Сергей Александрович Есенин «Черёмуха». Конспект урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Сайко Анна Григорьевна

В изучении  нового материала, это непосредственно весь спектр работы над стихотворением «Черёмуха», включая: первичное и вторичное  чтение, анализ стихотворения, словарно-орфографическая работа.....

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

Литературное чтение

Класс: № 2 (1-4) УМК «Школа России»

Тема урока: Сергей Александрович Есенин «Черёмуха».                     

Тип урока:   изучение нового материала

Форма проведения урока: урок – путешествие

Тема:  Сергей Александрович Есенин «Черёмуха».

Цель: 1) Познакомить детей с высокохудожественными образцами

               изображения Есениным картины природы;

               учить детей понимать прочитанное, видеть главное.

             

            2) Развивать навыки сознательного, правильного, беглого  

                чтения; умения подбирать нужную интонацию, внимание,  

                образное мышление

             3) Воспитывать  любовь к книге, к Родине, к природе,  

                  поддерживать интерес к чтению.          

Оборудование:

  1. Иллюстрации с изображением картин природы.

             2)  Музыка «Звуки леса».

             3)  Портрет.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

       

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

                                                                             

Дети говорят хором

2.Мотивационный настрой

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

    В добрый лес, могучий лес,

   Полный сказок и чудес.

   Если внимательны будете,  дети,

  Тайны чудесные откроете эти

3. Упражнение в чтении

Микроитог.

 - Итак, начнём нашу разминку.

- -Возьмите таблицы Шульте.

- А теперь, давйте подготовимся с вами к уроку.

 - Для этого мы выполним ряд упражнений.

- А кто напомнит мне, какие ещё упражнения помогают нам перед тем как приступить к чтению?

1. Дыхательная гимнастика

   а) свеча

   б) обрызгать бельё

2.Артикуляционная гимнас-тика

( табл. 5а)

эау- хором

оаы- фронтально

иыэо-чтение на одном дыхании

ияёи – чтение на одном дыхании

ыоиаеэи- пропеть

3. Работа со скороговоркой

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Прочитает скороговорку- Диана.

  • Хором.(вместе)
  • По рядам.
  • Представитель от каждого ряда выходит к доске (награждение).

4.Интонационное чтение. 

    Мы гуляли по весеннему    лесу!?

5.Работа с пословицей.

“На чужой сторонушке рад своей воронушке”

Хорошо. Разминка наша закончилась, переходим к творчеству писателя, к проверке дом.задания

4. Проверка дом. задания

 

Микроитог.

  - Что я задавла на прошлом уроке домой?

- Сейчас я вам прочитаю стих, а вы будиее слушать и проверять себя.

- Почему так назвали?

  • Пара читает у доски, а вы даёте оценку им.

- а у класса есть ли предложения или замечания?

  • Весь класс по  вариантам.(друг, другу)

-Молодцы!  Вы все очень хорошо справились с д/з.

6. Смысловая догадка.

 

Л.С.В.Н.ЦА

С.С.А

Ч.Р.М..А

П.Х.А

 - Угадайте, названия каких деревьев я зашифровала.

- А кто скажет мне, какое из этих деревьев лишнее, тот узнает одно из понравившихся деревьев величайшего из поэтов.

 -А почему оно лишнее?

(Слайд №3- черёмуха )

-А в чём ещё вы видите отличие?

(Слайд №4 –портрет Есенина)

- Кто узнал этого поэта?

-  Какие стихотворения этого поэта мы уже изучили?

 - А сегодня мы продолжим знакомство с его творчеством.

 

прочитать выразительно стихотворениеА.Блока «Ворона».

4.Изучение нового материала

 

Микроитог.

Расскажите, что нового вы узнали о  С.А. Есенине?

 -Кто будет рассказывать первым, я или вы.

 Сергей Александрович Есенин

(1895-1925)

«Есенин- нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня

Весеннее лицо

Овеял ветер нивный

Цветочною пыльцой».

   Поэт прожил на земле до обидного мало, всего  3 десяти-летия. Он писал, что его песня

песня отзовётся  и останется в людских сердцах.

  Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

  В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.

- А Родина для Сергея Есенина это то  место где он родился

  - Послушайте как он пишет о родных местах.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня мне ещё снится  

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

-Вот вы послушали стих, определите, в какой местности находится Родина С.А.Есенина.

(Слайд№6-село Константиново под Рязанью).

- Родина. С детства знакомое и близкое слово.

-С чего же она начинается?

-Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово Родина?

   

 -О чём же пишет поэт?

 (Слайд №5  семья……..)

Значит, в своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.    

Ученик зачитывает краткие биогр. сведения.

Ученик зачитывает стих.

Читает стих, подготовлен - ный

ученик.

Родина

Мама

Семья

Дом

Природа

Река

Любовь

Отечество

Россия

Забота

5.Физминутка.

                 Выросли деревья в поле.

                 Хорошо расти на воле!      (подтягивание)

                Каждое старается,

                 К небу, к солнцу тянется.         ( руки в верх )

                 Вот подул веселый ветер,

                 Закачались тут же ветки.

   ( махи руками )

                 Даже толстые стволы

                 Наклонились до земли.        

( наклоны вперед)

              Вправо-влево, взад-вперед

                 Так деревья ветер гнет.      

 ( наклоны)

             Он их вертит, он их крутит.

                 Да когда же отдых будет?  

 ( вращение туловищем)

                 Ветер стих.  Взошла луна.            Наступила тишина.

6.Первич-

ное воспиятие (учитель).

-Если вы читали внимательно стих Сергея Есенина то, наверное, заметили, что стихи наполнены удивительными красками.

Перечислите их. 

- Какие ещё приемы использует автор, чтобы мы почувствовали радость от вида необыкновенной красоты?)

"

- Подумайте, только ли о природе стихотворение "Черёмуха"?

  • Зелень золотистая
  • Ветки золотистые
  • Зелень пряная
  • Серебрянный ручей

Цветовые эпитеты:

 

(о любви юноши к девушке, черемуха-образ прекрасной девушки, которая расцвела весной, принарядилась, и ее красота покоряет; ручей - образ веселого, шумного, непоседливого юноши, бежит, он очарован черемухой, поэтому поет ей песни).

Микроитог.

- Назовите признаки и действия.

                  Ручей (слайд№6)

  • Маленький                  течёт
  • Серебрянный             бежит
  • Стрящийся               льётся
  •  Шумящий                    шумит
  •  Журчащий                струится
  •   Поющий                    журчит  

                Черёмуха      

  • Красивая         расцветает

(Нарядная,

раскошная)  

  • Цветущая            
  • Душистая                пахнет

(пахучая,                ( благоухает, благоухающая)            радует)

         

Молодцы!    

7. Вторичное чтение детьми + словарная работа

Микроитог.

- А теперь познакомимся поближе с данным стихотворением. (Читает 1ученик)

-Кто знает, что означает черёмуха?

Чтение стихотворения по строфам.  (По мере чтения задаются вопросы)

- Когда расцветает  черёмуха?

— Какая черемуха? (душистая)

— Как понимаете это слово? (ароматная, пахучая, благоухающая)

— Какие ветки?

— Почему?

— О ком можно сказать, что он (она) завил кудри?

— А может ли черемуха завить кудри?

— Почему так говорится в стихотворении?

— Прочитайте еще раз I строфу, постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту черемухи.

— Что себе представили?

Читает вторую строфу…………..

- Как понимаете это слово?

- А почему она не падает

Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. Действие медленное.

Почему?

- А как вы понимаете выражение “зелень пряная”

- А как вы понимаете выражение «сияет в серебре»

— Прочитайте еще раз 2 строфу, постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту росы и зелени.

  -Читаем третью строфу вместе. Мне кажется, это будет самая красивая картинка!

  -Представим, место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.

  Как вы понимаете слово “проталинка”?

 

Как вы понимаете слово «струитися»

 -С каким драгоценным камнем сравнивает автор, ручей?

 

- А теперь выразительно прочитаем.  Голосом выделим главные слова.

Читаем четвертую строфу..

-Как вы понимаете слово «развесившись»

-С каким драгоценным камнем сравнивает автор (с золотом)

 Этот цвет – цвет золота.

   

Пятую строфу читаю сама.

-Как вы понимаете:

  • «волной гремучею»

  • «ветки обдаёт»

.

  • “вкрадчиво” (осторожно, доверительно, любезно).

.

  • «под кручею»

   Обмен впечатлениями

 Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.

 

 - А какими красками передать на картине это настроение? Какие краски вы будете использовать?

.

 - При помощи каких слов поэт передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая).

  -Как называется прием художественного изображения словом: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистый?

 - Что такое эпитет?

 

 Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

 - Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?

 

  Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?

 

Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.

  Весна пришла!

  - Найдите в стихотворении однокоренные слова.

-- Какое время года описано?

-Как и чем вы можете это доказать?

- Какие слова из стихотворения говорят о любви поэта к  русской природе?

Вслух прочитает ………………

  1. Теперь пара.
  2. 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.
  3. А теперь все вместе.
  4. Хором мальчики.
  5. Хором девочки.
  6. Хором плавно.
  7. Все вместе.

-А теперь расскажите друг другу.

- Кто хочет рассказать у доски?

 Остальные расскажут дома своим мамам и папам.

- Упражнение в чтении закончилось, переходим к более трудному заданию. От вас потребуется внимание, наблюдательность, старание.

Словарь

Черёмуха- дерево или кустарник, с белыми душистыми цветками собранными в кисти,а так же чёрные терпкого вкуса ягоды этого дерева.

- весной

Душистая- имеющая приятный силь-

ный запах?

(золотистые)

(от солнца)

Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат её хочется вдыхать полной грудью. Цветы похожи на девичьи кудри.

 

Роса медвяная.

(устаревшее)

Имеющая вкус мёда, приготов-ленная на меду.

Роса вязкая, как мед, поэтому медвяная

Зелень пряная

Острый и ароматный по вкусу запах (аромат цветов)

Сияет в серебре –испускать сияние блестеть

Проталинка-

   Место, где частично растаял снег, и оголилась земля.

Струитися- течь,распространяется струями.

-серебром

со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце

Развесившись-с широкими нависшими ветвями

Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.

Волной гремучею

(устаревшее)

Производящий громкие звуки

Ветки обдаёт

Окатить,облить сразу со всех сторон

Вкрадчиво- старающий вызвать доверие, расположение к себе лестью, притворной любознатель-ностью.

Под кручею-

Крутой спуск,

обрыв.

почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.

Темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую.

 

Эпитеты.

Образное

художественное определение свойств предмета.

Наступила весна и черемуха расцвела).

  • Серебре-серебрянный
  • Золотистые -золотистая
  1. Психологи-ческая пауза

(релаксация)

Закройте глаза…………..

Представьте…………….

10.Работа с учебником

Микроитог.

-Найдите мне строки из стихотворения, где говорится

  • 1ряд (о том, как………….
  • 2ряд  ………….
  • 3 ряд……………
  • В паре………….
  • 4-ми……………..

  - Молодцы! Вы не просто вспомнили строки С.А. Есенина из стихотворения, но и заглянули в мир его поэзии, чтобы понять и почувствовать его.

11. Практичес-кая работа

-А сейчас мне бы хотелось увидеть ваше отношение к поэзии Есенина.

- В своей творческой работе «Я и стихи Есенина». Не забывайте про ключевые слова:

    Вижу, слышу, чувствую

 

Рисуют  под музыку.

12. Итог.

- О каких новых качествах Есенина вы узнали из сегодняшнего урока?

14. Домашнее задание

Выучить наизусть, выразительное  чтение,  (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)

Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...

Сергей Александрович Есенин

Внеклассное мероприятие знакомит детей с жизнью поэта Сергея Есенина....

Сергей Александрович Есенин

Презентация с использованием фотографий, сделанных в с. Константиново....

Сергей Александрович Есенин

Краткое описание жизни поэта...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сергей Александрович Есенин «Черёмуха»" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности посредством изучения и анализа стихотворения «Черёмуха» С.А. Есенина: умение анализиров...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Сергей Александрович Есенин "Бабушкины сказки"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема: «Сергей Александрович Есенин «Бабушкины сказки»»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности посредством изучения ...