Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Б.С.Житков "Про обезьянку"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
В конспекте данного урока отображены планируемые результаты к уроку, содержание деятельности учителя и обучающихся на уроке литературного чтения в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературному чтению "Про обезьянку" 3 класс | 47.82 КБ |
Презентация к уроку | 822.98 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК») Технологическая карта урока по литературному чтению
Выполнила: Студентка группы ПНК – 3.2 Сдобникова Р. В. Проверил Учитель: Михайловская И. И.
_______________ (подпись) Преподаватель: Крючко О. В. ____________ (подпись)
Отметка:________ Волгодонск, 2021 |
Технологическая карта урока
Дата проведения: 03.03.2021
Класс: 3 «А»
Образовательная программа: «Школа России»,
Тема: Б.С. Житков «Про обезьянку»
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые предметные результаты:
1. Овладение навыком выразительного чтения прозаического произведения
2. Формирование читательского кругозора
3. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественного текста, понимание смысла прочитанного
Цель: создание благоприятных условий для формирования познавательного интереса к жизни и творчеству Б. С. Житкова, к изучению его рассказа «Про обезьянку»
Задачи:
1. Образовательная: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Б.С. Житкова и его рассказом «Про обезьянку»; обучать составлению сжатого пересказа
2. Развивающая: развивать умение понимать глубину содержания произведения
3. Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к животным
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: умение строить устные и письменные высказывания с учетом учебной задачи, развитие эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, умение осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, осуществление смыслового чтения текста
Регулятивные: планировать свою деятельность, умение оценивать работу на уроке, умение принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные: умение слушать друг друга, высказывать свое мнение, обосновывая его, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Планируемые личностные результаты:
1. Интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе
2. Сохранение учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу
3. Формирование устойчивой учебно – познавательной мотивации учения
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная
Используемые ресурсы: учебник «Литературное чтение» для 3 класса, 2 часть под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. 2 – е издание. – «Просвещение», 2015., компьютер, презентация, тестовые карточки
№ п/п | Этап урока, Цель этапа Время | Деятельность | Формируемые УУД | |
Учителя | Обучающихся | |||
1 | Организационный (2 мин) Цель: создание эмоционального настроя на урок | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Руфь Витальевна, и этот урок литературного чтения проведу у Вас я. Все меня видят? - Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку, всё ли у Вас в порядке? На столах должны лежать учебник, пенал и дневник. Обратите внимание на свой внешний вид: причесаны, шнурки завязаны, одежда опрятная. Присаживайтесь, пожалуйста - Учёба - очень интересный труд (слайд 1). Нам силу, радость знания несут. К тому же мы прекрасно понимаем: кто с детства трудности преодолевает - судьбой своей тот управляет. И тот, кто учится отлично в школе - характер закаляет свой и волю. - Покажите, с каким настроением вы сегодня пришли в школу? - Посмотрите, наше настроение бывает самым разным: и веселым, и грустным, и прекрасным. - Вам, ребята, я желаю только хорошего, веселого настроения! - Давайте этот день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам. Помните: чтоб хорошо учиться, нужно иметь хорошее настроение. - Закончите предложение: «Я сегодня хотел идти в школу, потому что...» (слайд 2) - А я сегодня очень хотела идти в школу для того, чтобы увидеть Вас – умных и добрых учеников. - Начнем этот урок? | Приветствуют учителя Проверяют свою готовность к уроку Используя свою мимику, показывают свое настроение Дарят свои улыбки всем вокруг Я сегодня хотел идти в школу, потому что… - Да, начнём | РУУД КУУД |
2 | Проверка домашнего задания (3 мин) Цель: обеспечение закрепления пройденного материала | - Что Вы читали с Ириной Ивановной на прошлом уроке? - Сейчас мы с помощью теста проверим, насколько хорошо Вы запомнили то, что прочитали (см. Приложение). На его выполнение Вам дается 1,5 минуты - А теперь обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте работы (слайд 3) - Оцените карандашом проверенные Вами работы - Передайте, пожалуйста, работы на первые парты | - «Мышонок Пик» Виталия Бианки Выполняют задания на тестовых карточках Осуществляют взаимопроверку выполненного задания | ПУУД РУУД |
3 | Речевая разминка (2 мин) Цель: разогрев активных органов речи | - Ребята, чтобы хорошо работать на уроке, читать так, чтобы всем было понятно, мы проведём небольшую речевую разминку (слайд 4) 1. Апельсины и бананы очень любят обезьяны. Любят детки, любят мамы. Могут съесть их килограммы Любят папы-обезьяны апельсины и бананы. - Ребята, о чем это стихотворение? - Прочитайте с интонацией веселья, а сейчас попробуйте прочитать текст в темпе скороговорки. - Прочитайте с вопросительной интонацией. - Прочитайте первую строчку стихотворения, логически выделяя поочередно каждое слово. - Молодцы! | Выполняют речевую разминку | ПУУД РУУД |
4 | Актуализация знаний и подведение к новой теме (4 мин) Цель: подготовка обучающихся к восприятию учебного материала и создание условий для формулирования детьми цели урока | - На доске (слайд 5) записано три ряда повторяющихся букв, среди которых размещаются буквы фамилии, имени, отчества писателя. Ббоооррррииссс Сстттееепппааннноооввввииичч Жжжиииитткккооввв - Кто догадался, ФИО какого писателя записано на слайде? - Ребята, вам знаком этот автор? А какие его рассказы Вы знаете или читали? - Сформулируйте цель урока - Рассмотрите портрет писателя на доске (слайд 6) Борис Степанович Житков родился в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте. Мать – пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время обучения на судне он совершил кругосветное плавание. Самые яркие впечатления остались у Бориса Степановича на всю жизнь от экзотических пейзажей Африки, Индии, Цейлона, Китая, Японии (слайд 7). А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно. Произошло это так… Поздней осенью, вернувшись из очередного путешествия, усталый Борис Степанович пришёл к своему другу детства - Корнею Ивановичу Чуковскому. Он пробыл у друга целый день, к вечеру его мрачное настроение понемногу рассеялось, он разговорился с детьми Корнея Ивановича и стал рассказывать им о морских путешествиях (слайд 8). Дети слушали его с открытыми ртами… Перед уходом Корней Иванович предложил другу: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй описать приключения, о которых ты сейчас говорил, и, я думаю, выйдет неплохая книжка!» Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей (слайд 9): «Про слона», «Про обезьяну», «Компас» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о дружбе и товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. Борис Житков был большим другом животных (слайд 10), прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. - Сегодня мы с Вами с одним из рассказов этого интересного писателя, а о ком будет рассказ, Вы сейчас узнаете… - Я включу Вам фрагмент одной очень известной Вам песенки, а Вы попробуете догадаться, о ком же будет рассказ («В каждом маленьком ребёнке» из мультфильма «Осторожно, обезьянки») - Вы догадались, о ком же будет рассказ? - Что Вы знаете об обезьянах? (что едят, где и как живут, что делают) Какие обезьянки были в мультфильме? - Чтобы проверить, правильно ли Вы думаете, откройте учебник на стр. 83 и прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня будем работать. - Сформулируйте тему нашего урока - Верно | Называют лишние буквы и составляют фамилию, имя и отчество писателя - Борис Степанович Житков - Да, знаком (перечисляют прочитанные произведения автора) - Познакомиться с жизнью и творчеством Б. С. Житкова Слушают биографию писателя Прослушивают фрагмент песни - Рассказ будет об обезьянках (-ке) Рассказывают известную им информацию об обезьянах - «Про обезьянку» - Тема нашего урока – рассказ Б. С. Житкова «Про обезьянку» | РУУД ПУУД КУУД |
5 | Динамическая пауза (1 мин) Цель: снятие эмоционального и физического напряжения | - Ребята, но прежде чем приступить к чтению произведения, давайте немного отдохнём: Рано утром, на полянке, | Выполняют тематическую зарядку | РУУД |
6 | Работа по теме урока (20 мин) Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения Этап первичного чтения текста Этап вторичного чтения текста | Словарная работа - Перед началом чтения произведения прочтем трудные и устаревшие слова (слайд 11) ЮхимЕнко – ударение в фамилии Аршин - старая русская мера длины (70 см) - А какова тогда длина полуаршина? Шинель - пальто со складкой на спине Давеча – недавно Оплеуха – удар, подзатыльник Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки. - Как нужно вести себя за столом? Отдул - проучил, наказал Вавилоны - кривые линии. За пазуху - под рубаху Портсигар – коробочка для сигарет Набрюшник под курткой – брюхо - это живот. Сконфузился - застеснялся. - Но если при чтении Вам будет непонятно значение того или иного слова, то можно поднять руку и спросить - Рассмотрите предлагаемые к тексту иллюстрации. О чем будет рассказываться в произведении? - А чтобы нам убедиться в ваших предположениях, давайте прочитаем рассказ. Сейчас Вы внимательно слушаете рассказ и следите пальцем по тексту До стр. 84 читает учитель 1) От чьего имени ведется рассказ? 2) Кто такой ЮхимЕнко? 3) Почему Юхименко решил отдать свою обезьянку (стр. 83, 1 абзац) 4) Как звали обезьянку? 5) Найдите и зачитайте описание Яшки (последний абзац стр. 83) Чтение отдельными учениками 6) Какая любимая еда Яшки? (стр. 84) 7) Как вёл себя Яшка в новом доме (стр.85) 8) Как встретили обезьянку в семье? 9) Как решили оставить Яшку на ночь (страница 86, в конце) 10) Зачем его привязали? Начало 89 страницы – гимнастика для глаз - «Глядел, прищурясь» - покажите как это? Когда человек щурится? - Чтобы наши глаза отдохнули, сделаем гимнастику для глаз «Рисование носом» Упражнение «Рисование носом» предполагает, что школьник будет рисовать воображаемые рисунки, используя не взгляд, а кончик своего носа. Делать это можно и стоя, и сидя, и даже лежа, но лучше занять сидячее положение. Можно при этом закрыть глаза. В данном случае важно снять напряжение не только с глаз, но и с мышц шеи. - Хорошо, читаем дальше! (до стр. 92) 11) Где переночевал Яшка? 12) Что мальчик сделал, когда пошел в школу? (стр. 88 в конце) 13) Почему он это сделал, как вы думаете? 14) Найдите на стр. 88 - 89 эпизоды, в которых автор рассказывает о проделках обезьянки 15) Что означает выражение «отец поймал и отдул Яшку»? 16) Как поссорился и помирился Яшка с отцом (стр. 90) Прочитайте этот момент 17) Что Яшка делал, когда хотел понравиться? (стр.91) - Весь рассказ за урок мы прочитать не сможем, так что продолжим на следующем уроке. | - Длина полуаршина составляет 35 см Ответы обучающихся - О приключениях обезьянки
- От имени мальчика - Товарищ рассказчика - Отец велел - Яшка Зачитывают описание обезьянки Читают рассказ по выбору учителя - Конфеты и сахар - Забился на буфет - Девочкам понравилась, мама ничего не поняла, папе ничего сказал - Привязали к столу - Чтобы квартиру вверх дном не перевернул Щурятся - Человек щурится, когда устают глаза Выполняют упражнение для расслабления глаз и шеи - В кровати с мальчиком - Привязал обезьянку к ручке двери - Чтобы родители не ругались Зачитывают отрывки из текста - Отец наказал обезьянку Зачитывают отрывок из текста - Садился на плечо и копошился в голове | ПУУД КУУД РУУД |
7 | Закрепление нового материала (4 мин) Цель: анализ и обобщение прочитанного содержания произведения | - А теперь Вам нужно как можно быстрее отвечать на мои вопросы, чтобы получить хорошую оценку - От чьего имени ведётся рассказ? - Как попала обезьянка к мальчику? (прочитайте с соседом диалог ребят) - Как звали обезьянку? - Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой? Найдите и прочитайте отрывок о том, как выглядела обезьянка - Сколько кусков сахара клали ей в чай? - Как встретили обезьянку в семье мальчика? - Удавалось ли новому хозяину справиться с ней? - Платье какого цвета надели на Яшку для прогулки? - Кого можно отнести к главным героям рассказа? - Какие события в тексте Вам кажутся наиболее яркими? - Можем ли мы разделить прочитанный текст на смысловые части, опираясь на наиболее яркие события? Составление плана рассказа по карточкам - Вынимайте из конвертов на столах карточки и расположите их по порядку содержания рассказа. - Как можно назвать эти предложения? Что Вы сделали? - Кто, на ваш взгляд, является самым интересным героем рассказа? На следующем уроке Вы продолжите читать этот рассказ и этот план поможет Вам … - Опишите характер обезьянки Яшки по очереди на одном листе. | - Рассказ ведётся от имени мальчика. - Подарил одноклассник Юхименко Зачитывают диалог ребят по ролям - Обезьянку звали Яшка.
Читают описание обезьянки - 3 куска сахара клали обезьянке в чай. - Обезьянку встретили в семье радостно. - Не удавалось. - Зелёного цвета было платья надето на Яшку. - Яшка, мальчик (автор), папа и мама Перечисляют истории, произошедшие с Яшкой - Да, можем Распределяют этапы содержания рассказа 1. Появление обезьянки. 2. Знакомство с обезьянкой. 3. Первый день. 4. Ссора с папой. 5. Примирение. 6. Поведение с гостьей - Мы составили план рассказа. - Вспомнить содержание рассказа - Обезьянка Яшка По очереди пишут качества характера, поведения обезьянки Яшки | ПУУД КУУД РУУД |
8 | Рефлексия (3 мин) Цель: проверка достижения поставленной цели, оценка эмоционального состояния и активности каждого учащегося | - Правильно ли относились к обезьянке в семье? - Как правильно нужно было поступить мальчику при обращении с таким домашним питомцем? - Хотелось бы вам иметь дома такую обезьянку? - Как вы думаете, справились бы вы с ней? - За что вы сегодня можете себя похвалить? - Какая цель была поставлена в начала урока? - Как вы думаете, достигли ли мы с Вами поставленной цели? - Кто считает, что он хорошо поработал на уроке – поднимите две руки; кто считает, что он мог работать лучше – одну руку, а те, кто считает, что он недостаточно работал для того, чтобы получить оценку – не поднимайте рук | - Нет - Нужно кормить полезной для животных едой, следить, чтобы животному было комфортно и т.д. - Да/нет Ответы обучающихся Ответы обучающихся - Познакомиться с жизнью и творчеством Б. С. Житкова. - Да, достигли. Осуществляют анализ собственной деятельности на уроке | ПУУД КУУД РУУД |
9 | Домашнее задание (0,5 мин) Цель: закрепление изученного в иной форме | - Открываем дневники, записываем домашнее задание: читать стр. 92 – 96 и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа - Спасибо за урок! | Открывают дневник и записывают домашнее задание | ПУУД РУУД |
1. Появление обезьянки.
2. Знакомство с обезьянкой.
ер
4. Ссора с папой.
5. Примирение.
6. Поведение с гостьей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Тот, кто не желает учиться – никогда не станет настоящим человеком»
«Я сегодня хотел идти в школу, потому что …»
1 вариант В Б Г В Б 2 вариант Г А Б А Г
Апельсины и бананы очень любят Любят детки, любят мамы – Могут съесть их килограммы. Любят папы – обезьяны апельсины и бананы. ОБЕЗЬЯНЫ
Ббоооррррииссс Сстттееепппаанноооввввииичч Жжжиииитткккооввв
Борис Степанович Житков
Рассказ Б. С. Житкова «Про обезьянку» Тема урока: Задачи урока: 1) познакомиться с творчеством и жизнью Б. С. Житкова 2) познакомиться с рассказом Б. С. Житкова «Про обезьянку»
Юхим Е нко – ударение в фамилии Аршин – устаревшая русская мера длины (70 см) Д а веча – недавно Оплеуха – подзатыльник, пощечина Отдул – проучил, наказал Вавил О ны – кривые линии
Появление обезьянки Знакомство с обезьянкой Первый день Ссора с папой Примирение Поведение при гостье
Домашнее задание 1. С. 92 – 96 (читать) 2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку рассказа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "Б.Житков "Про обезьянку". Работа с текстом
Тема урока: Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Житкова; - учить видеть и понимать поступки героев;- развивать умения работать с те...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "Б.Житков "Про обезьянку". Составление плана
Тема урока: Б.С. Житков «Про обезьянку»Цели:- продолжать знакомство учащихся с творчеством Б. С. Житкова и его произведением «Про обезьянку»- учить детей гуманному отношению к животным;Планируемые рез...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 3.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 3....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: Б. Житков «Про обезьянку».
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: Б. Житков «Про обезьянку»....