Урок чтения
план-конспект урока по чтению

Казакова Светлана Леонидовна

Задачи урока:

-Познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»; произвести анализ данного произведения;

-восстановить последовательность событий в рассказе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным»  (Второй урок)

Задачи урока:

-Познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»; произвести анализ данного произведения;

-восстановить последовательность событий в рассказе.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»;

-характеризовать героев произведения;

-восстанавливать текст на основе цитатного и картинного плана.

Метапредметные:

-анализировать произведение;

-составление плана и пересказ.

Личностные:

-проявлять интерес к чтению;

-понимать важную роль юмора, хорошей шутки в жизни человека. 

Ход урока

1.Орг. момент

 -Хорошего настроения вам, дети, на урок литературного чтения.

2. Постановка темы и цели урока Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями В.Ю. Драгунского. Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса "Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой". Как вы понимаете это выражение? (о правде всегда узнают).

Эпиграф - это изречение или цитата, помогающая раскрыть главную мысль (идею) этого произведения.

Почти 400 лет назад испанский историк Мигель Сервантес сказал “Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой”

- Подходит ли это выражение к теме нашего урока?

- Вспомните русскую пословицу (Шила в мешке не утаишь)

Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось обманывать или вас обманули, а потом все раскрылось. Как вы себя чувствовали в тот момент? (Высказывания детей)

- будем учиться анализировать и пересказывать текст, используя  цитатный план к нему  

3. Актуализация необходимых знаний 

- Вспомните, какой раздел мы изучаем?

- Произведение, какого автора мы  читали? Какие  произведения автора знаете?

- Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?

- Верно рассказы и все они разные

4. Организация познавательной деятельности

А)Викторина по рассказу (Слайд 10-19)

- Проверим насколько вы были внимательны на уроке (Тест. Вопросы на экране, ответы дети отмечают на листочках. Проверка в парах.)

Б). Словарная работа

- Слово клевета – что оно обозначает?

-Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

-Подберите синонимы к этому слову.

-Какие слова мы называем синонимами? (Ложь, враньё, выдумка, наговор)

-И последнее слово язвительный – что это значит? (Злобно-насмешливый, стремящийся досадить)

-Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.

5. Закрепление нового материала

А). Вторичное восприятие – чтение по частям

1 часть до слов: «Сначала я съел яиц».

-«Что это значит, мама:  "Тайное - становится явным"?»

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

-Почему автор начинает рассказ с этого эпизода, а не с того, как Дениска сел завтракать?  

Хорошо читающие ученики

2 часть до слов: «А я остался с кашей наедине».

– Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?

- « Белок раскромсал», как понимаете это выражение?

- Попробуйте заменить синонимом. Что меняется? Почему же Драгунский выбирает именно этот глагол?

- Какое событие послужило завязкой части? (Мама пообещала Дениске взять его в Кремль, если он съест всю кашу.)

- Почему именно в Кремль  пообещала пойти мама? Для Дениски это важно? Что помогло Вам понять, что Кремль для Дениски - ценность? Зачитайте.

3 часть до слов: «В это время вошла мама».

- Что говорит нам предложение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине».

- С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).

-Почему же Дениска так говорит о каше?  (Она – враг, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)

- Можно ли убрать это предложение? Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)

- Как же получилось, что он выбросил кашу в окно?

-Задумал ли он это с самого начала?

- Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Как говорит об этом автор? (И я, наверное,  потерял сознание).

-У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?

-Что вы чувствовали в этот момент?

-От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).

хрен – растение с корнем, содержащим едкое эфирное масло, корень этого растения употребляют как острую приправу к пище.

«Глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание».

- Почему Дениска так поступил с кашей? О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).

- Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние,  мы не контролируем свои поступки).

-Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).

Физминутка.  (дети жестами и мимикой изображают процесс «усовершенствования» каши и «выбрасывают» в  воображаемое окно).

4 часть до конца.

  -  Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?

  -  Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).

- Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»).

-  О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего?

-Как вы об этом узнали?

 -  Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?

- А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший?   Кто создал эту комическую ситуацию? (автор)

- Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно? Какова роль смеха в этом рассказе? (Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится,  когда над ним смеются.)

-Хорошо ли Дениска знал свою маму?

-Какие слова это доказывают? (…глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась)

- Почему мама не ругала сына?

  • Что Дениска сказал маме? Прочитайте.
  • Почему она так долго на него смотрела?
  • Какие чувства она испытывала?
  • Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?
  • 6. Практическая работа ( работа в группах),
  • 1 группа - составление плана
  • Давайте составим цитатный план этого рассказа. В тетрадях с.53 задание 4 с цитатами из текста.

- Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.

- Как вы думаете получится ли у нас пересказ, глядя на план? ( Нет, нет начала.)

-Что должно быть, по вашему мнению, изображено на первой картинке? Выберите цитату.

2 группа

Составление синквейна (по группам)

Дениска                                                    Дениска

Весёлый, озорной                           Внимательный, глупый

Мучился, выливал, осознал           Ел, думал, запомнил

Тайное всегда становится явным  Запомнил на всю жизнь!

Думай, Денис                                   Думай!

Мама

Добрая, любящая

Готовила, обещала, рассердилась

Ты запомнил это на всю жизнь!

Да, мама.

3 группа. У вас на партах лежат листочки с таблицей. В левом столбце записаны фразы из текста рассказа, а в правом вам будет нужно написать комментарии к этим фразам.  То есть, объяснить, как вы их понимаете.

Тайное всегда становится явным

Будет стыдно, понесет наказание

Видеть не могу манную кашу

Вылитый Кощей

Глаза на лоб полезли

Интеллигентный человек

Стал по стойке «смирно»

4 группа Чтение по ролям. Радиотеатр.

Выступление групп

7. Итог урока:

- Почему тайное стало явным?

8.Домашнее задание: с. 129-133 пересказ

9.Заключение: Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский».

- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...