Литературное чтение 4 кл УМК Школа России
рабочая программа по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс, разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программой Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение», (УМК «Школа России»), Основной образовательной программы МОУ «Поселья», Учебного плана МОУ «СОШ Поселья».
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа ориентирована на работу по УМК «Школа России»:
1.Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. Часть 1, 2-М.: Просвещение, 2013.Часть 1, 2.
2.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс. (Диск МР3), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко, 2013.
Ценностные ориентиры содержания курса
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Предметные результаты изучения учебного предмета
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Основными формами организации образовательного процесса по литературному чтению являются:
- традиционный урок (урок изучение нового материала; урок совершенствования знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; комбинированный урок);
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
Основные виды организации образовательного процесса по литературному чтению являются: лекции, самостоятельная работа, сочинение, работа в группах, презентация, составление проекта, творческая работа и т.п.
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов чтения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание курса
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение литературного чтения отводится 102 часа, 3 часа в неделю
1 | Летописи. Былины. Жития. «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» | Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
2 | Чудесный мир классики П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики» | Осмысление содержания, прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач |
3 | Поэтическая тетрадь Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста |
4 | Литературные сказки В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Умение размышлять над содержанием |
5 | Делу время - потехе час Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицыне ел» | Осмысление содержания, прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения. |
6 | Страна детства Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка» | Осмысление содержания, прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
7 | Поэтическая тетрадь В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах определение эмоционального характера текста |
8 | Природа и мы Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан». В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Осмысление содержания, прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный |
9 | Поэтическая тетрадь Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка» | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём: умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах: определение эмоционального характера текста |
10 | Родина И. С. Никитин «Русь»,, С. ,Д. Дрожжин «Родине». А. 3. Жигулин «О, Редина! В неярком блеске» | Определение эмоционального характера текста: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
11 | Страна Фантазия Е С. Велтистов «Приключения Электроника». ;С Булычев «Путешествие Длись»» | определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений: сформирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
12 | Зарубежная литература Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» | Умение размышлять над содержанием произведений. выражать своё прочитанному, отвечать на содержание словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла |
Основными формами организации образовательного процесса по литературному чтению являются:
- традиционный урок (урок изучение нового материала; урок совершенствования знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; комбинированный урок);
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
Основные виды организации образовательного процесса по литературному чтению являются: лекции, самостоятельная работа, сочинение, работа в группах, презентация, составление проекта, творческая работа и т.п.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ № №№ | Тема урока | ||
Количество часов | Дата | ||
По плану | |||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению | 1 | |
2 | Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда". | 1 | |
3 | "И вспомнил Олег коня своего". | 1 | |
4 | Былина – жанр устного народного творчества. | 1 | |
5 | Былина «Ильины три поездочки». | 1 | |
6 | Былина «Ильины три поездочки». | 1 | |
7 | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы. | 1 | |
8 | «Житие Сергия Радонежского». | 1 | |
«Житие Сергия Радонежского». | 1 | ||
9 | Проверка техники чтения | 1 | |
10 | Проект «Создание календаря исторических событий» | 1 | |
11 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». | 1 | |
12 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». | 1 | |
13 | А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». | 1 | |
14 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | |
15 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | |
16 | М.Ю. Лермонтов. | 1 | |
17 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». | 1 | |
18 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | 1 | |
19 | Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом.Л.Н.Толстой " Детство" | 1 | |
20 | Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень». | 1 | |
21 | Подготовка сообщения о А.П. Чехове. | 1 | |
22 | А.П. Чехов «Мальчики». | 1 | |
23 | Котрольная работа №1 . Обобщение по разделу " Чудесный мир классики" | 1 | |
24 | Проверка навыка чтения. | 1 | |
25 | А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь». | 1 | |
26 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» | 1 | |
Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот…». | 1 | ||
27 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка | 1 | |
28 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 1 | |
29 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | |
30 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | |
31 | И.А. Бунин «Листопад». | 1 | |
32 | Картины природы. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | |
33 | контрольная работа " Стихи русских писателей" | 1 | |
34 | Стихи русских писателей. | 1 | |
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 1 | ||
35 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 1 | |
36 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 1 | |
37 | П.П. Бажов «Серебряное копытце. | 1 | |
38 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | |
39 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». | 1 | |
40 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки». | 1 | |
41 | Литературная сказка Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». | 1 | |
42 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца. | 1 | |
43 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца. | 1 | |
44 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». | 1 | |
45 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | 1 | |
46 | В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». | 1 | |
47 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». | 1 | |
48 | Контрольная работа | 1 | |
49 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | |
50 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | 1 | |
51 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | |
52 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | |
53 | М.М. Зощенко «Ёлка». | 1 | |
54 | Обобщение по разделу «Страна детства». Контрольная работа | 1 | |
55 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская», | 1 | |
56 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | |
57 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», | 1 | |
58 | «Наши царства». | 1 | |
59 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». контрольная работа | 1 | |
60 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 | |
61 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 | |
62 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | |
63 | М.М. Пришвин «Выскочка». | 1 | |
64 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | |
65 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | |
66 | Проект «Природа и мы» | 1 | |
67 | Обобщение по разделу «Природа и мы». | 1 | |
68 | Контрольная работа | 1 | |
69 | С.А. Клычков «Весна в лесу». | 1 | |
70 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». | 1 | |
71 | Н.М. Рубцов «Сентябрь». | 1 | |
72 | С.А. Есенин «Лебёдушка». | 1 | |
73 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | |
74 | Контрольная работа | 1 | |
75 | Стихи о природе. | 1 | |
76 | И.С. Никитин «Русь». | 1 | |
77 | С.Д. Дрожжин | 1 | |
78 | «Родине» | 1 | |
79 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». | 1 | |
80 | Б.А. Слуцкий «Лошади в океане». | 1 | |
81 | Проект: «Они защищали Родину» | 1 | |
82 | Обобщение по разделу «Родина». | 1 | |
83 | Контрольная работа | 1 | |
84 | Стихи о Родине. | 1 | |
85 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | 1 | |
86 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | 1 | |
87 | Обобщение по разделу «Страна фантазия». Контрольная работа | 1 | |
88 | Фантастические рассказы. | 1 | |
89 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». | 1 | |
90 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | |
91 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | |
92 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | |
93 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | |
94 | С. Лагерлёф «Святая ночь». | 1 | |
95 | С. Лагерлёф «Святая ночь». | 1 | |
96 | «В Назарете». | 1 | |
97 | Итоговая диагностическая работа | 1 | |
98 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 | |
99 | Знакомство с учебником по литературному чтению | 1 | |
100 | Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда". | 1 | |
101 | "И вспомнил Олег коня своего". | 1 | |
102 | Былина – жанр устного народного творчества. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...
Обучение грамоте (чтение) Литературное чтение 1 класс Школа России
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС для 1 класса УМК "Школа России автор Горецкий...
4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...
"Своя игра" по разделу "Литературные сказки", литературное чтение, 3 класс, "Школа России"
Интерактивная игра создана по аналогии игры "Своя игра" и предназаначена для обобщения и систематизации знаний по предмету "Литературное чтение" в 3 классе. В игре 20 вопросов разн...
1 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
Рабочая программа 2020-2021...
1 класс.Адаптированная РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
Рабочая программа 2020-2021...
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" и по чтению на родном языке ( русский).
Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов и по чтению на родном языке (русский) по УМК "Школа России"...