Виктор Юзефович Драгунский «Денискины рассказы»
методическая разработка по чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_proizvedeniya_bychkova_e_pdn-114_wecompress.com_.pptx | 222.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Драгунский Виктор Юзефович (1913 – 1972) – писатель-прозаик, поэт, классик советской литературы, автор известного детского цикла «Денискины рассказы». Родился Виктор в Нью-Йорке 1 декабря 1913 года. Его родители были русскими эмигрантами. В детстве Виктора Драгунского состоялся переезд в Россию. После смерти отца воспитывался матерью и отчимом. Семья в 1925 году переехала в Москву. Семья Виктора Юзефовича находилась в тяжелом материальном положении. Из-за нехватки денег Виктор рано пошел на работу. Но не смотря на это, всегда увлекался литературной деятельностью. Драгунский посещал литературно-театральную мастерскую с 1930 года. Через пять лет впервые выступил на сцене театра. А позже основал собственную группу, которая занималась литературными пародиями («Синяя птичка»). Для некоторых постановок Виктор Юзефович писал тексты песен. Затем, когда началась Великая Отечественная война, Драгунский вступил в ряды ополченцев. Но не перестал писать. В те годы он печатал множество юмористических рассказов. А в 1949 начал публиковать произведения из серии «Денискины рассказы». Большая популярность пришла к автору именно благодаря этим рассказам. Многие из них были экранизированы. Скончался писатель 6 мая 1972 года.
Наиболее известные произведения «Денискины рассказы» «Он упал на траву» «Сегодня и ежедневно»
Цикл «Денискины рассказы» Англичанин Павля Арбузный переулок Белые амадины …Бы Главные реки Гусиное горло Где это видано, где это слыхано… Двадцать лет под кроватью Девочка на шаре Дениска размечтался Друг детства Дымка и Антон Дядя Павел истопник Живой уголок Заколдованная буква Запах неба и махорочки Здоровая мысль Зелёнчатые леопарды И мы! Как я гостил у дяди Миши Когда я был маленький Кот в сапогах Красный шарик в синем небе Куриный бульон Мотогонки по отвесной стене Мой знакомый медведь На Садовой большое движение Надо иметь чувство юмора Не пиф , не паф! Не хуже вас, цирковых Независимый Горбушка Ничего изменить нельзя Одна капля убивает лошадь Он живой и светится… Первый день
Цикл «Денискины рассказы» Перед сном Подзорная труба Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах… Похититель собак Поют колёса — тра-та-та Приключение Профессор кислых щей Рабочие дробят камень Разговаривающая ветчина Расскажите мне про Сингапур Ровно 25 кило Рыцари Сверху вниз, наискосок! Сестра моя Ксения (Новогодний подарок) Синий кинжал Слава Ивана Козловского Слон и радио Слониха Лялька Смерть шпиона Гадюкина Сражение у чистой речки Старый мореход Тайное становится явным Тиха украинская ночь… Третье место в стиле баттерфляй Тройка по поведению Удивительный день Учительница Фантомас Хитрый способ Человек с голубым лицом Чики -брык Что любит Мишка Что я люблю… …И чего не люблю! Шляпа гроссмейстера
«Денискины рассказы» - цикл коротких, веселых и поучительных произведений, рассказывающих о мальчике Дениске, его семье и друзьях. С главным героем рассказов часто случаются разные странные, смешные и необычные ситуации - хотя сам Дениска не прилагает к этому никаких усилий, а наоборот, старается из них выпутаться. У Дениски есть лучший друг Мишка, который часто втягивает его в неприятности (не специально), но каждый раз друзья вместе находят выход из разных неловких ситуаций. Каждая история, случившаяся с Дениской - со своей моралью, с идеей. Ч ерез разные ситуации главный герой приобретает жизненный опыт и познает мир и людей, логику их поступков. Но не смотря на все трудности, каждый рассказ заканчивается хорошо.
Жанр: Для всего произведения - литературный цикл, а для отдельных произведений цикла – рассказ. Проблема произведения: В этом цикле произведений несколько основных проблем: 1. Проблема дружбы; 2. Проблема роли детства. Средства раскрытия проблемы произведения: Проблема дружбы раскрывается посредствам взаимной и настоящей дружбы между Денисом и Мишкой, которая ни на минуту не прекращается, когда они попадают в необычные и интересные ситуации. Они помогают друг другу выбраться из них победителями. Например, когда они пытались выиграть журнал « Мурзылка », Мишка всеми силами помогал Денису набрать «ровно 25 кило», они смогли это сделать и победили. Мишка верил в Дениску и в то, что они смогут победить.
2. Проблема роли детства раскрывается с помощью отношения Дениски к маме и папе. Между ними доверительные, теплые отношения, наполненные любовью и нежностью, что положительно сказывается на поступках Дениски. Например, как он повел себя, когда Мишка предложил обменять коробочек на самосвал. Он увидел, что в этой коробочке и с радостью обменялся. Для него был важнее, живой «червячок», чем самосвал. Значимость проблематики: Эти проблемы актуальны и по сей день. Современники автора пытаются их раскрыть, но я считаю, что эти темы никогда не будут исчерпаны. Много произведений написано на эти темы, и каждое раскрывает эти проблемы по своему. Тема произведения: Самая счастливая пора человеческой жизни – детство.
Сюжет: Действие рассказов происходит в конце 1950-х годов — начале 1960-х годов в Москве (так, события рассказа «Удивительный день» приходятся на день полёта Германа Титова в космос). Денис живёт с родителями в центре Москвы — в разных рассказах упоминается, что он живёт на Каретном Ряду («Приключение»), неподалёку от Цирка («Не хуже вас, цирковых»), в Трёхпрудном переулке («На Садовой большое движение»). Это обычный мальчишка, с которым то и дело происходят смешные или курьёзные случаи. Вот он выливает из окна манную кашу, чтобы быстрее пойти с мамой в Кремль, а когда к ним приходят гражданин, пострадавший от каши, и милиционер, мальчик понимает, что означают мамины слова «Тайное становится явным» (одноимённый рассказ). Однажды во время похода в цирк он видит удивительную девочку на шаре, однако в следующий раз, приведя папу посмотреть на неё, узнаёт, что она уехала с родителями во Владивосток («Девочка на шаре»). В другой раз в цирке он случайно меняется местами с другим мальчиком, в результате чего клоун Карандаш хватает его при исполнении своего номера и, раскачиваясь на качелях, уносит с собой под купол цирка («Не хуже вас, цирковых»). Во время похода в зоопарк слон Шанго едва не съедает у него новенький радиоприёмник. На детском празднике в клубе «Металлист» Денис выпивает бутылку ситро, чтобы добрать до 25 килограммов веса и выиграть подписку на журнал «Мурзилка», которой делится с другом Мишкой («Ровно 25 кило»). Он берётся красить дверь подъезда оставленным малярами шлангом и так увлекается, что закрашивает не только дверь, но и соседку Алёнку, и костюм управдома Алексея Акимыча («Сверху вниз, наискосок!»). Во время игры в прятки в коммунальной квартире Денис забирается под кровать к бабушке-соседке, а когда она закрывается и ложится спать, боится, что проведёт там всю оставшуюся жизнь («Двадцать лет под кроватью»). Денис предлагает маме, которая жалуется на горы посуды, мыть по одному прибору в день, а все будут есть из него по очереди («Хитрый способ»).
На примере рассказа «Он живой и светится...» Экспозиция: Является фрагмент, заканчивающийся словами «...сидеть на песке и скучать». В экспозиции мы узнаем и о скрытом конфликте Дениски и мамы: мама опаздывает. Завязка: Начинается со слов «И в это время во двор вышел Мишка» (первое вдруг) и заканчивается словами «Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.» Эпизод развития действия: Это предложения Мишки. Развитие действия завершается первой кульминацией. Кульминация: «– Я открыл коробочку... А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму…» – за которой следует развязка, разрешение конфликта между Мишкой и Дениской.
Развязка: «И Мишка схватил мой самосвал... И я забыл про всех на белом свете.» Приход мамы, казалось бы, снимает намеченный в экспозиции скрытый конфликт – рассказ может быть завершен. Но тут же начинается новое действие и намечается новый конфликт . Экспозицией в нем становится сообщение о приходе мамы: «Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой.» Завязка – вопрос мамы о самосвале: «– Ну, как твой самосвал?» Действие развивается стремительно и летит к кульминации. Кульминация: « И мама погасила свет...» Рассказ построен так, что развязки этого конфликта в нем нет , финал оказывается открытым: мы слышим вопрос мамы и ответ сына. Но сказать однозначно, приняла ли мама позицию сына, нельзя. Наличие второго конфликта и открытого финала придают рассказу своеобразие и многоплановость.
Эпилог: В рассказе «Он живой и светится…» эпилога нет. Характеры героев в сюжете: Дениска: любит природу, добрый, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный. Мишка: любит коллекционировать, невежливый, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный, завистливый. Мама: добрая, понимающая, любящая своего ребенка. Композиция произведения не осложнена.
Главные герои: - Денис Кораблёв (прототип — Денис Драгунский) — московский мальчик, в некоторых рассказах ещё дошкольник, в некоторых ученик 1, 2 или 3 класса «В» (сначала октябрёнок, а затем — пионер). Мишка Слонов (прототип — Михаил Слоним) — одноклассник и лучший друг Дениса, его спутник в большинстве приключений Второстепенные герои: - Алёнка — девочка младше Дениса и Мишки, соседка Дениса. Немного пацанка. Участница, а иногда зачинщица их приключений. - Папа Дениса. - Мама Дениса. - Костик — друг Дениса и Мишки. - Люся — одноклассница Дениски и Мишки, пионер-вожатая. - Раиса Ивановна — школьная учительница литературы. Борис Сергеевич — школьный учитель музыки Алексей Акимыч — управдом, следящий за порядком во дворе
Рассказы писателя имеют большое воспитательное значение, учат доброте, чуткости, ответственности, умению дружить. В процессе чтения рассказов В. Ю. Драгунского дети учатся сопереживать чувствам других людей, и сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев, слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение.
У меня, как у читателя все «Денискины рассказы» вызывают эмпатию. То, как Драгунский относится к детям, то, как тонко он разбирается в движениях детских душ, вызывает уважение и восхищение. Его легкая ирония, направленная на мир не всегда оказывающихся на высоте положения взрослых, которым тоже есть чему поучиться у своих детей, заставляет критически взглянуть на себя. Владение средствами комического, знание особенностей детской речи делают рассказы писателя живыми, вызывают уверенность в глубокой жизненной правде, которая лежит в их основе. Книгу Виктора Драгунского «Денискины рассказы» приятно держать в руках. Открыв обложку, сразу попадаешь в мир приключений, которые ожидают на ее страницах. Иллюстрации в точности отражают события рассказов. Картинок много, они есть на каждом развороте: большие — на всю страницу и маленькие — несколько на разворот. Таким образом книга становится настоящим приключением, которое читатель переживает вместе с ее главными героями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виктор Юзефович Драгунский "Друг детства"
открытый урок по чтению во 2 классе...
Урок литературного чтения. Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Друг детства»
Тип урока: урок получения новых знаний. Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный о...
Урок литературного чтения Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Друг детства»
Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект. Задачи:1.Способствовать развитию умения анализировать тек...
Жизнь и творчество Виктора Юзефовича Драгунского.
Материал может быть использован на уроках литературного чтения в 4 классе по теме "Произведения В.Ю.Драгунского"....
Виктор Юзефович Драгунский
Творчество писателя...
Внеклассное чтение. Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Презентация по внеклассному чтению для 3 класса. В.Драгунский "Денискины рассказы"...