Наизусть.

24

И.З. Суриков «Детство».

25

И.З. Суриков «Зима».

26

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором.».

27

Подвижные картины природы. Олицетворение как прием создания картины природы. Сочинение «Первый снег».

28

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь ». Проверь себя.

29

Внеклассное чтение №2. В.Жуковский «Птичка», И.Никитин «Зимняя ночь в деревне».

30

Контрольная работа № 1 по теме «Поэтическая тетрадь ».

Великие русские писатели (24 ч)

31

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

32

Детские годы А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

33

А.С. Пушкин. « Уж небо осенью дышало.», « В тот год осенняя погода.».

34

А.С. Пушкин. « Опрятней модного паркета.».

35

А.С.Пушкин «Зимнее утро».Наизусть.

36

А. С. Пушкин «Зимний вечер».

37

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеде».

38

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».

39

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».

40

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».

41

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки.

42

И.А. Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

43

И. А. Крылов. «Мартышка и очки».

44

И.А. Крылов. «Ворона и лисица»». Наизусть.

45

М.Ю.Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

46

М. Ю. Лермонтов. «Утёс».

47

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...». Наизусть.

48

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

49

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение рассказов Л.Толстого.

50

Л. Н. Толстой. «Акула».

51

Л. Н. Толстой. «Прыжок».

52

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»).

53

Внеклассное чтение № 3. Л.Толстой «Волк и мужик».

54

Контрольная работа № 2 по разделу «Великие русские писатели».

Литературные сказки (9ч)

55

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

56

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

57

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

58

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

59

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

60

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Обобщающий урок.

61

Внеклассное чтение №4. С.Козлов « Как ёжик ходил встречать рассвет». Проверка техники чтения за 1 полугодие.

62

Урок-КВН по разделу «Литературные сказки».

63

Внеклассное чтение №5. В.Ф.Одоевский «Бедный Гнедко».

Были- небылицы (13 ч.)

64

Что уже знаем и умеем. Как подробно пересказать произведение с помощью плана. В мире книг.

65

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

66

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

67

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

68

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

69

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

70

Поговорим о самом главном. Притча «Что побеждает?».

71

А. Куприн. «Слон».

72

А. Куприн. «Слон».

73

А. Куприн. «Слон».

74

Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверь себя.

75

Проверочная работа по разделу «Были-небылицы».

76

Внеклассное чтение №6. А.Куприн «Скворцы».

Поэтическая тетрадь (8ч)

77

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

78

Саша Чёрный «Воробей», «Что ты тискаешь утёнка?..». Наизусть.

79

Саша Чёрный. «Слон».

80

А. Блок. «Сны», «Ворона». Наизусть.

81

Поговорим о самом главном. М Пришвин «Моя Родина».

82

С. Есенин. «Черёмуха».

83

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь ». Проверь себя.

84

Внеклассное чтение № 7. С.Чёрный «Перед ужином», «Про Катюшу».

Люби всё живое (15ч)

85

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

86

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

87

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

88

В. И. Белов «Малька провинилась».

89

В. И. Белов «Ещё раз про Мальку».

90

В.Драгунский «Он живой и светится...»

91

В. П. Астафьев. «Капалуха».

92

Б. С. Житков. «Про обезьянку».

93

Б. С. Житков. «Про обезьянку».

94

Б. С. Житков. «Про обезьянку».

95

Работа с дополнительной литературой. Сообщение на тему «Птицы».

96

Урок-конференция «Земля - наш дом родной». Проверь себя.

97

Контрольная работа по теме «Люби всё живое».

98

Проверка техники чтения за 3 четверть.

99

Внеклассное чтение № 8. Б.Житков «Гармонь», « Разиня».

Поэтическая тетрадь  (11ч)

100

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

101

С. Я. Маршак. «Гроза днём». Наизусть.

102

А. Барто. «Разлука».

103

А. Барто. «В театре». Наизусть.

104

С. В. Михалков. «Если».

105

Поговорим о самом главном. М.Дружинина «Мамочка-мамуля!», « Родина - слово большое, большое!» Наизусть.

106

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок».

107

Проект « В мире детской поэзии».

108

«Крестики-нолики». Обобщающий урок .

109

Тест по разделу «Поэтическая тетрадь» .

110

Внеклассное чтение №9. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий».

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок. (13ч)

111

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

112

Б. Шергин. «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

113

М. Зощенко «Золотые слова».

114

М. Зощенко «Золотые слова».

115

М. Зощенко «Великие путешественники».

116

М. Зощенко «Великие путешественники».

117

Н. Носов. «Федина задача».

118

Поговорим о самом главном. А.Платонов «Цветок на земле».

119

А.Платонов «Цветок на земле».

120

Н.Носов «Телефон».

121

Проверь себя. Составить рассказ о герое из произведений Н.Носова.

122

Контрольная работа по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.

123

Внеклассное чтение №10.А.Платонов «Разноцветная бабочка».

Зарубежная литература (6ч)

124

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

125

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».

126

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».

127

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».

128

Проверочная работа по теме «Зарубежная литература».

129

Внеклассное чтение. №11. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».

Повторение (7ч)

130

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

131

Итоговая диагностическая работа.

132

Проверка техники чтения за год.

133

Защита проектов «Сочиняем волшебную сказку», « В мире детской поэзии».

134

М. Зощенко «Великие путешественники». Сообщение (презентация) о великих путешественниках России.

135

Зарубежные писатели и поэты.

136

Внеклассное чтение № 12. Задание на лето.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 3  класса

  1. Сборник рабочих программ. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М: Просвещение, 2018 г.
  2. Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение: Рабочие программа: 1-4 классы.
  3. Литературное чтение 3 класс.  Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1-2 / [Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г и др.].- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2019.- 224с.: ил.- (Школа России)
  4. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь  для общеобразоват. учреждений/М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская.- М.: Просвещение, 2019.
  5. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс.-М.: ВАКО, 2019.-384с.-(В помощь школьному учителю).  
  6. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М: Просвещение, 2019 г.

Технология достижения планируемых результатов освоения начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». Раздел 2. Проверочные и учебно-методические материалы М: Просвещение, 2019 г.

Использованная литература:

  1. Сборник Рабочих программ «Школа России». 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2019
  2. «Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2018
  3. КИМы. Литературное чтение: 3 класс. Сост. С.В. Кутявина – М.: ВАКО, 2018
  4. . Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение»,

 5.Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М: Просвещение, 2018 г.

6. Технология достижения планируемых результатов освоения начальной школы по   предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». Раздел 2. Проверочные и учебно-методические материалы М: Просвещение, 2018г.

Информационные ресурсы

  1. http://fcior.edu.ru - хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов;
  2. - http://www.openclass.ru - «Открытый класс» сетевые образовательные сообщества
  3. - http://www.it-n.ru/- сеть творческих учителей.
  4. - http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
  5. http://teacher.ru – «Учитель.ру». Педагогические мастерские, Интернет-образование. Дистанционное образование. Каталог ресурсов «в помощь учителю».

Аппаратно-технические средства обучения

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Белая маркерная доска

Наглядные материалы

  1. Стенды
  2. Плакаты
  3. Презентации к урокам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...