Проблема семейных конфликтов в зарубежных произведениях
статья по чтению
Предварительный просмотр:
Проблема семейных конфликтов в зарубежных произведениях
Литература для детей и подростков всегда старается затронуть актуальные проблемы современного социума. Детские писатели исходят не только из идеалов и нормативов (как должно быть), но и из реалий жизни. Это не отменяет неизменного правила детской литературы: текст, обращенный к ребенку, призван искать выходы из конфликтных ситуаций и давать позитивные ответы на сложные проблемы. Современная зарубежная литература для детей имеет большой опыт такого конструктивного подхода. Острая проблемность зарубежных книг смущает (а порой возмущает) российского читателя, о чем свидетельствуют отзывы на интернет-сайтах и обсуждения на форумах.
Проблемы, рассматриваемые современной зарубежной детской литературой, обширны: непонимание друг друга, одиночество, тяжелые болезни и т. п. Самой важной для детской литературы темой являются отношения в семье. Для современной семьи типичным злом стали конфликты между родителями, приводящие к распаду семьи. Эту драматическую ситуацию нелегко пережить детям, которые зачастую становятся свидетелями разлук и измен. Герой повести «Само собой и вообще» австрийской писательницы Кристины Нестлингер говорит: «Я просто представить себе не могу, чтобы мама так спокойно приняла тот факт, что ее старший сын знает о шашнях своего отца. Она не такая! В этом-то и заключается моя проблема!» [1, с.2].
Кристине Нёстлингер принадлежит к авторам, которые пишут для детей на самые злободневные проблемы. По мнению одного из критиков, «вряд ли найдется еще один автор, который, как она <...>, с первых публикаций до такой степени возбуждал бы общественность – а тем самым и пробуждал ее, т.е. вызывал бы внимание публики к этому (не)довольно маргинально освещаемому разделу литературы» [2, с. 135]. В качестве повествователя писательница выбирает трех детей. и каждая глава посвящена одному из них. Эта форма повествования позволяет, по словам критика, «с одной стороны, охватить ситуацию целиком, а с другой - заглянуть во внутренний мир героя. Таким образом, повествователь подводит читателя максимально близко к событию рассказывания, создавая иллюзию, будто читатель сам проживает прочитанную историю» [3, с. 130]. Прожив сложную историю вместе с героями, читатель будет знать, как ему лучше поступить.
Постановка жизненной проблемы отражается в конфликтном столкновении персонажей и точек зрения. Главными героями повести являются дети — старшая дочь Карли, 15-летний сын Ани и 7-летний Шустрик, у которых абсолютно разные характеры. Карли — мечтательная, невнимательная и оптимистичная девушка, Ани — вдумчивый и скрытный сын, пессимист, Шустрик — наивный, решительный и открытый мальчик. Дети против того, чтобы их родители разводились, и не понимают, как можно променять супруга, потому что без этого не будет существовать семья. В то же время писательница подводит своих юных героев к принятию нового положения семьи и продолжение родственных отношений. Повесть завершает ситуация, когда мама с детьми и отец с новой женой занимаются полезным делом (оборудуют комнату для мальчика). Совместная работа позволяет сблизиться друг с другом.. «По лицу моего дорогого братца можно было сразу догадаться, что он в радостном шоке. Ани любит изображать из себя спокойного, хладнокровного человека, но то, что делали для него четверо взрослых, настолько его тронуло, что ни о каком хладнокровии не могло быть и речи» [1, с. 22]. Читатель понимает, что герои кардинально поменялись в отношении к новому положению семьи. Если в начале они не могли принять происходящее, то в конце изменили свое отношение к данной ситуации в положительную сторону.
Кристине Нестлингер решается сказать трудную для восприятия ребенка мысль: не нужно сохранять семью ради одного слова «семья», родители продолжают любить своего ребенка и после того, как расстались друг с другом. Хоть отец и нашел новую подругу жизни, он продолжает переживать за своего сына: «Папа страшно обрадовался, что получил меня назад, и сказал: «А теперь будем праздновать! И как следует!» И мне разрешили выбрать, как мы будем праздновать» [1, с. 7]. В конечном итоге, все дети пришли к единому мнению: даже если родители разошлись, то они все равно придут на помощь: «Но я думаю, самое главное вот в чем: если пойдет дождь, нас не оставят в одиночестве, нам принесут зонт. В этом я абсолютно уверена после того, как понаблюдала за постройкой «хижины». А если у нас большой выбор зонтов, чем у других детей, - так это не самое страшное!» [1, с. 22].
Многие современные зарубежные авторы посвящают свои произведения проблемам социума. Книги шведского писателя Ульфа Старка также описывают семейные и возрастные проблемы. «Как основное достоинство жюри отметило, что книга У. Старка дарит юному читателю надежду и учит смело смотреть в лицо жизни» [5, с. 40-43]. В книге «Чудаки и зануды» автор повествует о 12-летней девочке Симоне, которая выдавала себя за мальчика. К концу произведения Симона обретает смелость и становится самой собой благодаря зарождающейся любви и помощи близких людей. Меняется она и в отношении своего отчима — находит с ним общий язык и начинает уважать его: « Ведь он лез на дерево, чтобы спасти меня! Нет, пусть он и безнадежный идиот, нельзя позволить ему вот так за здорово живешь сломать себе шею. <...> А потом мы ели борщ со сметаной и теплым хлебом. Настроение у мамы было прекрасное, как всегда, когда она заканчивала рисунки. Мы смеялись» [6, с. 109]. Автор повести «Чудаки и зануды» показывает читателям, что иногда лучше быть «чудаком», чем занудой. Не стоит бояться того, что твоя семья немного отличается от других. Известный петербургский писатель Михаил Яснов пишет: «Вот это ″нет определенности″ дорогого стоит. Писатели скандинавских стран с удивительной настойчивостью, знанием, а теперь уже и опытом разбираются в коллизиях, в которые попадает ребенок или подросток, выбирая судьбу чудака или зануды. У Старка — все вверх ногами» [7].
Конфликты, рассматриваемые в зарубежной детской литературе, отражают конфликтность современного общества. Благодаря раскрытию этих тем в детских книгах ребенок и подросток находят пути решения жизненных проблем.
Список литературы
1. Нёстлингер К. Само собой и вообще [Электронный ресурс] // Самокат: – М, 2008. – 22 с.
2.Зайберт Э. «Гуго, ребенок в самом расцвете лет» многие годы спустя. Размышления об одной книге, которая станет классикой детской литературы // Вестник детской литературы. – 2014. – № 8. – 160 с.
3. Нефцер И. Франц – настоящий ребенок Кристины Нестлингер // Вестник детской литературы. – 2014. – № 8. – 160 с.
4.Луков В.А. Конфликт (в литературном произведении) [Электронный ресурс] // Теория истории литературы: Литературные термины. URL : http://www.litdefrance.ru/199/688 (дата обращения: 16.05.2016)
5. Мяэотс О. Веселое мужество Ульфа Старка [Электронный ресурс] // Детская литература. – 1997. – № 5-6. URL : http://o-funambulo.livejournal.com/51357.html (дата обращения: 12.05.2016)
6. Старк У. Чудаки и зануды. Самокат: – М, 2014. – 160 с.
7. Старк У. Чудаки и зануды [Электронный ресурс] // Самокат, 2016. URL : http://shop.bookashki.net/product/chudaki-i-zanudy-ulf-stark (дата обращения: 12.05.2016)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СКАЗКЕ (на примере произведения Л. Муур «Крошка Енот»)
Урок проводился во втором классе, УМК " Система Занкова Л.В.".Цели урока: раскрыть нравственное содержание сказки;развивать умение осмысливать художественную идею произведения,умение раскрыть основную...
Родительское собрание "Проблемы семейного воспитания"
Рассматриваются причины проблем семейного воспитания....
Проблемы семейных отношений у детей с нарушением слуха
Проблемы в семье у детей с нарушением слуха влияют на развитие личности.В статье приведена диагностика детей с нарушением слуха....
Как избегать семейных конфликтов
Любите друг друга, берегите друг друга, и Ваша семья будет по настоящему счастливой и благополучной!...
К родительскому собранию"Проблемы семейного воспитания"
Презентация на тему "Проблемы семейного воспитания". материал к родительскому собранию....
Родительское собрание. Тема: «СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ И ДЕТИ»
Эта статья даёт возможность родителям понять свои ошибки в поведении и воспитании детей....
Понятие о супружеском и семейном конфликте
Конфликтность в семье неразрывно связана с понятием «проблемная семья». Сущность психологического содержания понятия «проблемная семья» традиционно имеет как широкое, так и узк...