Районная олимпиада по литературному чтению для 4-х классов.
олимпиадные задания по чтению (4 класс)

Спивакова Алла Николаевна.

Разработала Спивакова Алла Николаевна

Учитель начальных классов

МКОУ «Скороднянская СОШ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniyapo_liter._chteniyu.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала Спивакова Алла Николаевна

Учитель начальных классов

МКОУ «Скороднянская СОШ»

    Районная олимпиада по литературному чтению для 4-х классов

Фамилия, имя_______________________________________________

Школа, класс________________________________________________

Классный руководитеь________________________________________

I.  «Писатели, поэты, сказочники и их произведения»

1. Кто автор повестей о Незнайке и его друзьях?____________________________________

2.  Покажи стрелкой, кто автор каждого произведения:

 «Три Толстяка»                                                                                 Р. Киплинг

«Маугли »                                                                                           А. Гайдар

«Чук и Гек»                                                                                        А. Волков

«Семь подземных королей»                                                             А. Линдгрен                                     «Карлсон, который живёт на крыше»                                             Ю. Олеша

3.Что надел Рассеянный с улицы Бассейной вместо шляпы?___________________________

4. Кто писал о животных?

а) Е. Пермяк;                              в) А. Волков

б) М. Пришвин;                         г) П.Ершов

5. Кто является героиней сказки А. С. Пушкина?

а) Царевна Несмеяна;                   в) Царевна-лягушка

б) Золушка;                                       г) Царевна-лебедь

6. Кому принадлежат следующие слова? Назови героя, название произведения, автора

– Битый небитого везёт! _____________________________________________
– Спокойствие, только спокойствие! ___________________________________

7. Кто из художников прославился иллюстрациями к сказкам?

а) Ю.Васнецов;                                в) К.Юон

б) А.Саврасов;                                  г) И.Левитан

8. Какая страна является родиной  Г.Х. Андерсена?

а) Россия;                                              в) Франция

б) Англия;                                              г) Дания

II.  «Знатоки литературы»

1. Ответь на вопросы

А) Из какой сказки эти слова:
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно, 
В год за три щелчка тебе по лбу…
____________________________________________________________________________
Б) Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? ____________________________________
В) Назовите имя кошки из сказки П. Бажова «Серебряное копытце».__________________
Г) В кого превратили месяцы злую мачеху и её дочку? _____________________________  
Д) Назовите сказку, в которой даётся необычный рецепт каши.
____________________________________________________________________________

2.По началу произведения определи его жанр:

-Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса… ( _________________)

-Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке…  ( _______________)

-Мартышка к старости слаба глазами стала,

А у людей она слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки…..(_________________________)

-В некием царстве, в некием государстве жил-был богатый купец, именитый человек….                                                         (_______________________)

-Остался Садко на синем море. Со тоя со страсти со великие заснул на дощечке дубовой                                          (_______________________)

(Слова для справок: былина, рассказ, стихотворение, сказка, басня)

3.Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:

-«Аленький цветочек»                             Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

-«Снежная королева»                              Дал слово - крепись.

-«Три толстяка»                                         Друг познаётся в беде

4.В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

Например: «Жара - розовые щёчки» означает «Мороз-Красный нос».

Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.

-«Найденная луна»____________________________________________________________

-«Прекрасный лебедь»_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

-«Быль о живой крестьянке и одном слабаке»______________________________________

______________________________________________________________________________

-«Умник на солнце»_____________________________________________________________

III. Работа с текстом.

Три поездки Ильи Муромца

   По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч камень лежит, а на камне надпись: «Если прямо ехать - убитому быть, направо ехать - женатому быть, а налево ехать - богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался:

-Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убитому быть.

   Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу три сотни воров-разбойников. Горланят, оружием размахивают:

-Убьём старика да ограбим!

-Глупые люди, - говорит Илья Муромец,- не убив медведя, шкуру делите!

   И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба- разбойника.

   Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать- убитому быть».

   Постоял возле камня и повернул коня направо: «Незачем мне, старому, женатому быть, а поеду, погляжу, как люди женятся».

   Ехал час или два и наехал на палаты белокаменные.

   Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, провела в столовую горницу. Кормила-поила богатыря, повела в покои и спать укладывала.

   А Илья он смекалист, заприметил неладное. Кинул девицу-красу на перину, а кровать опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.

   Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, а хозяйку-красну девицу в тюрьму запер.

   После приехал на развилку и другую надпись стёр. Новую надпись написал на камне: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».

-В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.

   Повернул старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь великую да за русский народ!

  1. Определи жанр произведения.

-рассказ                                            -сказка

-басня                                                -былинный сказ

2. Что такое былина?

-сказка о богатырях

-русская народная эпическая песня-сказание о богатырях

-летопись о богатырях

-быль

3.Что ожидало того, кто решится направо ехать?

-убитому быть                                            -счастливому быть

-женатому быть                                          -богатому стать

4. По какой дороге поехал Илья Муромец в первый раз?

-где убитому быть                                     -где богатому быть

-где женатому быть                                   -где счастливому быть

5. Сколько пленников освободил Илья Муромец?

-сто                                                              -сорок

-пятьдесят                                                 -тридцать

6. Какой сказочной черты нет в этом произведении?

-зачина                                                                -дороги в чужой мир

-троекратного повтора                                    -волшебных предметов

7. По какой дороге Илья Муромец не ездил?

-где богатому стать                                           -где женатому быть

-где убитому быть                                            -он ездил по всем дорогам

8. Объясни выражение «Не убив медведя, шкуру не делите».

-сначала надо медведя убить, а потом снять с него шкуру

-не получив ничего, мечтать, как потратить

-так говорят про тех, кто медведя никогда не видел

-надо чаще ходить на работу

9. Как ты понимаешь выражение «Стоять за Русь великую»?

-защищать землю Русскую

-уехать в другую страну

-служить людям

-отлично выполнять свою работу

10. В какой город поехал Илья Муромец нести службу ратную?

-в Москву                                              -в Киев

-в Новгород                                           -в Муром

11.Каких ещё былинных героев ты знаешь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Назови основные черты русского народа, которые воплотились в богатыре._____________________________________________________________________________________________________________________________

13.Назови 2-3 авторов, которые писали басни________________________________________________________________________________________________________________________________

Районная олимпиада по литературному чтению для 4-х классов

  1. «Писатели, поэты, сказочники и их произведения»

1 ответ-1 балл (максимум-13 баллов)

1.Николай Носов -

2. «Три толстяка» Ю.Олеша

     «Маугли» Р.Киплинг

      «Чук Гек» А. Гайдар

     «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен

     «Семь подземных королей» А. Волков

3. Вместо шляпы на ходу он надел сковороду.

4. М. Пришвин

5. Царевна-лебедь.

6. Лиса. «Волк и лиса». Русская народная сказка
Карлсон. «Малыш и Карлсон». А. Линдгрен

7. Ю.Васнецов.

8. Дания

  «Знатоки литературы»

1 ответ-1 балл ( максимум-5 баллов)

  1. А) «Сказка о попе и о работнике его Балде» 
    Б) Майя
    В) Мурёнка
    Г) В собак 
    Д) «Каша из топора»

  1. По началу произведения определи его жанр:

1 ответ-1 балл ( максимум-5 баллов)

1.Стихотворение, рассказ, басня, сказка, былина.

           3.  Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:

1 ответ-1 балл ( максимум-3 балла)

 -«Аленький цветочек»      -------------------------Дал слово - крепись

    -«Снежная королева»     -------------------------- Не имей сто рублей, а имей сто друзей

    -«Три толстяка»    ------------------------------------Друг познается в беде.

4.В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

  1. ответ-1 балл (максимум-4 балла)

 Краденое солнце                   Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

    Гадкий утенок                          Незнайка на луне.

III. Работа с текстом

1балл - 1)былинный сказ

1балл  2)русская народная эпическая песня-сказание о богатырях

1балл  3)-женатому быть

1балл  4)-убитому быть

1балл  5)сорок

1балл  6)волшебных предметов

1балл  7)где богатому стать

1балл 8)-не получив ничего, мечтать, как потратить

1балл 9)-защищать землю Русскую

1балл  10) в Киев

(за следующие пункты баллы начисляются по количеству ответов;  1 ответ-1 балл)

11Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка

12Смелость, честность, справедливость, смекалка

13И.А.Крылов, С.В.Михалков, Л.Н.Толстой

(минимум -50 баллов за все задания олимпиады)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиады по литературному чтению во 2-3 классах

Мною предложены тексты заданий олимпиад по литературному чтению во 2-3 классах. Эти задания апробированы в городском конкурсе "Интеллектуальные игры". Можно использовать учителям начальных классов для...

Олимпиады по литературному чтению для 2-4 классов

Олимпиады по литературному чтению для 2-4 классов школьный тур...

Олимпиады по литературному чтению для 2 - 4 классов 2012 год

Олимпиады по литературному чтению для 2 - 4 классов составлены на основе методических разработок с учетом индивидуальных особенностей младших школьников....

Олимпиада по литературному чтению для 2-4 классов 2013 год

Олимпиада  по литературному чтению для учащихся 2-4 классов составлена на основе учебных программ и методических пособий для учителя....

IV Всероссийская олимпиада по литературному чтению для 1-2 классов «Вот задачка»

Сроки проведения мероприятия:05.02.2014 - 20.05.2014  Этапы проведения мероприятия:Приём заявок и работ участников: с 05.02.2014 по 14.04.2014Объявление итогов мероприятия: 20.05.2014 О...