Сценарий урока литературного чтения по теме А. П. Платонов «Еще мама»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Сценарий урока литературного чтения по теме А. П. Платонов «Еще мама»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_platonov_eshchyo_mama_3_klass_avtosohranennyy.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
ГБОУ СО «Сухоложская школа»
Сценарий урока
литературного чтения
по теме А. П. Платонов «Еще мама»
Составила Е. Н. Чернобокова
учитель первой кв.категории
2021 г.
Открытый урок по теме А. П. Платонов «Еще мама»
Тема: А. Платонов «Еще мама» (2 урок, урок обобщение)
УМК «Школа России»
Класс: 3.
Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Цель урока: формирование в учащихся деятельного отношения к жизни: убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности, развитие умения анализировать текст.
Результаты деятельности:
Личностные (ЛР): Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД: находить необходимую информацию в тексте.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, работать в паре
Предметные результаты: выразительно читать произведение; делить произведение на части и озаглавливать их, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, сравнивать и анализировать тексты.
Тип урока: комбинированный урок, с использованием ИКТ
Вид урока: урок открытых мыслей, урок исследования.
Используемые методы и приёмы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
3. Практические методы: устные упражнения.
4. Чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, кластер, синквейн.
Оборудование:
1. Аудиозапись.
2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм А. Платонов «Еще мама»
Сценарий урока литературного чтения
1.Организационный момент (Слайд 1)
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ
– Вы учите их – они учат вас!
– Сегодня будем учиться под таким девизом (Слайд 2):
Чтение без размышления –
пустое занятие.
2. Артикуляционная разминка.
Ра – ра – ра – идёт в школу детвора.
Рок – рок- рок – начинается урок.
Ры – ры – ры – в классе много детворы.
Ру – ру – ру – мы затеяли игру.
2. 1. Игровое упражнение «Собери пословицу» (работа в парах), объяснение смысла пословиц.
1 ряд – Мир освещается солнцем, а человек знанием.
2 ряд – Кто много читает, тот много знает.
3 ряд – Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
- Какая пословица лишняя? (Нет лучшего дружка, чем родная матушка).
- Какой общей темой объединены другие пословицы? (человек должен учиться, получать знания)
- Может ли учительница стать мамой? (ответы)
- Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением Андрея Платоновича Платонова «Еще мама», которое он посвятил своей первой учительнице (Слайд 3).
Наша задача сегодня на уроке понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни каждого из вас.
3. Проверка д\з
- Дома вы были художниками и рисовали иллюстрацию к произведению «Еще мама». Я решила назвать ваши рисунки «Остановись, мгновенье…»
- Что или кого вы изобразили на своих рисунках?
- Да, вы хорошие наблюдатели. Мне очень понравились ваши рисунки, надеюсь, вы мне их подарите.
- Посмотрите, какое интересное название у произведения «Еще мама»
- Как ещё можно назвать маму? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову мама.
Мамочка
Мамуля
Маменька
Матушка
4.Актуализация знаний, мотивация
Фоном звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Вальс цветов» (Слайд 3 – нота).
- Итак, дети, сегодня необычный урок литературы. У нас сегодня гости. Но мы не волнуемся, мы гостям рады. Работаем как всегда, и общая дружная работа поможет нам справиться с любой задачей.
- К какому жанру относится прочитанное вами произведение? (рассказ)
- Почему вы так решили? Докажите. (все события следуют одно за другим, есть сюжет)
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка (Слайд 4)
- С. И. Ожегова сказано рассказ – это… (толкование читает ребенок)
- Согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом? Почему?
5. Работа по теме урока.
- Я снова предлагаю вам вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного рассказа (Слайд 5)
- Как звали главного героя этого рассказа?
- Какая семья была у Артема?
- Хотел ли мальчик идти в школу? Почему? (Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт».)
- Что же произошло, когда Артему исполнилось семь лет.
(с. 137-138) чтение по ролям (Слайд 6). С какой интонацией будем читать? Постарайтесь голосом передать внутреннее состояние героев, вспомните себя.
- О чем он просил мать перед уходом? (Чтобы она его обязательно дождалась)
«… жалобный и внимательный взгляд ребенка означал его постоянный страх; он словно говорил: мама, живи всегда со мной, не умирай никогда»
- Какой наказ давала мать? (Слушаться учительницу, она будет тебе в школе мамой)
- Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери? (Он не мог представить чужую женщину в роли матери)
- Какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой)
- Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо идти учиться)
- С какой целью автор описывает путь от дома до школы? (Показать, какие испытания выпали на долю Артема?)
- Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице? Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным? (Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идет один, и ему видится все чужим, опасным и страшным)
- Давайте вспомним произведение Л. Н. Толстого, где автор рассказывает нам о маленьком мальчике, сбежавшим в школу.
- Как называется произведение? (Филипок)
- Как звали главного героя? (Филипок)
Сравнить двух героев помогут мне наши исследователи и в конце урока нам расскажут, можете приступать. А мы продолжаем.
- Представьте, что вы режиссеры и снимаете картину, какими качествами должен обладать главный герой?
- Подберите прилагательные, чтобы описать характер Артёма? (Слайд 7)
- У вас на столах словари чувств, можете воспользоваться.
- смелый
- добрый
- воспитанный
- ответственный
- заботливый
6. Физминутка (Слайд 8)
Стали мы учениками
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись,
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.
7. Работа по теме урока.
8. Работа над содержанием (Слайд 9)
- Как учительница встретила Артема в школе?
- Прочитайте, как автор описывает нам учительницу? (140)
- Какой художественный прием использует автор? (сравнение «как маленькая»)
- Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери)
- Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери)
- А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу.)
- С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Мама, Родина)
- Почему? Какие пословицы знаете? (Хлеб, земля, Родина, мать-это то, без чего не может жить человек.) (Одна у человека мать, одна и Родина)
- Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте (с. 142)
- Какими качествами должна обладать учительница, чтобы её считали мамой? Давайте дадим характеристику учительницы, какой она была? (Слайд 10)
- добрая
- умная
- заботливая
- ароматная
- трудолюбивая
- переживающая
- внимательная
- душевная
(Учительница Артему понравилась. Он нашел в ней опору. Мальчик понял, что у него теперь две мамы: одна дома, а другая в школе.)
– Составим синквейн «Описание учительницы» (Слайд 11)
Вспомним правило составления синквейна:
- существительное
- два прилагательных (описание её черт характера)
- три глагола (её действия)
- фраза по тексту
- вывод (слово-синоним)
9. Стратегия “Ассоциации”.
- Какое слово произносит человек в самые трудные для него минуты? (МАМА)
- Какие ассоциации возникают у вас при слове мама? Я предлагаю вам написать эти слова в свободные ячейки
Стратегия “Кластер”(слайд №6)
Составление кластера к слову «Мама».
Варианты слов для составления кластера (из данных слов выбрать подходящие для составления кластера): тепло, уют, забота, облако, дом, семейный очаг, любовь, нежность, дорога, цветок, радуга, солнце, пирог, книга, доброта, песня, колыбель…
- Молодцы, ребята, вы выбрали точные слова для составления нашего кластера.
10. Построение сюжетной линии. Парная работа.
Сюжетный треугольник
- У вас на столах лежат конверты с иллюстрацией к произведению. По картинкам нужно восстановить последовательность событий рассказа (Слайды 12-13).
- Почему автор не рассказывает нам о дальнейшей судьбе Артема? (автор оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать концовку)
Самостоятельная работа
Работа в группах
1 группа – «Литературоведы» - отмечают элементы «сказки» и «были»; находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка);
2 группа – «Лингвисты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие сравнить главных героев, где и кем они жили в рассказах Л.Н. Толстого «Филипок» и А. Платонова «Еще мама»);
3 группа «Деятели» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие сравнить отношение к школе героев рассказов Л.Н. Толстого «Филипок» и А. Платонова «Еще мама» (глаголы, глагольные сочетания).
11. Д/З:
1 группа: напишите мини-сочинение (5-7 предложений) от лица Артёма или от лица других героев (автора, мамы, учительницы ). Не забудьте передать чувства и переживания героев.
2 группа: придумайте дома продолжение рассказа.
3 группа: с.139 – 143 выразительно читать.
12. Подведение итогов
- В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею.
- Для чего вам нужна близость матери?
- Предлагаю ответить на вопросы, на сколько вы были внимательными читателями, которые будут мне сигналом. У каждого на столе вопросы:
1. Сколько лет Артему?
2. Где сидел Артем во время урока?
3. Какие первые слова написал мальчик?
4. Каким словом учительница похвалила Артёма за старание и красивое письмо?
5. Почему Артём спозаранку стал собираться в школу?
Проверка
- Проверьте свои ответы. Кто допустил ошибки? (Слайд 14)
- В начале урока мы поставили перед собой задачу – понять может ли учительница стать мамой? А также понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни каждого из вас.
- Как вы ответите на эти вопросы? (ответы)
- Ребята спасибо вам за урок. Мне очень понравилось с вами работать. Вы умны, рассудительны, внимательны.
Исследовать и сравнить героев разных произведений (сходство и различие)
- Главный герой мальчик
- Жил в селе. В крестьянской семье.
- Жил с мамой.
- Жил с мамой, папой, бабушкой, старшим братом
- Отношение к школе первый раз идет в школу
(-желание учиться, убежал, когда родители ушли.
- не хотел, но пришло время идти в школу)
- Знал буквы, не знал
- Путь в школу (опасным, по дороге встречается собака)
- Характер у мальчиков: ---решительный, смелый, любознательный, но не послушный
- смелый, добрый, заботливый, воспитанный)
- Встреча с учителем почувствовал доброжелательное отношение, взаимопонимание, теплую обстановку,
- Стал с удовольствием ходить в школу, потому что нашел поддержку учителя, почувствовал материнскую заботу.
13. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться:
Я открыл для себя…
Я сегодня узнал…
Особенно интересно было…
Меня очень удивило…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)
УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...
Конспект урока литературного чтения по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья" по программе "Начальная школа 21 века"...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или путешествие воробья"
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или путешествие воробья" по программе "Начальная школа 21 века"...
Сценарий урока литературного чтения по теме "С.Михалков "Мой щенок"
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «А. П. Платонов «Цветок на земле»» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А.А.Платонова «Цветок на земле»; формирование умения а...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «А. П. Платонов «Ещё мама»» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А.А.Платонова «Ещё мама»; формирование умения анализир...
Презентация по литературному чтению на тему "А. П. Платонов «Ещё мама»"
Презентация предназначена для уроков литературного чтения в 3 классе.Данную презентацию можно применить на уроке изучение нового материала....