«Русская природа в поэтическом мире Сергея Александровича Есенина»
проект по чтению (3 класс)
Одна из проблем современной школы является приобщение детей к книге, художественной литературе, знакомство с увлекательным миром слова, где формируется полноценная личность ребенка. Главные помощники - родители, учителя, библиотекари. Важно посещать детские библиотеки, в которых собрана вся литература для детей. Мы выбрали путь повышения интереса детей к книге через творчество С.А. Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_rabota.docx | 44.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка
муниципального района Нефтегорский Самарской области
ОКРУЖНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАННИКОВ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Я ПОЗНАЮ МИР»
СЕКЦИЯ «Русский язык и литература»
Тема работы
«Русская природа в поэтическом мире
Сергея Александровича Есенина»
Автор: Юрина Елизавета,
ученица 3 «А» класса
ГБОУ СОШ с. Утёвка
Научный руководитель: Бяшарова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Утёвка
Утёвка, 2020
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………. 3
Основная часть
Глава 1. Биография С.А. Есенина. ……………………………………………………….. 5
Глава 2. Русская природа в поэтическом мире С.А. Есенина. …………………………. 7
2.1. Тематика стихов о природе С.А. Есенина. …………………………………………... 8
2.2. Анкетирование учащихся на вопрос знакомства с творчеством С.А. Есенина. ….. 8
Заключение ………………………………………………………………………………….9
Список литературы ………………………………………………………………………..10
Приложения …………………………………………………………………………………11
РУССКАЯ ПРИРОДА В ПОЭТИЧЕСКОМ МИРЕ
СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА
Душа поэта тонкая струна,
Дотронешься, и зазвенит она.
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.
Введение
Одна из проблем современной школы является приобщение детей к книге, художественной литературе, знакомство с увлекательным миром слова, где формируется полноценная личность ребенка. Главные помощники - родители, учителя, библиотекари. Важно посещать детские библиотеки, в которых собрана вся литература для детей. Мы выбрали путь повышения интереса детей к книге через творчество С.А. Есенина.
Почему выбрана именно эта тема? Потому что нравится поэзия С. Есенина. А еще огромная любовь к природе. Когда я в первый раз прочитала стихотворения, меня они просто поразили. Мне захотелось еще найти и прочитать стихи С.А. Есенина о природе, поделиться с окружающими. Мы постарались изучить достаточно литературы о поэте, о его творчестве, конечно в силу моего возраста, и подготовили эту работу.
На протяжении многих лет в каждой школе нашей страны, несомненно, изучается творчество величайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на формирование личности человека велико. Есенинская поэзия «не так легко доступна», как думает неопытный читатель, можно заблуждаться внешней простотой и ясностью многих стихов поэта. Он загадочен, хотя его философия чаще всего скрыта. Поэт, какой бы темы он не касался, стремился к построению целостного, художественного произведения.
Одна из главных тем поэзии Сергея Есенина - тема русской природы. Можно сказать, что тема Родины у Есенина реализуется, воплощается именно через тему природы, а образ Родины - через образы русской природы: поля, леса, реки, цветы, животных. Лирика поэта, по его собственным словам, «жива одной большой любовью - любовью к родине» и воспитывает самые чистые и высокие нравственные и патриотические чувства. Творчество каждого поэта - это его словесная картина. Великий поэт, отражая жизнь, творит не чисто художественный, а художественно-философский, думающий мир. Он является величайшим поэтом ХХ века, поэтому исследование его творчества только как образно-поэтического мира сегодня недостаточно, его необходимо анализировать на более высоком уровне обобщения. Стихи Есенина - это художественное прочтение человеческой жизни, истории, прекрасной русской природы, человека-труженика, литературы, искусства, слова и образа. Творчество этого поэта будет изучаться всегда, во всех школах нашей страны. Исходя из сказанного, можно считать, что исследование в данном направлении является актуальным.
Цель: Понять отношение поэта С.А. Есенина к родной природе на примерах стихов автора.
Задачи:
- Изучить биографию поэта.
- Подобрать стихи о природе из поэтического цикла С.А. Есенина.
- Научиться выразительно читать стихи.
- Прививать любовь и интерес к книге, поэтическому слову.
- Воспитывать любовь к родному краю, природе.
Гипотеза.
Если стихи С.А. Есенина вызывают высокие чувства любви к природе и, конечно, к Родине, то они актуальны и современны. Если песни, написанные на его стихи, поют и сегодня, и молодые люди интересуются жизнью и творчеством Сергея Есенина, то на вопрос можно ответить утвердительно.
Исходя из сформулированных цели и задач, в работе использовали следующие методы исследования: анализ текста, описание, наблюдение, сопоставление, обобщение.
Глава 1. Биография С.А. Есенина
Сергей Есенин родился селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос и воспитывался в семье деда по матери, редко общаясь с жившими врозь родителями. Ранние духовные впечатления оформляются в атмосфере глубокого народного православия. В то же время воспитывала поэта и улица, давая выход озорству, неуравновешенности его характера.
Учился в Константиновском земском четырехгодичном училище (1904 - 1909), затем в Спас-Клепиковской закрытой церковно-учительской школе (1909 - 1912) и на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. А. Л. Шанявского (1913 - 1914), который не окончил.
Первые поэтические опыты пробуждаются рано. В 1903 - 1904 годах делает первые попытки писать стихи, подражая частушкам. Некоторое время в юности он сочинял, по собственному признанию, «только духовные стихи» и лишь по просьбе школьных товарищей решил «попробовать себя в стихах другого рода».
С августа 1912 г. живет в Москве, работая сначала в лавке у купца (где и отец - приказчиком), а затем в типографии И. Д. Сытина. Здесь в конце 1913 г. сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком и, став вскоре его членом, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро». В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию санитаром. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей.
В начале 1916 г. выходит первая книга С.А. Есенина «Радуница». В 1918 г. в Петрограде выходит вторая книга стихов С.А. Есенина «Голубень», подтвердившая его талант как самобытного поэта крестьянской России.
Живая поэзия С.А Есенина воплощает красоту мира и природы во всех ее проявлениях. С.А. Есенину был присущ феноменальный дар тонко воспринимать едва ощутимые состояния и неуловимо ускользающие мгновения бытия природы.
Поэт слышал и «звон надломленной осоки» и то, как «нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров». Образами природы у С.А. Есенина пронизана и любовная лирика, и женские образы, и Родина.
Последние годы жизни С.А. Есенина были отмечены трагическими противоречиями. Высвобождение из-под власти патриархальной Руси и сближение с цивилизованным миром не только не обогатило, но нанесло немало жесточайших ран самочувствию поэта. Попытка поэта приглядеться к «новизне» послереволюционной деревни утешительных результатов не приносит. В последний период жизни Есенин сознательно отдаляется от деревни - как от чуждой ему советской «нови». Он так и уходит из жизни с поэтическим взором, более обращенным в свой внутренний мир, нежели во внешнюю действительность. Все настойчивее звучит в его поэзии тема приближающейся смерти.
Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Ленинграде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.
Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он оставил богатое поэтическое наследство. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца. Поэтическому дару Есенина дано было славить природу.
Выводом главы стали слова Н. Тихонова: «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии».
Глава 2. Русская природа в поэтическом мире С.А. Есенина.
2.1. Тематика стихов о природе С.А. Есенина.
Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт - лирик. Его творчество стало знаменательной вехой в истории русской поэзии. Он оставил нам чудесное поэтическое наследство. Лирическая поэзия поэта удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов. На его творчестве лежит печать времени. В основе ранней есенинской поэзии лежит любовь к родной земле, к родной природе. Именно к родной земле, крестьянской земле, а не к России с её городами, заводами, фабриками. Очень часто Есенин в своих произведениях обращается к Руси. Первое время он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни. Таковы стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Голубень», «Русь». (Приложение 1). Правда, порой у поэта слышится «тёплая грусть» и «холодная скорбь», когда он встречает крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь углубляет и усиливает его беспредельную любовь к тоскующей сиротливой земле. (Приложение 2).
Россия для С.А. Есенина – Русь, та плодородящая природа, земля, на которой работали его прадеды. Поэтизация родной природы средней полосы России, такая постоянная в поэзии С.А. Есенина, была выражением чувства любви к родной земле. Когда читаешь такие ранние стихотворения, как «Cыплет черёмуха снегом …», «Край любимый! Сердцу снятся…», когда будто наяву видишь поля с их «малиновой ширью», синь озёр и рек, баюкающий «мохнатый лес» с его «стозвоном сосняка», «тропу деревень» с «придорожными травами», нежные русские берёзы с их радостным приветом, поневоле сердце, как и у автора, «васильками светится», и «горит в нем бирюза». (Приложение 3). Начинаешь по-особому трепетно любить эту «страну березового ситца». Образ страны С.А. Есенина невозможно представить без таких всем нам знакомых примет, как «синий плат небес», «солончаковая тоска», «извёстка колоколен» и «берёза – свечка», а в зрелые годы – «костёр рябины красной» и «низкий дом», «в залихватском степном разгоне колокольчик хохочет до слёз». Трудно представить себе Россию Есенина и без такой картины. (Приложение 4).
Рождаясь и вырастая из пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема природы вбирает в себя русские пейзажи и песни, и в поэтическом мире С.А. Есенина эти три понятия: Россия, природа и «песенное слово» – сливаются воедино, поэт слышит или слагает песню «про отчий край и отчий дом», а в это время в тиши полей разносится «рыдалистая дрожь неотлетевших журавлей». Это есенинская Русь. «Это всё, что зовём мы родиной…».
Для Сергея Александровича Есенина Родина - понятие не отвлеченное. Рано покинув родную деревню, поэт навсегда сохранил сыновью преданность ей. Столько в его стихах сокровенного, лично пережитого поэтом, столько исконно русского. Душевного близкого и дорогого каждому из людей, сколько в них радости бытия, благодарности к земле, которая дарует нам жизнь.
Образ матери встречается в творчестве многих поэтов, но самый емкий, самый выразительный образ матери принадлежит Сергею Есенину. У Есенина складывается пронзительно волнующий образ матери. Он всегда словно сказочный. Она выступает как часть природы, окутана ее тайной. Поэт творит образ-символ, истоки которого в русской национальной традиции. Мать становится символом детства, родного дома, очага родной земли, Родины. Мать, Родина и природа у Есенина - понятия неразделимые.
Таковы контуры художественно-литературного мира С.А. Есенина, главными особенностями которого являются противоречивость поведения его персонажей, разнообразие мотивов, сквозных образов и тем, а также борьба противоположных начал: вечного и преходящего, небесного и земного, божественного и дьявольского, нового и старого, городского и деревенского, настоящего и будущего.
Вывод: Природа у С.А. Есенина живая, она словно дышит, движется. Для создания этого волнующего образа поэт использует самые различные приемы, которые будем изучать в дальнейшем. Сергей Александрович Есенин - тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, большой и смелый мастер стиха.
2.2. Анкетирование учащихся на вопрос знакомства с творчеством С.А. Есенина.
Русская классическая поэзия формирует в человеке любовь к родной природе, уважение к родному дому. И именно С.А. Есенин посвятил свое творчество природе, Родине и любви. Я думаю, что творческое наследие С.А. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек – только частица живой природы, не противостоящая, а зависящая от него. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя в природе, как дома. Эти чувства помогут нам сохранить человечность, а значит, и человечество.
Мы провели анкетирование учащихся начальных классов ГБОУ СОШ с. Утёвка и получили следующие результаты:
1 классы (54 учащихся) | 2 классы (52 учащихся) | 3 классы (48 учащихся) | 4 классы (50 учащихся) | |
Знакомы ли вы с творчеством С.А. Есенина? | Да - 4 Нет - 50 | Да - 20 Нет - 32 | Да - 30 Нет - 18 | Да - 47 Нет - 3 |
О чём его стихи? | Знаю - 4 Не знаю - 50 | Знаю - 22 Не знаю - 30 | Знаю - 38 Не знаю - 10 | Знаю - 48 Не знаю - 2 |
Результаты анкетирования (Приложение 5.) показали, что учащиеся первых классов на оба вопроса анкеты ответили одинаково. Учащиеся вторых классов имеют небольшой перевес по второму вопросу. Количество ответов по второму вопросу в третьих классах значительно увеличилось. Хорошее качество ответов наблюдается в четвёртых классах. Следует отметить, что отвечая на второй вопрос, учащиеся опирались на собственные знания. Анкеты оставались на партах анкетируемых. Затем мы прочитали несколько стихов С.А. Есенина. Во многих анкетах появились исправления в положительную сторону. Это позволяет сделать вывод, что учащиеся знакомы со стихами С.А. Есенина, в памяти сохранены незабываемые родные строки.
Вывод: Продолжить работу над стихами С.А. Есенина. Организовать поэтическую гостиную. Провести конкурс рисунков по стихам поэта. Такая работа поможет заинтересовать детей и понять творчество С.А. Есенина, погрузиться в мир эмоций автора.
Заключение
Сергей Александрович Есенин был и остается одним из величайших поэтов. Покинув родной край, он не забывал о своей малой родине. Для С.А. Есенина русская природа - это основной стержень его поэзии от первых строк до последних. Русская поэзия двадцатого века дала миру немало блистательных имен. Но имя С.А. Есенина занимает одно из первых мест. Любовь читателей к поэту невозможно сравнить с популярностью любого другого творца. Дело здесь не в степени славы и привязанности к его творчеству, сам характер любви читателей к С.А. Есенину своеобразен. Дело в том, что оно каким-то особым, тайным и тихий светом озаряет душу человека. Тайна воздействия на человеческое сердце поэтическим словом нашла в Сергее Александровиче Есенине нового, исключительного по силе и умению владеть этим свойством мастера. Лучшие стихи С.А. Есенина запечатлели духовную красоту русского человека. Его емкие ошеломляющие образы - почти всегда настоящее художественное открытие, а строки о природе чуду подобны!
Таким образом, Сергей Александрович Есенин использует в своем художественно-поэтическом мире много образов: образ Родины, матери, времени, крестьянского быта. Но самая яркая и близкая тема для меня это тема природы. Она нитью проходит через всё творчество поэта, является фундаментом, на котором строятся все остальные образы. В дальнейшем мы расширим тему нашего исследования, изучив другие стихи С.А. Есенина и образные средства: метафора, олицетворения, эпитеты, музыкальность и цветопись в стихах поэта.
В ходе работы над проектом мы узнали и сделали вывод:
1. Тематика поэзии Сергея Есенина многообразна, каждый читатель найдет для своей души то, что его больше всего волнует.
2. Ведущей в творчестве является тема природы.
3. Читая стихи Есенина, начинаешь лучше понимать красоту природы, величие России.
4. Лирика Есенина - живая сила, воздействующая на сознание и чувства людей, она помогает стать более гуманными, понять хрупкость земного и бережному отношению ко всему живому на земле.
Список литературы
- Есенин С. Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2,6. М.: Наука - Голос, 1999.
- Есенин С.А. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1, ред. А.А. Козловский, Ю.Л. Прокушев. М.: Правда, 1970, с.3.
- Есенин С.А., Сочинения. // Художественная литература 1988 г.
- Казаков А.Л., Как жил Есенин. // 1991 г.
- Прокушев Ю. С. Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М.: Советская Россия, 1979.
- Хлыстаков Э., Неизвестный С. Есенин. // Москва 1990 г.
- https://ser-esenin.ru/doklady/647-biografiya-esenin-sa.html
Приложение 1.
Нивы сжаты, рощи голы…
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
1917 г.
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
1915 г.
Приложение 2.
Край любимый! Сердцу снятся…
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
1914
Вечер, как сажа…
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
“Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь”.
1914
Зеленая прическа…
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вдохнувши глубко.
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».
1918
Приложение 3.
Буря
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…
Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
1914
Даль подернулась туманом…
Даль подернулась туманом,
Чешет тучи лунный гребень.
Красный вечер за куканом
Расстелил кудрявый бредень.
Под окном от скользких ветел
Перепельи звоны ветра.
Тихий сумрак, ангел теплый,
Напоен нездешним светом.
Сон избы легко и ровно
Хлебным духом сеет притчи.
На сухой соломе в дровнях
Слаще меда пот мужичий.
Чей-то мягкий лик за лесом,
Пахнет вишнями и мохом…
Друг, товарищ и ровесник,
Помолись коровьим вздохам.
1916
Приложение 4.
Ветры, ветры, о снежные ветры…
Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь.
Я хочу быть отроком светлым
Иль цветком с луговой межи.
Я хочу под гудок пастуший
Умереть для себя и для всех.
Колокольчики звездные в уши
Насыпает вечерний снег.
Хороша бестуманная трель его,
Когда топит он боль в пурге.
Я хотел бы стоять, как дерево,
При дороге на одной ноге.
Я хотел бы под конские храпы
Обниматься с соседним кустом.
Подымайте ж вы, лунные лапы,
Мою грусть в небеса ведром.
1919-1920 гг.
Закружилась листва золотая…
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?
1918 г.
Покраснела рябина…
Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
Снова выплыл из рощи
Синим лебедем мрак.
Чудотворные мощи
Он принес на крылах.
Край ты, край мой, родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой,
Ты поник головой.
Встань, пришло исцеленье,
Навестил тебя Спас.
Лебединое пенье
Нежит радугу глаз.
Дня закатного жертва
Искупила весь грех.
Новой свежестью ветра
Пахнет зреющий снег.
Но незримые дрожди
Все теплей и теплей…
Помяну тебя в дождик
Я, Есенин Сергей.
1916 г.
Приложение 5.
Анкета
Здравствуй, друг! Просим тебя ответить на вопросы:
1.Выбери и обведи ответ:
Знакомы ли вы с творчеством С.А. Есенина? ДА НЕТ
2.Выбери и обведи ответ. Если «знаю», поясни.
О чём его стихи? ЗНАЮ. О __________________________________
НЕ ЗНАЮ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Обобщение по разделу: Сергей Александрович Есенин. Проверь себя.
Папка содержит конспект урока литературного чтения....
Сергей Александрович Есенин
Внеклассное мероприятие знакомит детей с жизнью поэта Сергея Есенина....
Сергей Александрович Есенин «Черёмуха». Конспект урока литературного чтения
В изучении нового материала, это непосредственно весь спектр работы над стихотворением «Черёмуха», включая: первичное и вторичное чтение, анализ стихотворения, словарно-орфографическая раб...
Сергей Александрович Есенин
Презентация с использованием фотографий, сделанных в с. Константиново....
Сергей Александрович Есенин
Краткое описание жизни поэта...
Исследовательская работа «Изучаем творчество Сергея Александровича Есенина»
Предмет: литературное чтение Тема: Исследовательская работа «Изучаем творчество Сергея Александровича Есенина» Цель: прикоснуться к неповторимому миру Сергея Александровича Есенина Задачи: расши...
Мультимедийная презентация "Сергей Александрович Есенин: жизнь и судьба"
С детства мне нравилось изучать историю русской и зарубежной литературы. Можно сказать, это мое хобби. Мне всегда достовлял огромное удовольствие процесс знакомства с биографией великих писателей и по...