А. Волков "Волшебник изумрудного города"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему

Викторина по произведению А. Волкова "Волшебник изумрудного города"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл A._Volkov.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

А.Волков «Волшебник  Изумрудного  города». Викторина  по  сказке.

Оборудование: книги А.Волкова ( 6 книг ), портрет писателя, иллюстрации  к  сказке «Волшебник  Изумрудного  города», кроссворд ( начерчен  на  доске ).Книга  Ф. Баума «Мудрец  страны  ОЗ»

Ход  игры – викторины: учащиеся   поделены  на  три  команды, команды  отвечают  на  задания  каждого  гейма, жюри  оценивает  правильность  выполнения  заданий. В  конце  викторины  подведение  итогов  и  награждение  победителей.

                                     1  гейм. Общеразвивающий.

А) Посмотрите  на  доску: чему  посвящена  наша  игра – викторина, какому  произведению  и  кто  автор  этого  произведения?

Б) Прочитанная  вами  сказочная  повесть «Волшебник  Изумрудного  города»  имеет  довольно  длинную  историю . Впервые  она  была  напечатана  в 1939 году а  это  значит, что её  читали  ещё  ваши  бабушки  и  дедушки, мамы  и  папы.

Написана  она  по  мотивам  американского  писателя  Френка  Баума «Мудрец  из  страны ОЗ» (показать  эту  книгу). Но  А.Волков  многое  в  ней  изменил, дописал  новые  главы.

У  сказки «Волшебник  Изумрудного  города»  счастливая  судьба:  её  прочитали миллионы  детей  во  всём  мире. Она  была  переведена  на  13 языков.

-  Так  давайте  мы  вспомним  героев  этой  сказки. Отгадываем  про  них  загадки.

1)  Он  на  палочке  висит, из  соломы  состоит.

     Кто  же  это? Отгадайте? Руки  быстро  поднимайте. ( СТРАШИЛА )

2)   Раньше  жил  в  лесу  дремучем. Ноги  скрючив, руки  скрючив.

       Весь  от  ржавчины  больной. Отгадайте, кто  такой? (ДРОВОСЕК)

3)  Как  осенний  лист  дрожит, очень  жизнью  дорожит.

      Будет  скоро  он  герой. Отгадайте, кто  такой? (ЛЕВ)

-  А  ещё  это девочка  Элли  и  её  друг – пёс  Тотошка. ( посмотрим  на  них )

В)  Вышло  так, что, прочитав «Волшебника…» , ребята  стали  писать  письма  автору, что не  может  быть, чтобы  Элли  не  навестила  своих  друзей  в  волшебной  стране, чтобы  она  и  её  друзья  не  испытали  новых  приключений. Тогда  А.Волков  и  написал  ещё  несколько  сказок – приключений. И  новые  книги  полюбились  ребятам  так  же, как  и  первая. Попробуйте  назвать  их  по  порядку. («Урфин  Джюс  и  его  деревянные  солдаты», «Семь  подземных  королей», «Огненный  бог  Марранов», «Жёлтый  туман», «Тайна  заброшенного  замка» )

-  Если  кто – то из  вас  захочет  их  прочитать, читайте. Они  так  же  интересны  и  увлекательны, как  и  «Волшебник…».

Г)  Продолжим: -  Откуда  родом  Элли?  ( из  Канзаса )

                               - Кто  вызвал  этот  ураган? ( злая  Гингема )

                                -  Кто  помог  спасти  людей  от  смертельного  урагана  Гингемы? ( добрая  волшебница  Виллина )  -  Она  была  волшебницей  …  ( Жёлтой  страны )

                                -  Какие  ещё  были  в  этой  сказке  страны,  в  которую  занесло  Элли  ураганом?   (Голубой  страны - … Гингема, Розовой  страны - … Стелла, Фиолетовой  страны - … Бастинда).

                                  -  А  где  жил  Гудвин – Великий  и  Ужасный? ( в  Изумрудном  городе )

                                                 2  гейм. «Бегущие  минутки». ( каждой  команде  задаётся  по  10 вопросов, сколько  правильных  ответов, столько  баллов  получает  команда. Отвечают  все  из  команды,  кто  знает  ответ  на  этот  вопрос)

Вопросы  для  1  команды:

-  Как  звали  мать  Элли  и  чем  она  занималась? ( Анна, «хлопотала  по  хозяйству»)

-  Почему  во  время  урагана  Элли  оказалась  в  домике? ( из-за  Тотошки)

-  Кто  сможет  вернуть  Элли  домой? ( Гудвин )

-  Какое  заветное  желание  было  у  Страшилы? ( получить  мозги )

-  Кто  подсказал  Страшиле  и  Железному  Дровосеку, что  Элли  у  Людоеда? ( белка )

-  Почему  Элли  назвала  Льва  трусом? ( он  обидел  слабых )

-  Кто  привёз  Льва  с  макового  поля? ( мыши )

-  Где  принимал  Гудвин  посетителей? ( в  тронном  зале )

-  Как  назвали  Элли   мигуны? ( Фея  Спасительной  воды )

-  Какой  народ  жил  в  стране  Марранов? ( прыгуны – драчуны )

Вопросы  для  2  команды:

-  Как  звали  отца  Элли  и  чем  он  занимался? ( Джон, фермер, работал  в  поле )

-  Что  убило  злую  Гингему? ( Летящий  дом  с  Элли )

-  Какая  замечательная  вещь  досталась  Элли  от  Гингемы? ( серебряные  башмачки )

-  Заветное  желание  Железного  Дровосека? ( сердце )

-  Почемё  Людоед  не  съел  Элли  сразу? ( устал, лёг  спать )

-  Как  Лев  объяснил, почему  он  трус ? ( таким  уродился )

-  Как  звали  королеву – мышь? ( Рамина )

- Чего  больше  всего  на  свете боялась  Бастинда? ( темноты  и  воды )

-  Как  звали  кухарку  Бастинды? ( Фрегоза )

-  Кто  помог  Элли  вернуться  домой  и  как? ( Стелла , с  помощью  серебряных  башмачков )

Вопросы  для  3  команды:

-  Кто  был  четвёртым  членом  семьи  Элли? ( пёс  Тотошка )

-  Как  называли  Элли  в  Голубой  стране? ( Фея  летающего, убивающего домика )

- Сколько  друзей  встретила  Элли  в  путешествии? Перечислите. ( три: Страшила, Лев, Дровосек )

-  Заветное  желание  Льва? ( быть  смелым )

-  По  какой  дороге  шли  друзья  в  Изумрудный  город? ( по  дороге  из  жёлтого  кирпича )

-  Кто  достал  Страшилу  с  шеста  с  середины  реки? ( аист )

-  Какого  цвета  изумруд ? ( зелёного )

-  Какая  волшебная  вещь  была  у  Бастинды, а потом  её  надела  Элли? ( золотая  шапка )

-  Мигуны – это  жители   какой  страны? ( Фиолетовой )

-  Кто  разоблачил  Гудвина? ( Тотошка )

                                             3  гейм. « Кто  это?» Отгадать. ( команда  сама  выбирает  листок  с  описанием  героя  и  вместе  читают  и  обсуждают  ответ. Когда  будут  готовы  поднимают  руку. За  правильный  ответ – 2 балла. Оставшиеся  описания  учитель  читает  сам  и  отвечает  та  команда, которая  первая  поднимет  руку. Если  ответ  неверен, то на  него  может  ответить  любая  другая  команда, которая  знает  правильный  ответ.)

« Человек  был  ростом  не  выше  Элли, но  уже  старый, с  большой  головой  и  морщинистым  лицом. На  нём  был  пёстрый  жилет, полосатые  дрюки  и  длинный  сюртук. В  руке  у  него  был  длинный  рупор…» ( Гудвин )

« У  этого  зверька  была  чёрная  шерсть, остренькие  ушки, маленькие, забавно  блестящие  глазки. Он  никогда  не  скучал  и  мог  играть  с  девочкой  целый  день.» ( Тотошка )

« На  стене  стоял  высокий  солдат, одетый  в  зелёный  мундир. Зелёная  борода  солдата  спускалась  ниже  колен.» Как  звали  солдата? ( Дин  Гиор – солдат )

« Путников  встретил  маленький  человечек  с  ног  до  головы  одетый  в  зелёное, на боку  у  него  висела  зелёная  сумка» ( страж  ворот Фарамант )

« Старая  женщина  в  белой  мантии  важно  выступала  впереди  трёх  мужчин, на  остроконечной  шляпе  её  и  на  мантии  сверкали  крошечные  звёздочки. Седые  волосы  старушки  падали  на  её  плечи.» ( Виллина )

« Голова …  была  сделана  из  мешочка, набитого  соломой, с  нарисованными  на  нём  глазами  и  ртом…Оно  было  одето  в  поношенный  голубой  кафтан, кое-где  из  прорех  кафтана  торчала  солома. На голове  была  старая  потёртая  шляпа, с  которой  были  срезаны  бубенчики, на  ногах – старые  голубые  ботфорты…» ( Страшила )

« У  надрубленного  дерева  с  высоко  поднятым  топором  стоял  человек, целиком  сделанный  из  железа. Голова  его, руки  и  ноги  были  прикреплены  к  железному  туловищу  на  шарнирах, на  голове  вместо  шапки  была  большая  медная  воронка, галстук  на  шее  тоже  был  железный…» ( Дровосек )

« Он  был  невысок, но  очень  толст. Голова  его  походила  на  котёл, а  туловище – на бочку. У  него  были  длинные  руки, как  у  гориллы, а  ноги  обуты  в  высокие  сапоги  с  толстыми  подошвами. На  нём  был  косматый  плащ  из  звериных  шкур. На  голове  вместо  шлема  он  надел  большую  медную  кастрюлю … и  вооружился  огромной  дубиной  с  шишкой  на  конце, утыканной  острыми  гвоздями.» ( Людоед )

                                          4  гейм. Отгадываем  «Кроссворд»  (  за  каждое  правильно  отгаданное  слово – 1 балл )

Каждая  команда  на  листочке  получает  «Кроссворд». ( время – 5 минут)

Задания по горизонтали:

2.  Родина  Элли. ( Канзас )

4. Вещь, которую  носил  всегда  у  пояса  Железный  Дровосек. ( маслёнка )

6.  Жители  Фиолетовой  страны. ( мигуны )

Задания  по  вертикали:

1. Злая  волшебница, которая  унесла  домик  Элли. ( Гингема )

3.  Эту  вещь  надевали  и  застёгивали  на  замочек  жители  изумрудного  города. ( очки )

4.  Животные, которые  спасли  жизнь  Льва  на  маковом  поле. ( мыши )

5.  Транспортное  средство, которое  использовали  мыши, чтобы  вывезти  Льва  с  макового  поля. ( телега )

                                                     5  гейм. Обобщающий.

А)  Виллина  прочитала  в  волшебной  книге, что  Элли  вернёт  домой  Гудвин, но… если  она  поможет… Кому?

Б)  Найдите  описание  появления  Страшилы  на  свет. Прочитайте.

В)  Заполните  пропуски:  Чучело  имело … и  вместе  с  тем … вид.» ( забавный  и  добродушный )

Г)  Кому  принадлежат  эти  слова: «Что  за  безобразие …! – пожаловался  он. – Разве  можно  подставлять  ноги  порядочной … ( собаке)?»

Д)  Найдите  и  прочитайте  историю  Железного  Дровосека. ( можно  кратко  рассказать )

Е)  «Вдруг  Элли  заметила  впереди  столб  и  на  нём  доску  с  надписью: «Путники  торопитесь! За  поворотом  дороги  исполняются  все  твои  желания.»  Куда  она  попала? ( в  замок  Людоеда )

Ж)  Как  друзьям  удалось  освободиться  от  Людоеда? ( Страшила  упал  ему  на  ноги, а  Железный  Дровосек  разрубил  его  пополам )

И)  Мирная  беседа  была  прервана  громовым  рычанием. И  на  дорогу  выскочил  огромный … (лев)

К)  На  пути  к  Изумрудному  городу  встретился  овраг. Как  путники  его  преодолели? ( Лев  перепрыгивал  его  по  очереди  со  своими  друзьями )

Л)  А  как  наши  друзья  освободились  от  саблезубых  тигров? ( подрубили  дерево  через  овраг )

М) Маковое  поле  оказалось  коварным. Почему? ( всё  живое  на  нём  засыпало )

Н) Почему  королева-мышь  помогла  нашим  героям? ( Железный  дровосек   спас  ей  жизнь: отрубил  голову  дикому  коту, который  гнался  за  ней )

О)  Зачем  всем  жителям  и  путникам  в  Изумрудном  городе  давали  зелёные  очки? ( « без  очков  вас  ослепит  великолепие  города» )

П) В  каком  обличье  предстал  перед  друзьями  Гудвин? ( живая  голова – для  Элли, морская  де      ва – для  Страшилы, чудовищный  зверь – для  Дровосека, огненный  шар – для  Льва)

Р)  У  злой  Бастинды  был  только  один  глаз, но  она  видела  им  так … ( что  не  было  уголка  в  Фиолетовой  стране, который  ускользнул  бы  от  её  острого  взора )

С) Кого  посылала  Бастинда, чтобы  уничтожить  наших  героев? ( 1. Волки – им  Железный  Дровосек  отрубил  головы, 2. Ворон – Страшила  свернул  им  головы, 3. Свирепые  пчёлы – Страшилу  распотрошили  и  накрыли  им  живых, а  об  Железного  Дровосека  пчёлы  ломали  свои  жала, 4. Мигуны – Лев  распугал  их, 5. Летучие  обезьяны. Как  звали  предводителя  летучих  обезьян? ( Уорра )

Т) Что  сделали  Летучие  обезьяны  с  каждым  из  героев?

( 1. Железного  Дровосека  бросили  в  ущелье  2. Страшилу  выпотрошили  и  развеяли  по  ветру  3. Льва  связали  и  отнесли  к  Бастинде  4. Элли  с  Тотошкой  сначала  хотели  убить, но  …Что  её  спасло  от  смерти? ( серебряные  башмачки )

У) Убежать  из  Дворца  Фиолетовой  страны  было  невозможно. Почему? ( его  окружала  стена  с  острыми  гвоздями  на  верху, ворота  запирались  на  ключ, а  ключ – у  Бастинды )

Ф) Бастинда  растаяла  от  … воды. А  как  отплатили   мигуны  за  своё  спасение? ( снова  собрали  Страшилу  и  починили  Железного  Дровосека)

Какаое  волшебное  заклинание  было  на  золотой  шапке? Прочитайте. ( бумбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики  …  + желание )  

Х) Гудвина  разоблачил  Тотошка. Это  оказался  обыкновенный  человек  Джеми  Гудвин. Кем  он  был  по  профессии? ( актёр  и  баллонист )

Ц) Получили  ли  друзья, что  хотели? ( да ) Расскажите  о  том, что  получил  каждый?

Ч) Элли  вернуласьь  домой  с  помощью  доброй  волшебницы  Стеллы  и  …  серебряных  башмачков. А  как  она  это  сделала?

Ш)  Кто  стал  правителем  Изумрудного  города? ( Страшила )

Щ) Железный  Дровосек  отправился  к  …  (  мигунам  в  Фиолетовую  страну )

Э) А  смелый  Лев  …  ( победил  паука-чудовище  и  стал  царём  зверей  в  Чудесном  лесу)

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ  ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

- Из  всех  испытаний  наши  герои  вышли  победителями. Что же  им  помогло?  А  помогло  им :  ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА. ПОДДЕРЖКА.  Значит  эта  сказка  учит  нас  этому. Будем  стараться  поддерживать  друг  друга, выручать  в  трудную  минуту  и  будем  учиться  дружить!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ  К  СКАЗКЕ.

- Восстановите  текст. Расставьте отдельные  строчки  так, чтобы  получился  небольшой  текст  со  смыслом.

А) ЗАГЛУШЕННЫЕ  ЗАРОСЛЯМИ  МАКА.  И  СКОРО  ПУТЕШЕСТВЕННИКИ  ОКАЗАЛИСЬ  СРЕДИ  НЕВООБРАЗИМОГО

Б) ВДЫХАЯ  СЛАДКОВАТЫЙ  УСЫПЛЯЮЩИЙ  АРОМАТ  И  ЛЮБУЯСЬ  ОГРОМНЫМИ  КРАСНЫМИ  ЦВЕТАМИ. ВЕКИ  ЕЁ

В) ЧЕМ  ДАЛЬШЕ  ШЛИ  ПУТНИКИ, ТЕМ  БОЛШЕ  СТАНОВИЛОСЬ  В  ПОЛЕ  МАКОВ. ВСЕ  ДРУГИЕ  ЦВЕТЫ  ИСЧЕЗЛИ

Г)  МАКОВОГО  ПОЛЯ. ЗАПАХ  УСЫПЛЯЕТ, НО  ЭЛЛИ  ЭТОГО  НЕ  ЗНАЛА  И  ПРОДОЛЖАЛА  ИДТИ.  БЕСКОНЕЧНО

Д)  ОТЯЖЕЛЕЛИ, И  ЕЙ  УЖАСНО  ЗАХОТЕЛОСЬ  СПАТЬ. ОДНАКО  ЖЕЛЕЗНЫЙ  ДРОВОСЕК  НЕ  ПОЗВОЛИЛ  ЕЙ  ПРИЛЕЧЬ

-  Восстановите  текст. Расставьте  отдельные  строчки  так, чтобы  получился  небольшой  текст  со  смыслом.

А) КРАСИВЫХ  РОЗОВЫХ , БЕЛЫХ  И  ГОЛУБЫХ  ЦВЕТОВ. В  ВОЗДУХЕ  ПОРХАЛИ

Б) РАССТИЛАЛАСЬ  ЗЕЛЁНАЯ  ЛУЖАЙКА. ПО  КРАЯМ  ЕЁ  РОСЛИ  ДЕРЕВЬЯ  СО

В) КРОШЕЧНЫЕ  ПТИЦЫ, СВЕРКАВШИЕ  ЯРКИМ  ОПЕРЕНИЕМ. НА  ВЕТКАХ

Г) УРАГАН  ЗАНЁС  ДОМИК  В  СТРАНУ  НЕОБЫЧАЙНОЙ  КРАСОТЫ. ВОКРУГ

Д) СПЕЛЫМИ СОЧНЫМИ  ПЛОДАМИ, НА  ПОЛЯНАХ  ВИДНЕЛИСЬ  КЛУМБЫ

Е) КРИЧАЛИ  ВЫСОКИМИ  СТРАННЫМИ  ГОЛОСАМИ. НЕВДАЛЕКЕ  ЖУРЧАЛ  ПРОЗРАЧНЫЙ

Ж) ДЕРЕВЬЕВ  СИДЕЛИ  ЗОЛОТИСТО-ЗЕЛЁНЫЕ  И  КРАСНОГРУДЫЕ  ПОПУГАИ  И

З) ПОТОК. В  ВОДЕ  РЕЗВИЛИСЬ  СЕРЕБРИСТЫЕ  РЫБКИ.

Перед  началом  игры  можно  прочитать  стихотворение:

Ну,  вот  мы  и  снова  у  сказки  в  гостях,

Никто  не  услышит  о  том  в  новостях.

Да, мы  и  не  думали  шум  создавать,

А  будем  тихонько  страницы  листать.

Смеяться  с  героями, переживать,

Грустить, веселиться, о  чуде  мечтать.

И  снова  забудем, дружок,  впопыхах,

Что  чудо-то  держим  с  тобою  в  руках.

- О  каком  чуде  идёт  здесь  речь? ( о  книге )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к уроку внеклассного чтения по книге "Волшебник Изумрудного города"

конспект урока внеклассного чтения и задания для подготовки к уроку...

Идём в Изумрудный город

Экологическае воспитание школьников....

Литературная викторина по книге А. М. ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА»

Литературная викторина по книге  А. М. ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА». Биография писателя....

Урок - викторина "Путешествие в Изумрудный город" по сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Урок-викторина (с презентацией) для закрепления знаний учащихся о сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"...

Викторина по сказке А.Волков «Волшебник Изумрудного города».

Викторина по сказке "Волшебник Изумрудного города" и презентация к уроку внеклассного чтения во 2 классе....

Конспект к уроку внеклассного чтения «Путешествие в волшебную страну» по книге А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Цель: Развивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное. Мультимедийная презентация используется на этапе знакомства с биографией автора. Урок проводится в форме литературного ...