Анализ произведения "Волшебник Изумрудного города"
методическая разработка по чтению

Мазяркина Елена Владимировна
Анализ произведения "Волшебник Изумрудного города"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Титульный лист
  2. Кратко об авторе. Биография.

Родился 14 июня 1891 года в Усть-Каменогорске в военной крепости, в семье отставного фельдфебеля Мелентия Михайловича Волкова. В 12 лет окончил первым учеником Усть-Каменогорское городское училище, где позже начал свою педагогическую деятельность.

В 1907 году поступил в Томский учительский институт, по окончании получил диплом с правом преподавать все предметы школьной программы, кроме Закона Божьего.

Начал работать учителем в своем родном городе, в 1910 году работал учителем в Новосибирской области, селе Колывань. В 1920-х годах переехал в Ярославль, где работал директором школы. Заочно закончил математический факультет Ярославского педагогического института.

В 1929 году переехал в Москву, где работал заведующим учебной частью. За семь месяцев закончил курс и сдал экстерном экзамены на физико-математическом факультете Московского университета. С 1931 года, в течение двадцати лет с момента основания, преподаватель, затем — доцент кафедры высшей математики Московского института цветных металлов и золота.

Волков был энциклопедически образованным человеком, хорошо знал литературу, историю, владел иностранными языками.

В 24 года Волков познакомился на новогоднем балу в Усть-Каменогорске с преподавательницей гимнастики и танцев в гимназии Калерией Губиной. Через два месяца они поженились и через год у них родился сын Вивиан (умер в пять лет от дизентерии), а через три года другой — Ромуальд (умер в два года от крупа). Тем не менее через несколько лет у Александра и Калерии снова поочерёдно родилось два сына, и они дали им те же имена.

Свой первый роман Волков начал писать в возрасте двенадцати лет. Печататься начал в 1916 году. В 1920-е годы его пьесы шли на сценах нескольких провинциальных театров. В конце 1930-х годов вступил в большую литературу. Член Союза писателей с 1941 года. Общий тираж его произведений, изданных на многих языках мира, превысил двадцать пять миллионов экземпляров.

Многие произведения Волкова посвящены выдающимся личностям прошлого — учёным, строителям, первооткрывателям, философам. В своих романах и повестях писатель чаще всего обращался к истории. Перед работой над такой книгой он тщательно и всесторонне изучал эпоху, знакомился с документами, специальными учёными трудами, поэтому увлекательный сюжет и эмоциональность изложения сочетаются у него с научностью и достоверностью.

Волков занимался также популяризацией науки для школьников. Он выпустил ряд занимательных рассказов по географии и астрономии, объединив их в сборник «Земля и небо». Истории науки была посвящена научно-популярная книга «В поисках правды», ещё одна книга — рыболовству.

Рукопись обработанной сказки одобрил С. Я. Маршак. В 1939 году повесть «Волшебник Изумрудного города» обрела статус самостоятельного произведения, она была переведена на 13 языков и выдержала 46 переизданий.

  1. Наиболее известные произведения
  2. Краткое содержание
  3. Жанр, проблема, средства, тема
  4. Значимость проблематики
  5. Сюжет, экспозиция, завязка
  6. Эпизоды, кульминация
  7. Развязка, эпилог
  8.  Главные герои. Элли
  9.  Страшила
  10.  Дровосек
  11.  Лев
  12.  Тотошка
  13.  Второстепенные герои. Гингема. Виллина
  14.  Жевуны, болтуны, мигуны.
  15.  Бастинда, стелла, джон и анна
  16.  Гудвин, летучие обезьяны, рамина
  17.  Композиция, значение произведения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Мелентьевич Волков «Волшебник Изумрудного города» Мазяркина Е. В., МОУ «СОШ №9» г. о. Сараск

Слайд 2

Александр Мелентьевич Волков (1891-1977) - русский советский писатель, драматург, переводчик, педагог. Наиболее известен как автор цикла книг «Волшебник Изумрудного города».

Слайд 3

« Волшебник Изумрудного города»

Слайд 4

«Волшебник Изумрудного города» — это самая полезная сказка для детей, разочарованных в дружбе, доброте и своих собственных возможностях.

Слайд 5

Жанр: Сказка. Проблема произведения: Проблема дружбы, храбрости и уверенности в собственных силах. Проблема чести, мудрости. Средства раскрытия проблемы произведения: Взаимоотношения героев между собой и их поступки, отношение к злым персонажам и своим друзьям. Тема произведения: Дружба и взаимопонимание.

Слайд 6

Значимость проблематики для современников: Как современники автора, так и наши с вами современники ставят дружбу и отношение между людьми превыше всего, даже при том, что героям на пути встречаются трудности. Автор пытается сказать, что не стоит перед ними сдаваться, нужно идти до конца и в э том всегда помогут верные друзья. Каждый из персонажей олицетворяет ту или иную сторону общества, как хорошую так и плохую: Железный дровосек – проблема любви к окружающим и к себе. Общество давит рамками на человека, он теряет своё «Я». Автор же пытается сказать, что не взирая на трудности нужно хранить в себе человечность и любовь. Страшила – представляет собой проблему разума, мудрости. Автор показывает, что нельзя судить о человеке по его внешности, сначала нужно узнать его и он откроется с новой стороны. Лев – трусливый, замкнутый. Неуверенный в себе и своих силах, он все же превозмогает свой страх и идет до конца. Автор хочет сказать как один человек, так и целое общество не взирая на трудности и страх должно отстаивать то, что ему дорого.

Слайд 7

Сюжет: Обыкновенная девочка попадает в Волшебную Страну, где живут добрые и злые волшебницы, где животные и даже чучело из соломы и дровосек, сделаны из железа разговаривают человеческим языком. Экспозиция: Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли. Завязка: Вызванный волшебством Гингемы ураган донесся до Канзаса и с каждой минутой приближался к домику Джона.

Слайд 8

Эпизоды развития действия: Начинается с главы: «Элли в удивительной стране Жевунов ». Заканчивается главой: «Удивительные превращения в волшебника Гудвина». Кульминация: Главы: 1. «Последнее волшебство Бастинды » 2. «Победа» 3. «Разоблачение Великого и Ужасного»

Слайд 9

Развязка: Глава: «Стелла, вечно юная волшебница Розовой страны» Эпилог: Со слов: «Когда Элли опомнилась, она увидела невдалеке новый домик, поставленный ее отцом вместо фургона, унесенного ураганом».

Слайд 10

Главные герои: Элли — добрая, отзывчивая, смелая девочка, всегда готовая прийти на помощь своим друзьям. Кроме того, Элли — честная, бесхитростная, скромная, немного застенчивая, однако умеет постоять за себя.

Слайд 11

Страши́ла — соломенное чучело, мечтавшее получить мозги и ставшее впоследствии правителем Изумрудного города. По характеру Страшила умён, обаятелен, находчив, поначалу немного стеснителен.

Слайд 12

Железный Дровосек - очень чувствительный, добрый и нежный, не случайно он хочет получить от Гудвина в подарок сердце, не подозревая о том, что уже его имеет. (Так же как и Страшила, которому нужны мозги, а на самом деле он уже умен, но не подозревает об этом). Дровосек - хороший верный и очень смелый друг, не раз выручал друзей из беды.

Слайд 13

Трусливый лев , так же как и другие персонажи, даже не подозревает, что на самом деле он - храбрый, так как не раз спасает друзей во время пути, а смелость ему придают снова любовь и доброта, и не нужна ему никакая смелость от Гудвина.

Слайд 14

Тотошка — маленький чёрный пёсик, любимец Элли, верный друг.

Слайд 15

Второстепенные герои: Гингема – злая волшебница Голубой страны. Заставляла жителей своей страны – Жевунов , подчиняться ей, приносить ей насекомых и змей, которых они боялись. Наслала ураган, чтобы уничтожить род людской. Виллина – добрая волшебница Жёлтой страны. Помогала Элли в её путешествии. Именно она осмелилась восстать против Гингемы .

Слайд 16

Второстепенные герои: Жевуны – жители Голубой страны. Болтуны – жители Розовой страны. Мигуны – жители Фиолетовой страны.

Слайд 17

Второстепенные герои: Бастинда – злая волшебница Фиолетовой страны. Заставляла своих подданных подчиняться её злой воле. Боялась воды. Стелла – вечно молодая волшебница Розовой страны, добрая и мудрая. Помогла Элли вернуться домой и освободила Летучих Обезьян. Джон и Анна – родители Элли, бедные, но любящие.

Слайд 18

Второстепенные герои: Гудвин – «великий и ужасный» обманщик. Притворяется великим волшебником, а на деле является обыкновенным человеком, из-за страха разоблачения не показывается ни одной живой душе. И только после разоблачения, он показывается с положительной стороны, помогая друзьям в их приключениях. Летучие Обезьяны – предводительница Уора . Находится во власти золотой шляпы и обязана выполнять любые три желания её владельца. Их характер меняется вместе с тем, как переходит шляпа. Рамина – королева полевых мышей. Спасает Льва с макового поля.

Слайд 19

Композиция произведения не осложнена , повествование идёт линейно, сюжет произведения раскрывается постепенно. Значение произведения для младшего школьника Сказка особенно рекомендована для детей неуверенных в себе, разуверенных в силе дружбы, привязанности и любви, с характерным социально-одобряемым, но противоречащим своей природе поведением, находящихся в поисках себя, ощущающих бессмысленность жизни. Именно поэтому сказка имеет столь широкий возрастной размах до 15 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к уроку внеклассного чтения по книге "Волшебник Изумрудного города"

конспект урока внеклассного чтения и задания для подготовки к уроку...

А. Волков "Волшебник изумрудного города"

Викторина по произведению А. Волкова "Волшебник изумрудного города"...

Идём в Изумрудный город

Экологическае воспитание школьников....

Литературная викторина по книге А. М. ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА»

Литературная викторина по книге  А. М. ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА». Биография писателя....

Урок - викторина "Путешествие в Изумрудный город" по сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Урок-викторина (с презентацией) для закрепления знаний учащихся о сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"...

Викторина по сказке А.Волков «Волшебник Изумрудного города».

Викторина по сказке "Волшебник Изумрудного города" и презентация к уроку внеклассного чтения во 2 классе....