4.Изучение нового материала
Микроитог.
|
Расскажите, что нового вы узнали о С.А. Есенине? -Кто будет рассказывать первым, я или вы.
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) «Есенин- нежное имя, Соловьиный звон. Кудрями золотыми Звенел весёлый клён. Из солнечного ливня Весеннее лицо Овеял ветер нивный Цветочною пыльцой».
Поэт прожил на земле до обидного мало, всего 3 десяти-летия. Он писал, что его песня песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом. В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края. - А Родина для Сергея Есенина это то место где он родился
- Послушайте как он пишет о родных местах.
Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда,- Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. До сегодня мне ещё снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес.
-Вот вы послушали стих, определите, в какой местности находится Родина С.А.Есенина. (Слайд№6-село Константиново под Рязанью).
- Родина. С детства знакомое и близкое слово. -С чего же она начинается? -Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово Родина? -О чём же пишет поэт? (Слайд №5 семья……..)
Значит, в своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.
|
Ученик зачитывает краткие биогр. сведения.
Ученик зачитывает стих.
Читает стих, подготовлен - ный ученик.
Родина Мама Семья Дом Природа Река Любовь Отечество Россия Забота
|
6.Первич- ное воспиятие (учитель). | -Если вы читали внимательно стих Сергея Есенина то, наверное, заметили, что стихи наполнены удивительными красками. Перечислите их.
- Какие ещё приемы использует автор, чтобы мы почувствовали радость от вида необыкновенной красоты?) "
- Подумайте, только ли о природе стихотворение "Черёмуха"?
| - Зелень золотистая
- Ветки золотистые
- Зелень пряная
- Серебрянный ручей
Цветовые эпитеты:
(о любви юноши к девушке, черемуха-образ прекрасной девушки, которая расцвела весной, принарядилась, и ее красота покоряет; ручей - образ веселого, шумного, непоседливого юноши, бежит, он очарован черемухой, поэтому поет ей песни).
|
7. Вторичное чтение детьми + словарная работа
Микроитог.
| - А теперь познакомимся поближе с данным стихотворением. (Читает 1ученик)
-Кто знает, что означает черёмуха?
Чтение стихотворения по строфам. (По мере чтения задаются вопросы)
- Когда расцветает черёмуха?
— Какая черемуха? (душистая) — Как понимаете это слово? (ароматная, пахучая, благоухающая)
— Какие ветки? — Почему?
— О ком можно сказать, что он (она) завил кудри?
— А может ли черемуха завить кудри?
— Почему так говорится в стихотворении?
— Прочитайте еще раз I строфу, постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту черемухи.
— Что себе представили?
Читает вторую строфу…………..
- Как понимаете это слово? - А почему она не падает
Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. Действие медленное.
Почему?
- А как вы понимаете выражение “зелень пряная”
- А как вы понимаете выражение «сияет в серебре»
— Прочитайте еще раз 2 строфу, постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту росы и зелени.
-Читаем третью строфу вместе. Мне кажется, это будет самая красивая картинка!
-Представим, место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.
Как вы понимаете слово “проталинка”?
Как вы понимаете слово «струитися»
-С каким драгоценным камнем сравнивает автор, ручей?
- А теперь выразительно прочитаем. Голосом выделим главные слова.
Читаем четвертую строфу..
-Как вы понимаете слово «развесившись»
-С каким драгоценным камнем сравнивает автор (с золотом) Этот цвет – цвет золота.
Пятую строфу читаю сама. -Как вы понимаете:
. - “вкрадчиво” (осторожно, доверительно, любезно).
.
Обмен впечатлениями
Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.
- А какими красками передать на картине это настроение? Какие краски вы будете использовать?
.
- При помощи каких слов поэт передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая).
-Как называется прием художественного изображения словом: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистый?
- Что такое эпитет?
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
- Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?
Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?
Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
Весна пришла!
- Найдите в стихотворении однокоренные слова.
-- Какое время года описано? -Как и чем вы можете это доказать? - Какие слова из стихотворения говорят о любви поэта к русской природе?
Вслух прочитает ……………… - Теперь пара.
- 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.
- А теперь все вместе.
- Хором мальчики.
- Хором девочки.
- Хором плавно.
- Все вместе.
-А теперь расскажите друг другу. - Кто хочет рассказать у доски? Остальные расскажут дома своим мамам и папам.
- Упражнение в чтении закончилось, переходим к более трудному заданию. От вас потребуется внимание, наблюдательность, старание.
| Словарь
Черёмуха- дерево или кустарник, с белыми душистыми цветками собранными в кисти,а так же чёрные терпкого вкуса ягоды этого дерева.
- весной
Душистая- имеющая приятный силь- ный запах?
(золотистые) (от солнца)
Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат её хочется вдыхать полной грудью. Цветы похожи на девичьи кудри.
Роса медвяная. (устаревшее) Имеющая вкус мёда, приготов-ленная на меду.
Роса вязкая, как мед, поэтому медвяная
Зелень пряная Острый и ароматный по вкусу запах (аромат цветов)
Сияет в серебре –испускать сияние блестеть
Проталинка- Место, где частично растаял снег, и оголилась земля.
Струитися- течь,распространяется струями.
-серебром со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце
Развесившись-с широкими нависшими ветвями
Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.
Волной гремучею (устаревшее) Производящий громкие звуки
Ветки обдаёт Окатить,облить сразу со всех сторон
Вкрадчиво- старающий вызвать доверие, расположение к себе лестью, притворной любознатель-ностью.
Под кручею- Крутой спуск, обрыв.
почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.
Темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую.
Эпитеты. Образное художественное определение свойств предмета.
Наступила весна и черемуха расцвела).
- Серебре-серебрянный
- Золотистые -золотистая
|