Использование виртуальных лабораторий в освоении младшими школьниками доступных способов изучения неживой природы
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Кузнецова Лилия Андреевна

Использование виртуальных лабораторий в освоении младшими школьниками доступных способов изучения неживой природы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование виртуальных лабораторий в освоении младшими школьниками доступных способов изучения неживой природы С тудентка РГПУ им. Герцена Факультет Институт детства 1 курса дневного отделения Программа: «Управление качеством начального образования» Алидина Лилия Андреевна

Слайд 2

ФГОС НОО 12.3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир): 4) «Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)…»

Слайд 3

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов раздел «Новая начальная школа 1-4» Интерактив «Загрязнение воздуха» серия заданий для исследования влияния автомобилей и растений на загрязнение воздуха http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09325c01-2008-4961-b343-1de268f16261/index_listing.html модель для исследования влияния разных природных и искусственных объектов на загрязнение воздуха http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/68e5cb08-1989-4301-bbf0-4a90fb53554a/atmosfera_1.swf

Слайд 4

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов раздел «Новая начальная школа 1-4» Интерактив « Загрязнение воздуха » серия заданий для исследования влияния автомобилей и растений на загрязнение воздуха

Слайд 5

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов раздел «Новая начальная школа 1-4» Интерактив « Загрязнение воздуха » модель для исследования влияния разных природных и искусственных объектов на загрязнение воздуха

Слайд 6

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов раздел «Новая начальная школа 1-4» Интерактив «Гроза и молния» ЭОР «Гром и молния» представлен в 3 вариантах: Интерактивная лаборатория, которая позволяет тренироваться в определении расстояния до грозы по разнице во времени между вспышкой молнии и раскатом грома с помощью секундомера http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0062ed4-5bba-46d7-9f8f-69e58c038271/index_listing.html Интерактивная лаборатория, которая позволяет тренироваться в определении расстояния до грозы по разнице во времени между вспышкой молнии и раскатом грома без помощи секундомера http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c6d9ee8-55e1-4859-9045-f130806a637a/index_listing.html Интерактивная лаборатория, которая позволяет тренироваться в определении приближается гроза или удаляется по силе грома http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/96e4e14a-30ca-4696-8c5d-aaf1ff2fc039/index_listing.html

Слайд 7

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов раздел «Новая начальная школа 1-4» Интерактив « Гроза и молния » Интерактивная лаборатория, которая позволяет тренироваться в определении расстояния до грозы по разнице во времени между вспышкой молнии и раскатом грома с помощью секундомера

Слайд 8

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов раздел «Новая начальная школа 1-4» Интерактив « Гроза и молния » Интерактивная лаборатория, которая позволяет тренироваться в определении расстояния до грозы по разнице во времени между вспышкой молнии и раскатом грома без помощи секундомера

Слайд 9

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов раздел «Новая начальная школа 1-4» Интерактив « Гроза и молния » Интерактивная лаборатория, которая позволяет тренироваться в определении приближается гроза или удаляется по силе грома

Слайд 10

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов раздел «Новая начальная школа 1-4» Интерактив « Измерение облачности » Задание на определение облачности с помощью рамки http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d81a16b7-7cdc-42f3-8c13-a1d8ab1e75f0/index_listing.html

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Алидина Лилия 2к УКНО

Использование виртуальных лабораторий в освоении младшими школьниками доступных способов изучения неживой природы

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОС НОО) четко определены  предметные результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Одним из важных предметных результатов в этой предметной области является «освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)».

Знания о реальных природных объектах младшие школьники могут получать, используя методы естественных наук, такие как: наблюдение, опыт, эксперимент моделирование и т.д. Использование данных методов создает благоприятные условия  для познания окружающего мира младшими школьниками. При этом они получают яркие впечатления и обширные знания, личный опыт, которые помогают им научиться видеть и объяснять связи между различными компонентами живой и неживой природы, сформировать свое отношение к различным природным объектам, явлениям и процессам, понять свое место в окружающем мире.

Вышеперечисленные способы изучения неживой природы являются традиционными. Чтобы вызвать интерес у младшего школьника к данным способам изучения, необходимо сделать так, чтоб  они выступали не только как метод изучения, но и как инструмент исследования окружающего мира, который в дальнейшем будет применяться младшим школьником самостоятельно.  Чтобы это сделать,  необходимо данным традиционным способу придать нетрадиционность:  например формальные наблюдения за объектами и явлениями превратить в исследовательскую деятельность, или включить в работу  различные интерактивы (а именно виртуальные лаборатории).

Такие интерактивы, как вирутальные лаборатории интересны как для учителя, так и для учащегося. Они обеспечивают деятельностные формы взаимодействия ребенка с ресурсом. Использование данных интерактивов существенно влияют на повышение качества естественно-научного образования в младшей школе, сделав более наглядными процессы и явления, часто скрытые, опасные и малодоступные для непосредственного наблюдения и изучения ребенком. Виртуальные лаборатории позволяют организовать наблюдение детей, научить их способам постановки и проведения эксперимента.

Для придания нетрадиционности способам изучения неживой природы мы подобрали следующие интерактивы  :(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, раздел «Новая начальная школа 1-4)Гром и молния , Шкала Бофорта, облачность, «Загрязнение воздуха»

Данные информационные ресурсы основываются на имитационном моделировании с аудиовизуальным отражением изменений сущности, внешнего вида или качества природных объектов и процессов, состояний объектов природы, условий протекания природных процессов. Для работы с данными ресурсами на уроках ОМ необходимо скачать материалы порталов на локальный компьютер, разархивировать в отдельную папку каждый модуль, а затем с помощью установленного на локальный компьютер браузера запустить через сеть Интернет.

Рассмотрим ЭОР из Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, раздел «Новая начальная школа 1-4» - интерактивное задание «Загрязнение воздуха». Данный интерактив представлен в 2-х видах:

  • модель для исследования влияния разных природных и искусственных объектов на загрязнение воздуха

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/68e5cb08-1989-4301-bbf0-4a90fb53554a/atmosfera_1.swf

  • серия заданий для исследования влияния автомобилей и растений на загрязнение воздуха

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09325c01-2008-4961-b343-1de268f16261/index_listing.html

В серии заданий учащимся даются 5 различных ситуации с определенными условиями, на основе которых им необходимо стоить свое исследование по проблеме влияния автомобилей и растений на загрязнение воздуха, модель для исследования отличается отсутствием конкретных условий для проведения исследования. Учащимся даются различные природные и искусственные объекты, влияющие на загрязнение воздуха. Им необходимо самостоятельно выбирая различные объекты провести подобное исследование.

Данный интерактив позволяет организовать различные мини-исследования и познакомить учащихся с количественным соотношением загрязнителей и очистителей в природе.

ЭОР «Гром и молния» представлен в 3 вариантах сложности :

  • Интерактивная лаборатория, которая позволяет тренироваться в определении расстояния до грозы по разнице во времени между вспышкой молнии и раскатом грома с помощью секундомера

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0062ed4-5bba-46d7-9f8f-69e58c038271/index_listing.html

  • Интерактивная лаборатория, которая позволяет тренироваться в определении расстояния до грозы по разнице во времени между вспышкой молнии и раскатом грома без помощи секундомера

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c6d9ee8-55e1-4859-9045-f130806a637a/index_listing.html

  • Интерактивная лаборатория, которая позволяет тренироваться в определении приближается гроза или удаляется по силе грома

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/96e4e14a-30ca-4696-8c5d-aaf1ff2fc039/index_listing.html

Данные варианты интерактивной лаборатории «Гром и молния» отличаются по уровню дифференциации. В каждом варианте дается 5 различных ситуаций.

В первом варианте ЭОРа учащимся необходимо определить расстояние до грозы при помощи ориентации на секундомер. Так же на этом уровне дается кнопка для справки (как узнать расстояние до грозы) и кнопка помощи (для подсчета расстояния). На первом варианте у учащихся происходит знакомство способом измерения расстояния до опасного природного явления.

Второй вариант дается уже без секундомера. Учащимся необходимо самостоятельно (без опоры на секундомер) определить время и тем самым вычислить расстояние до грозы. Кнопка помощи подсчета расстояние отсутствует.

Третий вариант интерактивной лаборатории «Гром и молния» позволяет тренироваться в определении приближения и удаления грозы по аудиовизуальным признакам: звуку грома и сверканию молнии.

Данный ЭОР дает возможность познакомить младших школьников с измерением опасного, загадочного и недоступного природного объекта. Так же возможно организовать мини-исследования по данным ЭОРам.

ЭОР «Измерение облачности»  знакомит учащихся со способом измерения облачности с помощью палетки. Провести данное измерение можно непосредственно в природных условиях, но проведение измерения при помощи ЭОР отличается от непосредственного измерения в природе : во время измерения в природе могут элементарно трястись руки с палеткой, а при помощи данного ЭОР эта проблема отпадает.

В данном ЭОР так же представлено 5 различных ситуаций для тренировки и обучения измерения облачности.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d81a16b7-7cdc-42f3-8c13-a1d8ab1e75f0/index_listing.html

Подобные ЭОР удачны для организации самостоятельной уч-позн и исследовательской деятельности учащихся на уроке, во внеурочн работе и при выполнении мл шк домашних заданий.

С помощью данных интерактивов любой учитель сможет сделать обычный урок по освоению способов изучения неживой природы для младшего школьника  настоящим захватывающим исследованием, в котором младший школьник откроет для себя много нового, когда то недоступного и незнакомого для него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение младшими школьниками лексическими средствами выразительности в письменной речи.

Развитие умения использовать лексические средства выразительности....

К ПРОБЛЕМЕ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УМЕНИЕМ УЧИТЬСЯ

Статья к конференции по К.Д.Ушинскому....

Современный инструментарий оценки освоения младшими школьниками универсальных учебных действий

В материале описан опыт работы по оценке регулятивных УУД младших школьников...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя н...

Петербургский текст как ресурс освоения младшими школьниками культурно-образовательной среды города

В статье рассматривается вопрос о влиянии художественной литературы и  культурно – образовательной среды Санкт-Петербурга на развитие личности младших школьников. Автор предлагает через изу...