Саша Чёрный "Летом"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festival_pedagogicheskih_idey.docx | 375.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Титово
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
Саша Чёрный «Летом». Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла.
Выполнила: Кирилкина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
Титово
2021г
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ: литературное чтение
ТЕМА: Саша Чёрный «Летом». Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла.
КЛАСС: 3
ОС: Перспектива
ТИП УРОКА: урок контроля и оценки
ЦЕЛЬ ТЕМЫ: через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения учащимися известным способом действия (выразительное чтение как интерпретация) и понимания границ его применения.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- формирование умения анализировать и интерпретировать стихотворение, наблюдать и открывать самостоятельно изобразительные авторские средства;
- формирование личностных качеств читателя, способного оценивать индивидуальный авторский стиль, настроение, отношение к изображаемому в произведении;
- формирование регулятивных и универсальных действий:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: речевые звенья, ключевые слова, настроение, тон, темп, интонация.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
- Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.
- Постановка учебной задачи
- Решение 1-й частной задачи
- Решение 2-й частной задачи
- Решение 3-й частной задачи
- Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения
- Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Литературное чтение Развитие речи | Информационный ресурс 1) Учебник Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 3 класс часть 2. 2) Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение». 3) Е.И. Матвеева «Деятельностный подход к обучению в начальной школе». 4) Е. И. Матвеева «Критериальное оценивание в начальной школе». Демонстрационный ресурс 1.Памятка для составления партитуры
2. Модели жанров произведений - сказка - пословица - рассказ - загадка - стихотворение Интерактивный ресурс Электронное приложение к уроку |
индивидуальная
парная
групповая
|
ХОД УРОКА
1. Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.
2. Постановка учебной задачи
Цели деятельности | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
| - А вы смогли бы прочитать это стихотворение выразительно? - Нет. Мы ещё не поработали с произведением, не обсудили замысел автора. Думаю, что сразу его прочитать выразительно будет трудно. - Как вы думаете, какое задание я хочу предложить сегодня на уроке? Обсудите это в паре. - Мы думаем, что сегодня должны будем показать, как сами умеем читать выразительно. Но для этого надо сначала поработать над стихотворением. - Действительно, сегодня на уроке мы продолжим учиться читать выразительно. Но читать не просто текст, а стихотворное произведение. Ведь именно чтение, исполнение может выразить авторский замысел. - Что вы предлагаете сделать для того, чтобы подготовить выразительное исполнение произведения? Составить партитуру текста. Прочитать текст по партитуре. - Что значит составить партитуру? (Это значит выделить речевые звенья и ключевые слова). 1.Памятка для составления партитуры
|
|
3. Решение 1-й частной задачи
Цели деятельности | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
| - На какие речевые звенья мы поделим это стихотворение? (1 абзац, 2 абзац, 3 абзац, 4 абзац, 5 абзац). - Обозначьте знаком / между ними. -В каждой синтагме подчеркнём ключевые слова. - Предлагаю вам перечитать стихотворение для себя, а затем в парах обсудить, с каким настроением автор создавал это произведение? - Как определить настроение стихотворения? Надо найти слова-настроения. В течение обсуждения учитель заполняет на доске схему, а учащиеся в рабочих листах. - Найдите слова-настроения. 1часть – на полной воле, 2 часть – бежит тропинка, 3 часть – благодать, 4 часть – мальчишки все в пруду, 5 часть – руки вытяну – и к ним. -Так с каким настроением, по-вашему, автор создавал это произведение? А поможет нам в этом словарь настроений из справочника «Моя шкатулка», авторы О.Н. Бершанская, Г.Д. Дегтерёва. Беззаботное, весёлое, добродушное, игривое, лёгкое, лукавое, умилённое, шаловливое, радостное. - Итак, делаем первый важный вывод для исполнения, какое авторское настроение будем отражать при чтении? Надо постараться создать добродушное, умилённое настроение во время чтения. | Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания |
4. Решение 2-й частной задачи. Выступления представителей групп.
Цели деятельности | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
| - Настроение мы определили, может быть, вы уже готовы читать выразительно? Нет. Мы не решили, какой надо выбрать темп для чтения. - Раз вы решили, что надо ещё поработать, давайте вспомним, а что отличает стихотворный текст от прозаического? В стихотворении есть рифма. Обязательным в стихах является ритм. - Действительно, ритм и рифма отличают стихотворную речь. Я предлагаю вам понаблюдать над ритмом и рифмой в этом произведении. И это мы сделаем в группах. Задание 1 для групповой работы:
Планируемый ответ по заданию1. - Мы выделили следующие рифмы в этом произведении:
- Логическое ударение падает почти на все рифмы. Задание 2 для групповой работы
Планируемый ответ по заданию 2 - Строки стихотворения разной длины, состоят из 3 и более слов. Строки из 3-х слов читать легче, потому что так понятнее, где делать паузы. Темп стихотворения – плавный. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
5. Решение 3-й учебной задачи
Цели деятельности | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||
| - По смыслу произведение условно делится на части: рассказ о поле и природе, которая раскинулась неподалеку, рассказ о пруде, рассказ лирического героя о мальчишках и его желание присоединиться к ним. В течение обсуждения учитель заполняет на доске схему. Она получается такой: Слова-настроения на полной воле бежит тропинка благодать все в пруде руки вытяну – и к ним настроение тон темп добродушное тихий плавный умилённое Перечитывая выбранное произведение, найдите и назовите все изобразительные средства, которые помогли автору создать образ природы. Заполните таблицу.
Но вначале воспользуемся литературными подсказками: Сравнение – образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, явления с целью пояснить один из них при помощи другого. Эпитет – слово, прилагаемое к названию предмета или явления, чтобы выделить, подчеркнуть и красочно, образно обозначить его признак. Олицетворение – слово или выражение, изображающее неодушевлённый предмет как одушевлённый. Метафора –слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. - Сумели мы определить настроение, тон, темп каждой строфы? Да, мы определили. - Теперь мы можем прочитать стихотворение выразительно? Да. Коллективное чтение стихотворения: по одному представителю от каждой группы выходят для чтения своей строфы. Таким образом звучит всё стихотворение. |
проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований.
принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания |
6. Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения
Цели деятельности | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
| Учитель раздаёт заготовки оценочных таблиц. Учащиеся выполняют задание по оформлению оценочных таблиц индивидуально. Один ученик работает за компьютером и проецирует на интерактивной доске. Заготовка оценочной таблицы
|
|
7. Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения
- Мы договорились, по каким критериям будем оценивать чтение. Прочитайте стихотворение выразительно и оцените исполнение.
- Что помогло нам выполнить учебную задачу? Умение выделять речевые звенья, ключевые слова, определять настроение, темп, тон чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе.Саша Черный "Дневник фокса Микки"
Урок осердечивания, главной целью которого является воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения....
Все любят праздник ёлки Есаков Никита,Мачеева Милена,Столярова Алёна,Брыксина Полина,Малик Саша,Чинилина Дарья.
Коллективная работа выполнена на уроке трудового обучения. Дети работали по группам, кто-то лепил, кто-то вырезал из бумаги хоровод, а другие делали аппликацию. Работали все с интересом, помогая друг ...
Творчество Саши Черного. Что ты тискаешь утенка?
Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный "Что ты тискаешь утенка?"...
Саша Черный
О жизни и творчестве Саши Черного...
Тема Николай Алексеевич Некрасов «В зимние сумерки…» (отрывок из поэмы «Саша»)
Конспект урока по чтнению второй класс...
УРОК ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ сАША - ДРАЗНИЛКА
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ...
Н.А. Артюхова "Саша - дразнилка"
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по учебнику Горецкого В.Г. ...