Н.А. Артюхова "Саша - дразнилка"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Аносова Вера Александровна

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по учебнику Горецкого В.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_v_1_klasse.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка»

 (1 класс)

Цель: Познакомиться с произведением Н. Артюховой «Саша – дразнилка» и с биографическими сведениями автора.

Решаемые проблемы:

  1. Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, активизировать “вдумчивое чтение”.
  2. Учиться работать с текстом, делить его на части.
  3. Развивать умение анализировать произведение, творческие способности, речь, память, мышление.
  4. Средствами урока воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Научиться читать юмористические произведения, передавая их настроение.
  2. Объяснять смысл названия произведения.
  3. Находить слова, которые отражают характер героя.

УУД:    Р. Умение учиться по предложенному учителем плану.

             П. Находить ответы на вопросы в тексте.

                  Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

       К. Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), высказывать свою точку зрения.    

       Л. Проявление интереса к книгам и героям Н.М. Артюховой.

Оборудование:

  1. компьютерная презентация по теме урока
  2. тест
  3. рассказ Артюховой «Саша – дразнилка»
  4. карточки -помощники

Ход урока

Орг. момент. Организация детей  Слайд 1

Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

- Садитесь, пожалуйста. (Слайд 2)

  1. вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения.
  2. в конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?

Подготовительная работа к восприятию литературного произведения. 

- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? Поднимите, пожалуйста, руки.

-Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)

Слайд № 3– Словарь настроения.

 - Познакомьтесь со словарём настроения и скажите, какие слова из словаря вы не назвали?

Обидно                                          Возмущён

Стыдно                                          Рассержен  

Страшно                                        Сердит

Тяжело                                           Обижен

Неловко                                          Печален  

Неприятно                                      Грустно

-  Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой? (варианты детей) 

Слайд 4 – Прочитайте правила дружбы и скажите, какие советы не были названы вами?

- Убери из речи плохие слова. 
- Клички используй только для животных. 
- Перестань обижаться. 
- Не дразнись сам. 
-
Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Актуализация новых знаний. Постановка целей урока.

- А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой “Саша-дразнилка”, в котором мы  найдём  ответ на этот вопрос.

Слайд 5.

- Послушайте, я немного расскажу о писательнице: (Слайд 6)

Н.М.Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь 89 лет. Умерла она в 1990 году.

Нина Михайловна была дочерью известного купца Мих. Ив. Сабашникова. Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей.

- Итак, как называется рассказ, с  которым  мы познакомимся  сегодня?  (Слайд 7)

Работа в парах

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?

Словарная работа

- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:

Слайд 8

ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

“Дразнилка” - человек, который дразнит другого.

Что общего между этими словами? (корень)

Как называются такие слова? (однокоренные)

Подберите синонимы к слову «дразнить». Слайд 9

Первичное восприятие

- Наконец настало время познакомиться с рассказом Н.М.Артюховой “Саша-дразнилка”.

- Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос:          - Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?)

- Тема произведения? (о детях)

-Кто автор этого произведения? Что вы запомнили о Н.М. Артюховой?

- Жанр произведения? (рассказ)  Докажите.

- А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.

Слайды 10 -14

1. Как звали сестру Саши?

А) Лена                        Б) Люся                          В) Ляля

2. Какой совет дал папа дочке?

А) отойди                      Б) не дразнись                      В) тоже дразнись

3.Ребята сидели за столом и …

А) завтракали           Б) обедали                В) ужинали

4. Саша хотел подвесить куклу к …

А) кровати             Б) форточке                  В) люстре

5.От удивления Саша …

А) захлебнулся                 Б) поперхнулся                В) раскрыл рот

6. По мнению Саши, девчонки …

А) трусихи и злюки                  Б) зануды и плаксы        В) трусихи и плаксы

7. Мальчик считал. Что у него больше …

А) апельсин                    Б) мандарин                    В) яблоко

Восстановление последовательности событий.

- Укажите, в каком порядке происходили события?

Слайд 15

  1. Я её дразню, а она не дразнится.
  2. Ребята сидели за столом и завтракали.
  3. Меня Саша дразнит.

- Прежде чем начать выполнять следующее задание, давайте отдохнём.

Физ. Минутка «На лугу»

Вторичный синтез. Работа с учебником

- Сейчас поработаем с учебником, откройте стр.9.

- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)

- Первую часть прочитайте жужжащим чтением и скажите, какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру)

- А какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)

Словарная работа

- Прежде чем прочитать II часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов.

I в. – читает по слогам орфографически,

II в. – читает плавно орфоэпически

Слайд 16.

  1. Завт-ра-ка-ли           - завтракали
  2. По-перх-нул-ся         - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)
  3. Нас-морк                   - насморк
  4. Дро-жа-щим            - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)
  5. Поп-рав-ляй-ся          - поправляйся

-Давайте вспомним, какие правила орфоэпического чтения вы здесь использовали? Докажите.

- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.

(Чтение второй части учащимися)

- Понравилось чтение? (да)

- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)

Физминутка. Эмоциональная окраска

- А сейчас встаньте, выйдете из-за парт.

- Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…

- Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…

- У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…

- У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)

- Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь.

Работа с учебником

- А сейчас, давайте дочитаем рассказ до конца, начинаем со слов “Тут Саша…” читать будет (ученик), а вы подумайте над вопросом:

-Помог ли папин совет Ляле? (Да.)

-Почему заплакал Саша? (было обидно)

-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание)

Слайд 17 (работа с заголовком)

- Прочитайте и выберите другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения.

  1. Не дразнись.
  2. Брат и сестра.
  3. Папин совет.
  4. Трусиха и плакса.

Работа над иллюстрацией. Работа в группах

- Вы попытались изобразить, как дразнился Саша, а сейчас объединитесь в группы и рассмотрите иллюстрацию на стр. 11: Слайд 18

Слайд 19.

1 гр. ответит на вопрос: - Кто изображен на иллюстрации? (мама, Ляля, Саша) Как художник изобразил кошку?

2 гр. – Как художник нарисовал маму? (ответы детей)

3 гр. – Как выглядит Саша? (ответы детей)

4 гр. – Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей)

5 гр. – Зачитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (к 3-ей части)

Домашнее задание

Слайд 20

- На стр. 10 внизу есть две пословицы, дома вы их внимательно прочитайте и подумайте, подходят ли они к рассказу “Саша-дразнилка”? На следующем уроке чтения ответите.

I в. – Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

II в. – Смеётся тот, кто смеётся последним. (Говорится эта пословица тому участнику спора, кто высмеивает, критикует другого, а сам может оказаться неправ).

- А чтобы ответить на вопросы вам надо будет ещё раз перечитать текст.

Итог

- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)

- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)

- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)

Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!

Рефлексия. Слайд 21.

- Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.  

Слайд 22
Продолжи : 
Я хочу поделиться своими мыслями: 

- на уроке я узнал (а)…

- на уроке я учился (лась)…

- на уроке мне понравилось…

Слайд 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Колыбельные, пестушки, дразнилки, прибаутки".

С чего начинается Родина? С маминой колыбельной песни, пестушки, прибаутки. Толковый словарь Даля и представленный репертуар обогатят музыкальные представления и понятийный словарь ученика коррекционн...

УРОК ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ сАША - ДРАЗНИЛКА

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ...

Урок литературного чтения в 1 классе. Н.Артюхова. Саша-дразнилка.

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК "Школа России"....

презентация к уроку литературного чтения в 1 классе Н.М.Артюхова "Саша-дразнилка"

Данная презентация поможет в проведении урока литературного чтения с использованием современных образовательных технологий.Её также можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероп...

Конспект урока литературного чтения по теме:"Дразнить - нехорошо!" Н. Артюхова "Саша - дразнилка"

Разработка урока литературного чтения  в 1 классе (УМК "Школа России") по теме: "Дразнить - нехорошо!" Н. Артюхова "Саша - дразнилка"....

Урок по литературному чтению для 1 класса по теме: "Дразнилка, прибаутка или небылица?"..

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса составлена по УМК "Перспективная начальная школа". Учебник "Литературное чтение, 1 класс". Автор учебника Т.Н.Чуракова....