Урок литературного чтения в 3 классе. Составила: учитель начальных классов Еркудова Инна Михайловна Тема урока:С. Чёрный «Воробей», «Слон»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока:С. Чёрный «Воробей», «Слон»
Цели урока:
- продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»;
- анализировать лирическое произведение;
- находить изобразительно- выразительные средства и определять их роль;
- развивать технику выразительного чтения;
- расширять словарный запас;
- воспитывать нравственные качества: сострадание, любовь к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_-_lit_cht.docx | 44.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе.
Составила: учитель начальных классов Еркудова Инна Михайловна
Тема урока: С. Чёрный «Воробей», «Слон»
Цели урока:
- продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»;
- анализировать лирическое произведение;
- находить изобразительно- выразительные средства и определять их роль;
- развивать технику выразительного чтения;
- расширять словарный запас;
- воспитывать нравственные качества: сострадание, любовь к животным.
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. На доске (слайд 1): «-Прозвенел звонок- Начинается урок. Ты, дружок, не зевай: Думай, сравнивай, размышляй.» | Организуют свое рабочее место. | Л: формирование положительного отношения к процессу познания; уметь высказывать своё отношение к прочитанному. Р: нацеливание на успешную деятельность. К: потребность в учебном сотрудничестве. |
2.Актуализация знаний | Речевая разминка.(Слайд 2) Перепел перепелку и перепелят В перелеске прятал от ребят. — Прочитайте скороговорку медленно, затем с ускорением (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с восклицательной, с сердитой, с веселой). Почему перепел прячет свою семью? С каким стихотворением познакомились на прошлом уроке. Назовите автора. Что запомнили из его биографии? Проверка Д/З Выразительное чтение стихотворения «Что ты тискаешь утёнка?» | Читают скороговорку, отвечают на вопрос. Выразительно читают стихотворение. | К: умеют слушать друг друга П: структурирование знаний. Р: оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить Л: формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | - Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством С.Чёрного. - (Слайд №3) 1. Загадка. Маленький мальчишка В сером армячишке По двору летает, Крошки подбирает. (Воробей) 2. Словарная работа. -Как вы понимаете значение слова армячишка? - Из словаря Ожегова - армяк – в старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. -Предположите, о ком будет говориться в стихотворении С. Черного? (О воробье). -Действительно, его стихотворение так и называется – «Воробей». - Откройте учебник с.47-48. | Отгадывают название стихотворения, рассматривают странички, формулируют тему и задачи урока. | П :извлекать информацию из иллюстраций, самостоятельно формулируют познавательную задачу; Р: планирование учебного сотрудничества, способность принимать и сохранять цель учебной деятельности. К: умеют слушать друг др. |
4. Работа по теме урока | Знакомство со стихотворением «Воробей» Чтение стихотворения учителем. – Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? - Как относится автор стихотворения к воробью? (С жалостью. Он пытается накормить воробья, приютить у себя) - Какой рассказ напоминает вам ситуация, описанная в стихотворении? ( « Растрёпанный воробей» Г. Паустовского) Анализ стихотворения «Воробей». - Прочитайте первую строфу стихотворения. Постарайтесь представить себе воробья. - Какие слова вам помогли?(Серый, юркий). -Как называются эти образные определения: серый воробей, юркий воробей? (Эпитеты). -Ребята, а юркий это какой? (юркий- быстрый, увертливый) - Какие сравнения использует автор при описании воробья? (юркий, словно мышка, глазки-бисер). - Какое чувство автор выражает в этих строчках? (Он любуется воробьём). - Прочитайте первую строфу, выразив все эмоции автора. - Перечитайте вторую строфу. Какую картину вы себе представили? - Какое чувство автор выражает в первых двух строчках?(Просьба). -А почему он предлагает двинуть клювом ворону? (не хочет, чтобы вороне достались все крошки) - Какое чувство автор выражает в последних двух строчках?(Досада). -Прочитайте это четверостишие, передав все чувства, которые испытывал автор. И чувство просьбы, и некоторую досаду, что не всё достанется воробью. - Прочитайте третью строфу. Какую картину вы себе представили? -Какое чувство в первых двух строчках?(Просьба) . -Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки?(появляется недовольство) - Как автор называет ветер?(Злюка) Автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья. Попробуем прочитать это четверостишие, выражая настроение автора. - Прочитайте четвертую строфу. О чем просит автор воробья? ( Он просит воробья подружиться с ним). Словарная работа. -Найдите в словарике определение слову вьюшка. (Вьюшка- это крышка в деревенской избе, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла). -Что автор предлагает воробью? (Остаться зимовать в его доме) Он даже мечтает, что они с воробьём вместе будут учить азбуку. Прочитайте этот отрывок с просьбой, попросите воробья. - Прочитайте последнюю строфу. Какую картину вы себе представили? - Какое здесь чувство выражает автор?(Досаду, недовольство). - Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал. - Как автор называет воробья?(Нахал). - Он серьезно его так называет или с юмором? - А есть ли здесь буквосочетание, которое передает звук, который издают крылья при взлете птицы?(Фурх!) -Прочитайте это четверостишие, передав все эмоции автора. - А помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? Давайте, например, прочитаем третье четверостишие. Попробуйте почувствовать этот ритм. - Понравилось ли вам это стихотворение? Чем? | Слушают стихотворение, делятся своими впечатлениями. Читают стихотворение Отвечают на вопросы Делятся своими впечатлениями | П: осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий К: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свои мысли. Р: контроль процесса и результата деятельности, целеустремлённость в достижении цели урока. |
5. | Физкультминутка | ||
6. Продолжение работы по теме урока | 1.Загадка Ходит длинный, пасть с клыками, 2. Первичное чтение стихотворения «Слон» - А теперь мы познакомимся еще с одним стихотворением Саши Черного. Оно называется «Слон». — Прочитайте стихотворение «Слон» самостоятельно. - Рассмотрим рисунок на стр. 49. Подходит ли он к данному произведению? Докажите. 3. Анализ стихотворения «Слон» - Кто с кем разговаривает? -Как вы думаете, какой возраст у мальчика? Докажите. 4.Выборочное чтение. -Какой вопрос задал мальчик слону? Найдите в стихотворении и прочитайте. -Какой ответ дал мальчику слон? Прочитайте. -Нравится ли сидеть в клетке слону? Докажите словами текста. -Какой подарок принес мальчик слону и зачем? Найдите в стихотворении. 5.Работа в парах. - Давайте попробуем прочитать это стихотворение по ролям. 1 вариант читает слова мальчика, 2 – слона. 6. Выразительное чтение стихотворения «Слон». | Отгадывают название стихотворения Читают стихотворение Отвечают на вопросы Чтение стихотворения по ролям | Р: уметь сохранять учебную задачу, контроль, коррекция, оценка действий партнера. К: умение слушать друг друга. П: осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | -Мы прочитали три стихотворения Саши Черного. О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения? Каждый урок нас чему-нибудь учит. Чему научил вас этот урок? Домашнее задание: Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось. | Делятся своими впечатлениями Анализируют работу на уроке. | К: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свои мысли. Р: Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...
Урок литературного чтения "Кот и лодыри", учитель начальных классов, Захарова О.С.
Конспект урока во 2 классе...
Методическое пособие "Уроки внеклассного чтения в системе работы учителя начальных классов"
Выпускник начальной школы должен владеть оптимальными навыками чтения, которые характеризуются не только беглостью, правильностью, выразительностью, но и сознательностью. Таким чтением овладеть непрос...
Технологическая карта урока литературного чтения «Г.Х. Андерсен «Русалочка»», 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Г.Х. Андерсен «Русалочка»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирован...
Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотны...
Технологическая карта урока литературного чтения "Овсей Дриз «Кто я?»" (2 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением О. Дриз «Кто я?».Задачи урокаДидактические:— научить работать над понятием точка зрения ...