Саша Чёрный "Летом"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Кирилкина Елена Владимировна

Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_pedagogicheskih_idey.docx375.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Титово

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

Саша Чёрный «Летом».  Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла.

Выполнила: Кирилкина Елена Владимировна,

                                                                                                                                      учитель начальных классов

Титово

2021г

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: литературное чтение

ТЕМА: Саша Чёрный «Летом».  Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла.

КЛАСС: 3

ОС: Перспектива

ТИП УРОКА: урок контроля и оценки

ЦЕЛЬ ТЕМЫ: через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения учащимися известным способом действия (выразительное чтение как интерпретация) и понимания границ его применения.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • формирование умения анализировать и интерпретировать стихотворение, наблюдать и открывать самостоятельно изобразительные авторские средства;
  • формирование личностных качеств читателя, способного оценивать индивидуальный авторский стиль, настроение, отношение к изображаемому в произведении;
  • формирование регулятивных и универсальных действий:
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: речевые звенья, ключевые слова, настроение, тон, темп, интонация.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  • Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.
  • Постановка учебной задачи
  •  Решение 1-й частной задачи
  • Решение 2-й частной задачи
  • Решение 3-й частной задачи
  • Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения
  • Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные  связи

Ресурсы

Формы  работы

Литературное  чтение      Развитие речи

Информационный ресурс

1) Учебник Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская,

В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 3 класс часть 2.

2) Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение».

3)  Е.И. Матвеева «Деятельностный подход к обучению в начальной школе».

4) Е. И. Матвеева «Критериальное оценивание в начальной школе».

Демонстрационный ресурс

1.Памятка для составления партитуры

  • Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья).
  • Обозначь знаком / или // паузы между ними.
  • В каждой синтагме подчеркни ключевые слова.
  • Отметь особую интонацию в конце каждого высказывания

2. Модели жанров произведений

                  - сказка                            - пословицаhttps://photomal.com/wp-content/uploads/2017/04/the-riddler-border-768x768.png

                  - рассказ                            - загадка

                  - стихотворение

Интерактивный ресурс

Электронное приложение к уроку

     

    индивидуальная

     

         парная

         

       групповая

       

ХОД УРОКА

1. Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Мотивационная         (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);
  • Информационная               (вызов на «поверхность» имеющихся знаний            по теме);
  • Коммуникационная     (бесконфликтный обмен мнениями).

Работа в рабочих листах

Тема:                                                                                              

   

  1. Рассмотрите таблицы. Прочтите имя и фамилию автора по направлениям стрелок. Определи первую часть урока.    

                                                   

 

   

П

А

Л

Щ

Н

Р

О

А

Ш

И

Й

Ы

Ю

Д

С

Т

В

У

Ц

Ё

Ч

     

  1. Собери название произведения с кленовых листочков https://i0.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpghttps://i0.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpghttps://i0.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpghttps://i0.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpghttps://i0.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpghttp://churiki.internet-marketolog-seo.ru/files/raskraski/files/dubovyy-list-dlya-malyshey.jpghttp://www.dvaporosenka.ru/images/dereviya-raskraski/listya-berezi-raskraska-dlya-detey/listya-berezi6.gif

http://churiki.internet-marketolog-seo.ru/files/raskraski/files/dubovyy-list-dlya-malyshey.jpghttps://2raskraski.ru/wp-content/uploads/listya-47.jpghttps://2raskraski.ru/wp-content/uploads/listya-47.jpg

        Л        О       Е        Д        Т      У      О       Р      М      А

Впишите части темы в прямоугольники: имя и фамилию автора-в верхний прямоугольник, названия произведения – в нижний. Назовите тему урока: Саша Чёрный «Летом»    

  1. Определите жанр произведения по опорным словам: рифма, короткая строка, ритм, выражение переживаний, чувств.  

Обозначь жанр произведения моделью. Нарисуй модель в рамочке в верхнем правом углу страницы.   https://photomal.com/wp-content/uploads/2017/04/the-riddler-border-768x768.png

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2. Постановка учебной задачи

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- А вы смогли бы прочитать это стихотворение выразительно?    

- Нет. Мы ещё не поработали с произведением, не обсудили замысел автора. Думаю, что сразу его прочитать выразительно будет трудно.

- Как вы думаете, какое задание я хочу предложить сегодня на уроке? Обсудите это в паре.

- Мы думаем, что сегодня должны будем показать, как сами умеем читать выразительно. Но для этого надо сначала поработать над стихотворением.

- Действительно, сегодня на уроке мы продолжим учиться читать выразительно. Но читать не просто текст, а стихотворное произведение. Ведь именно чтение, исполнение может выразить авторский замысел.

- Что вы предлагаете сделать для того, чтобы подготовить выразительное исполнение произведения?

Составить партитуру текста. Прочитать текст по партитуре.

- Что значит составить партитуру? (Это значит выделить речевые звенья и ключевые слова).

1.Памятка для составления партитуры

  • Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья).
  • Обозначь знаком / или // паузы между ними.
  • В каждой синтагме подчеркни ключевые слова.
  • Отметь особую интонацию в конце каждого высказывания
  • Отметь особую интонацию внутри высказывания
  • умение структурировать знания;
  • постановка и формулирование проблемы;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

3. Решение 1-й частной задачи

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Дать возможность детям рассуждать самим и лишь направлять их ответы, выделять, усиливать правильные, точные ответы, поддерживать детский поиск.

- На какие речевые звенья мы поделим это стихотворение?                                       (1 абзац, 2 абзац, 3 абзац, 4 абзац, 5 абзац).

- Обозначьте знаком / между ними.

-В каждой синтагме подчеркнём ключевые слова.

- Предлагаю вам перечитать стихотворение для себя, а затем в парах обсудить, с каким настроением автор создавал это произведение?

- Как определить настроение стихотворения? Надо найти слова-настроения.

В течение обсуждения учитель заполняет на доске схему, а учащиеся в рабочих листах.

- Найдите слова-настроения. 1часть – на полной воле, 2 часть – бежит тропинка, 3 часть – благодать, 4 часть – мальчишки все в пруду, 5 часть – руки вытяну – и к ним.

-Так с каким настроением, по-вашему, автор создавал это произведение? А поможет нам в этом словарь настроений из справочника «Моя шкатулка», авторы О.Н. Бершанская, Г.Д. Дегтерёва.

Беззаботное, весёлое, добродушное, игривое, лёгкое, лукавое, умилённое, шаловливое, радостное.

- Итак, делаем первый важный вывод для исполнения, какое авторское настроение будем отражать при чтении?  Надо постараться создать добродушное, умилённое настроение во время чтения.

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты исследований.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания

4. Решение 2-й частной задачи. Выступления представителей групп.

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Организовать обсуждение в группах.
  • Сравнить 2 варианта выполнения одного и того же задания и определиться с правильным ответом.
  • Учить оценивать ответ своих товарищей, соглашаясь или не соглашаясь, приводя свои доводы.

- Настроение мы определили, может быть, вы уже готовы читать выразительно? Нет. Мы не решили, какой надо выбрать темп для чтения.

- Раз вы решили, что надо ещё поработать, давайте вспомним, а что отличает стихотворный текст от прозаического?

В стихотворении есть рифма. Обязательным в стихах является ритм.

- Действительно, ритм и рифма отличают стихотворную речь. Я предлагаю вам понаблюдать над ритмом и рифмой в этом произведении. И это мы сделаем в группах.

        Задание 1 для групповой работы:

  • Перечитайте стихотворение.
  • Выделите все рифмы в этом произведении.
  • Обратите внимание на то, все ли строки стихотворения рифмуются?
  • На какие рифмы падает логическое ударение?

Планируемый ответ по заданию1.

- Мы выделили следующие рифмы в этом произведении:

  • на воле /поле
  • ветер-самолёт/ цветёт
  • рябинка/ тропинка
  • в ладу /к пруду
  • толстуха-мать/благодать
  • к воде/ в пруде
  • полоской/берёзкой

- Логическое ударение падает почти на все рифмы.

Задание 2 для групповой работы

  • Перечитайте стихотворение.
  • Обратите внимание на то, каковы строки стихотворения по длине?
  • Вспомните, каким может быть темп? Определите темп этого стихотворения.

Планируемый ответ по заданию 2

- Строки стихотворения разной длины, состоят из 3 и более слов.  Строки из 3-х слов читать легче, потому что так понятнее, где делать паузы. Темп стихотворения – плавный.

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии,

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Личностные:

применять правила делового сотрудничества.

5. Решение 3-й учебной задачи

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Информационная (получение новой информации по теме);
  • Систематизационная    (классификация полученной информации по категориям знания);
  • Мотивационная                   (сохранение интереса к изучаемой теме).

- По смыслу произведение условно делится на части: рассказ о поле и природе, которая раскинулась неподалеку, рассказ о пруде, рассказ лирического героя о мальчишках и его желание присоединиться к ним.

В течение обсуждения учитель заполняет на доске схему. Она получается такой:

                                        Слова-настроения

                                         на полной воле

                                         бежит тропинка

                                         благодать

                                         все в пруде

                                         руки вытяну – и к ним

настроение                        тон                               темп

добродушное                    тихий                         плавный

умилённое

Перечитывая выбранное произведение, найдите и назовите все изобразительные средства, которые помогли автору создать образ природы. Заполните таблицу.

Название изобразительного средства

Примеры из текста

Помета о выполнении

эпитет

Ветер-самолёт, картофельное поле, студёный пруд, толстуха-мать.

олицетворение

Веет ветер, солнце брызнуло, рябинка не в ладу, бежит тропинка, облака плывут, тени вьются.

сравнение

Ветер – самолёт; синеет круглой чашкой; вьются, словно дым.

Но вначале воспользуемся литературными подсказками:

Сравнение – образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, явления с целью пояснить один из них при помощи другого.

Эпитет – слово, прилагаемое к названию предмета или явления, чтобы выделить, подчеркнуть и красочно, образно обозначить его признак.

Олицетворение – слово или выражение, изображающее неодушевлённый предмет как одушевлённый.

Метафора –слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

- Сумели мы определить настроение, тон, темп каждой строфы? Да, мы определили.

- Теперь мы можем прочитать стихотворение выразительно? Да.

Коллективное чтение стихотворения: по одному представителю от каждой группы выходят для чтения своей строфы. Таким образом звучит всё стихотворение.

  • Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.

  • Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты исследований.

  • Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания

6. Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Формировать действия контроля и оценки на основе выделенных критериев

Учитель раздаёт заготовки оценочных таблиц. Учащиеся выполняют задание по оформлению оценочных таблиц индивидуально. Один ученик работает за компьютером и проецирует на интерактивной доске.

Заготовка оценочной таблицы

Критерии выразительного чтения

Самооценка

Оценка учителя

1) Представлены…………………

2) Точное знание………………..

3) Выделены ключевые слова…..

Расставлены……………………..

4) Тон……………………………

Темп…………………………….

Ритм……………………………..

5) Настроение…………………..

  • Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

7. Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения

- Мы договорились, по каким критериям будем оценивать чтение. Прочитайте стихотворение выразительно и оцените исполнение.

- Что помогло нам выполнить учебную задачу? Умение выделять речевые звенья, ключевые слова, определять настроение, темп, тон чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе.Саша Черный "Дневник фокса Микки"

Урок осердечивания, главной целью которого является воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения....

Все любят праздник ёлки Есаков Никита,Мачеева Милена,Столярова Алёна,Брыксина Полина,Малик Саша,Чинилина Дарья.

Коллективная работа выполнена на уроке трудового обучения. Дети работали по группам, кто-то лепил, кто-то вырезал из бумаги хоровод, а другие делали аппликацию. Работали все с интересом, помогая друг ...

Творчество Саши Черного. Что ты тискаешь утенка?

Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный  "Что ты тискаешь утенка?"...

Саша Черный

О жизни и творчестве Саши Черного...

УРОК ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ сАША - ДРАЗНИЛКА

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ...

Н.А. Артюхова "Саша - дразнилка"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по учебнику Горецкого В.Г. ...