Рабочая программа (литературное чтение )
рабочая программа по чтению (3 класс)
Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,авторской программой В.Ю. Свиридовой (система развивающего обучения Л.В. Занкова), положение о рабочей программе по учебному предмету АСОШ №4.По учебному плану на литературное чтение отводится 3 часа в неделю, 34 учебных недели за год 102 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass.docx | 87.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,авторской программой В.Ю. Свиридовой (система развивающего обучения Л.В. Занкова), положение о рабочей программе по учебному предмету АСОШ №4.По учебному плану на литературное чтение отводится 3 часа в неделю, 34 учебных недели за год 102 часа.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
Свиридова В.Ю. | Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 2ч.-2-е изд. | 3 | Издательство «Учебная литература», 2013 Издательский дом «Фёдоров», 2013 |
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы по литературному чтению
Программа обеспечивает достижение третьеклассников личностных, метапредметных и предметных результатов.
– интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведе ний; – чувство сопричастности своему народу; – понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; – общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании. | ||
– понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; – чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; – понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы; – понимания своей семейной и этнической идентичности; – любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа; – чувства ответственности за мир природы; – умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; – первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; – понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке | ||
– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – выбирать способы работы с текстов в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. | ||
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; – осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; – проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; – осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. | ||
– отличать художественный текст от научного научно-популярного; – пересказывать текст по плану; – структурировать знания при сопоставлении текстов; – применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; – искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. | ||
– пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; – понимать структуру построения рассуждения; – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; – проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; – создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. | ||
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге; – принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; – видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. | ||
– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; – устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); – проявлять самостоятельность в групповой работе; – контролировать свои действия в коллективной работе; – выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты. | ||
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; – читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика; – ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение; – кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы; – отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; – определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему; – узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню; – характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; – выявлять авторское отношение к герою; – понимать специфику прозаических и поэтических текстов; – соотносить главную мысль и название произведения; – находить портрет и пейзаж в произведении; – видеть особенности юмористических текстов | ||
– пересказывать текст подробно, выборочно и кратко; – сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ; – представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским; – осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке; – находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров; – понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства; – понимать особенности жанра басни; – определять роль портрета и пейзажа в произведениях; – находить в юмористических текстах приемы создания комического; – оценивать поступки героя и отношение автора к нему. |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора (без использования терминологии)), определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Ученик получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Ученик к получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и автора художественного текста;
|
- авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Содержание учебного предмета (курса)
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Планируемые результаты. | |
1 | Вступаем в неизведанный мир. | 13 | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - интерес к содержанию и форме художественных произведений; - интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; - чувство сопричастности своему народу; - эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений, доступных данному возрасту; эмоциональная отзывчивость на жизненные события, бережное отношение к окружающему миру, природе; - способность осознавать некоторые нравственные понятия и моральные нормы: поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба. Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; - чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; - представления о своей семейной и этнической идентичности; - чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа; - умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с поступками героев литературных произведений; - представления о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - ориентироваться в принятой системе учебных знаков; - принимать алгоритм выполнения учебной задачи; - участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. Обучающийся получит возможность научиться: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого; - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты; -самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - соотносить внешнюю оценку и самооценку; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; - находить в тексте ответ на заданный вопрос; - пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии; - ориентироваться в содержании учебника; - сравнивать художественный и научно-популярный текст; - на первоначальном уровне анализировать доступные художественный тексты; - обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы. Обучающийся получит возможность научиться: - пересказывать текст по плану; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; - применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; - искать информацию, представлять найденную информацию; - уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; - знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий; - воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами, с видами искусства; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - проявлять интерес к общению и групповой работе; - адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; - уважать мнение собеседника; - следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы. Обучающийся получит возможность научиться: - выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе' и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - участвовать в учебном диалоге; - принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; - выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности. | Уметь ориентироваться в учебнике:
-Осознанно воспринимать вступительную статью автора, понимать ее смысл и назначение. Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного учебного текста. -Осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического текста, его характер, эмоциональный тон. -Овладевать навыками осознанного, правильною и выразительного чтения отрывка из фольклорного произведения. -Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Сравнивать фольклорные тексты, созданные разными народами, формулировать с опорой на текст простые выводы о их сходстве и особенностях, о центральных образах прочитанных текстов. Уметь отвечать на вопросы по тексту. Осознавать красоту стихотворного текста., средства выразительности, использованные в нем, как способ передавать отношение к изображаемому, подчеркивать существенные признаки предметов или явлений, усиливать передаваемые чувства. Работать со словом, распознавать художественные образы. Ориентироваться в специфике мифологических представлений разных народов об устройстве мира, делении мира на «свой» и «чужой». -Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного учебного текста и ответов на вопросы. Понимать особенности оформления учебного текста: связи между орнаментом, использованным в оформлении страницы, и мифологическим текстом. -Осознанно воспринимать содержание фольклорного текста. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию. Осознавать отражение в сказке мифологических представлений об устройстве мира. Анализировать название сказки. Иметь представление об этапах бытования сказки и разных вариантах одной сказки, связанных с этими этапами. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Уметь определять последовательность развития сюжетного действия, распознавать черты фольклорной сказки: принцип кумулятивного построения - накопления героев и событий. Уметь формулировать простые выводы. Определять особенности языка, свойственные жанру сказки. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения
-Уметь ориентироваться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию. Осознавать сходство мифологических представлений разных народов об устройстве мира. Уметь распознавать черты фольклорной сказки: принцип кумулятивного построения - накопления героев и событий в английской народной песенке и авторском стихотворении. Находить черты, присущие фольклорному произведению, в авторском стихотворении. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений. Уметь определять последовательность развития сюжетного действия. -Уметь выделять черты, присущие разным жанрам фольклора. Находить элементы игры в разных жанрах фольклора. Иметь представление об общих корнях фольклора разных народов. -Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Устно сочинять продолжение прочитанного произведения. -Различать научный и фольклорный тексты, находить отличительные особенности построения и языка. Воспринимать фольклорный текст на слух и при чтении. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенного в учебнике. Выбирать словарь (раздел) в зависимости от цели поиска. |
2 | В единой семье всего живого. | 15 | Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы: - интерес к содержанию и форме художественных произведений; - интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; - чувство сопричастности своему народу; - интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; - основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению. Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания необходимости ученик, важности чтения для современного человека; - чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа; - чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; - представления о своей семейной и этнической идентичности; - чувства ответственности за мир природы; - первоначальной ориентации в системе личностных смыслов; - представления о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - ориентироваться в принятой системе учебных знаков; - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; - участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; - оценивать результаты работы, организовывать самопроверку; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; -видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого; - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты; - самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; - находить в тексте ответ на заданный вопрос; - пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии; - ориентироваться в содержании учебника; - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; - на первоначальном уровне анализировать доступные художественный тексты; - структурировать знания при сопоставлении текстов. Обучающийся получит возможность научиться: - пересказывать текст по плану; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; - применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; - искать информацию, представлять найденную информацию; - уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; - участвовать в учебном диалоге. Обучающийся получит возможность научиться: - выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - принимать участие в коллективном вы- полнении заданий, в т.ч. творческих; - участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; - выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; - проявлять самостоятельность в групповой работе; - выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности. | -Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, учебную информацию, представленную в виде схемы - родословного древа. -Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. -Участвовать в диалоге при обсуждении отрывков из мифов. - Отвечать на вопросы по учебному тексту. Ориентироваться в мифологических представлениях древних греков of богах; разделении власти над миром между ними, о связи богов с природными стихиями. Рассматривать и толковать скульптурные образы, символику, использованную в изображении богов, в оформлении учебного текста, схемы. Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенные в учебнике. Выбирать словарь (или раздел Словаря) в зависимости от цели/ поиска. -Отвечать на вопросы по тексту. Выбирать из информации (как зачитываемой, так и воспринимаемой на слух) ту, что отвечает требованиям учебного задания. Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних. Иметь представление о единстве фольклора разных народов. - Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы. Углубить представление об особенностях поэтического текста: олицетворении, использовании сравнения. -Уметь сравнивать стихотворения - Декламировать стихотворный текст, выразительно читать на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз - логических и психологических). Использовать термины «эпитет», «повторы» при анализе стихотворения. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства. Сравнивать литературные и живописные произведения. Создавать собственный текст на основе репродукции картины |
3 | Открываем мир заново | 15 | Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы: - интерес к содержанию и форме художественных произведений; - интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; - чувство сопричастности своему народу; - интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; - основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; - эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; - понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви; - представления о своей семейной и этнической идентичности; - чувства ответственности за мир природы; - умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; - первоначальной ориентации в системе личностных смыслов; - понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;. - оценивать результаты работы, организовывать самопроверку; - видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - соотносить внешнюю оценку и самооценку; - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; 1 - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - находить в тексте ответ на. заданный вопрос; - ориентироваться в содержании учебника; - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; - пересказывать текст по плану; - структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; - искать информацию, представлять найденную информацию. Обучающийся получит возможность научиться: - произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; - применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; - уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; - знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий; - пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; - понимать структуру построения рассуждения; воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета; - создавать художественные тексты разных. жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; - участвовать в учебном диалоге; - принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, 'спектаклях. Обучающийся получит возможность научиться: - выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; - устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); - проявлять самостоятельность в групповой работе; - выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности. | Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении учебного текста и ответов на вопросы. Осознанно воспринимать научно-популярный текст. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иметь представление о мифологическом объяснении смен времен года у древних славян. Читать и уметь истолковывать эпиграф к разделу, пословицы о земле. Рассматривать и объяснять символику, использованную в оформлении учебного текста. Углублять представление о пословице. Уметь самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенные в учебнике, словари в библиотеке. Выбирать словарь (раздел) в зависимости от цели поиска. Воспринимать тексты, созданные одноклассниками. Анализировать тексты, давать характеристику: научный или художественный, имеет доказательный или образный характер. Осознанно воспринимать содержание мифа. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Проводить аналогии между славянскими и греческими мифами (объяснение смены времен года пробуждением природы ото сна, возрождением из мертвых). Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Уточнять представления об особенностях малых фольклорных форм. Уметь сравнивать книги одинакового содержания, но разного исполнения (знакомство с выставкой книг). Осуществлять целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений. Работать в группах или индивидуально в условиях школьной библиотеки или в классе с выставкой книг, подготовленной учителем и одноклассниками, по созданию и оформлению сборника загадок, закличек, пословиц, поговорок. Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенного в учебнике. Выбирать словарь (раздел) в зависимости от цели поиска. Уметь представлять свой отзыв, обсуждать работы одноклассников. |
4 |
Времена, когда звери говорили. | 21 | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - интерес к содержанию и форме художественных произведений; - интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; - чувство сопричастности своему народу; - интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; - основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; - эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания моральных норм при оценке поступков литературных героев; - общего представления о мире разных профессий, их значении и содержании; - понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви; - представления о своей семейной и этнической идентичности; - чувства ответственности за мир природы; - умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; - первоначальной ориентации в системе личностных смыслов; - понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке; - чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
- видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнений заданий; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих; -контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; - пересказывать текст по плану; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; - структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; - применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; - искать информацию, представлять найденную информацию; - уметь различать существенную и. дополнительную информацию, выделять главное. Обучающийся поручит возможность научиться: - пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; - понимать структуру построения рассуждения; - воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; - знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выражать свои мысли в устной, и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; - участвовать в учебном диалоге; - принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях. Обучающийся получит возможность научиться: - выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; - устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); - проявлять самостоятельность в групповой работе; выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности. | Осознанно воспринимать содержание учебного текста и информацию, предлагаемую учителем, на слух. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанно воспринимать содержание, оценивать характер текста. Определять жанровые особенности произведения: построение сюжета, невозможность отнесения сказки ни к волшебным, ни к сказкам о животных. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Интегрировать детали, повествующие о внешности, особенностях поведения, о повадках животных Уметь представлять сообщения, подготовленные группой и (или) отдельными учениками. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности, анализировать текст: определять принадлежность сказки к «объяснительным», а не к сказкам о животных или к волшебным (с приведением доказательств ). Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Работать со словом, различать слова, выражающие отношение между героями произведения. Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз), к чтению по ролям. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Уметь ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям, целенаправленно осуществлять выбор книги с выставки книг по заданной тематике. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Сочинять сказку по мотивам сказок Киплинга (устно). Уметь представлять проекты в соответствии с заданиями рубрики « Проверь себя», подготовленные в процессе работы над произведениями главы. Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников (рефлексия). Работать с лентой времени. |
5 |
Всмотритесь в мир своей душой. | 12 | Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы: - интерес к содержанию и форме художественных произведений; - интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; - интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; - основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; - эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; - понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; общее представление о мире профессий, их значении и содержании. Обучающийся получит возможность для формирования: - понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви; - представления о своей семейной и этнической идентичности; - чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего Народа; - чувства ответственности за мир природы; - чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; - умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; - первоначальной ориентации в системе личностных смыслов; - понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; - видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого; - самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - соотносить внешнюю оценку и самооценку. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; - пересказывать текст по плану; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; - структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; - применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; - искать информацию, представлять найденную информацию; - уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; - знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Обучающийся получит возможность научиться: - пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; - понимать структуру построения рассуждения; - воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; - участвовать в учебном диалоге; - принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях. Обучающийся, получит возможность научиться: - выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; - устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); - проявлять самостоятельность в групповой работе; - выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности. | Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, учебную информацию. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении отрывка из мифа. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Ориентироваться в специфике Мифологических представлений древних о происхождении человека. Иметь представление о единстве фольклора разных народов. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Вести самостоятельный поиск информации в соответствии с заданными критериями. Осознанно воспринимать содержание текста басни. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Познакомиться с новым жанром литературы. Осознать его особенности. Формулировать законы жанра: наличие морали. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Уметь формулировать простые выводы. Определять особенности языка жанра. Осознавать характеры и человеческие недостатки, представленные в басне. Рассмотреть психологически разработанные образы Вороны и Лисицы. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выразительно читать произведение, передавать характеры персонажей. Подготовиться к чтению (выделить количество исполнителей, распределить слова, обсудить необходимый способ исполнения) и читать басни по ролям. |
6 | Пересоздаём мир в творчестве. | 15 | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - интерес к содержанию и форме художественных произведений; - интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; - интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; - основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; - эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; - чувство сопричастности своему народу; - понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; - общее представление о мире профессий, их значении и содержании. Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; - чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; - понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви; - представления о своей семейной и этнической идентичности; - чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа; - чувства ответственности за мир природы; - умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; - первоначальной ориентации в системе личностных смыслов; - понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от его. типа и стиля, работать с приложениями учебника; - самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - соотносить внешнюю оценку и самооценку; - видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - проявлять инициативу при ответе на вопросы ив выполнении заданий; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих; - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; - пересказывать текст по плану; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; - структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; - применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; - искать информацию, представлять найденную информацию; - уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; - знать разные виды Словарей, справочников, энциклопедий. Обучающийся получит возможность научиться: - пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; - понимать структуру построения рассуждения; - воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; - проводить аналогии между, изучаемым материалом и собственным опытом; - создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - участвовать в учебном диалоге; - проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; - принимать участие в коллективном выполнении заданий,' в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях. Обучающийся получит возможность научиться: - выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; - устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); - проявлять самостоятельность в групповой работе; - выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности. | Читать и толковать эпиграф к разделу. Воспринимать учебный текст. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении учебного текста. Осознанно воспринимать греческий миф. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Познакомиться с мифологическими представлениями о всепобеждающей силе искусства. Ориентироваться в учебнике: уметь находить информацию в уже прочитанных произведениях. Уметь сравнивать - сюжетные линии мифа с другими мифами, знакомство с которыми происходило ранее. Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенного в учебнике. Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста, оценивать его характер и особенности. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворения, поэтические образы. Находить мотивы народного творчества. Различать настроение поэта, Видеть его смену. Анализировать средства выразительности каждого стихотворения: олицетворения, скрытые сравнения. Углублять представления об особенностях поэтического текста. Сравнивать стихотворения. Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз). |
7 | Без тебя мир неполный. | 11 | Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы: - интерес к содержанию и форме художественных произведений; - интерес к некоторым видам творческой деятельности на, основе литературных произведений; - интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; - основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; - эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; - чувство сопричастности своему народу; - понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; - общее представление о мире профессий, их значении и содержании. Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; - чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; - понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви; - представления о своей семейной и этнической идентичности; - любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа; - чувства ответственности за мир природы; - умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; - первоначальной ориентации в системе личностных смыслов; - понятия о дружбе, сотрудничестве: в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; - самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - соотносить внешнюю оценку и самооценку; - видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих; - контролировать свои действия в коллективной работе; - контролировать и оценивать результаты. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; - пересказывать текст по плану; - произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; - структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; - применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; - искать информацию, представлять найденную информацию; - уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; - знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Обучающийся получит возможность научиться: - пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; - понимать структуру построения рассуждения; - воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выражать свои мысли в устной, и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; - проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; - участвовать в учебном диалоге; - принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях. Обучающийся получит возможность научиться: - выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; - устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); - проявлять самостоятельность в групповой работе; - выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности. | Воспринимать учебный текст, понимать систему заданий, учебную информацию, воспринимать текст мифа. Участвовать в диалоге при обсуждении текста мифа, отвечать на вопросы по тексту. Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних о происхождении человека. Находить черты мифологических представлений, детали, которые затем перешли в сказки. Иметь представление о единстве фольклора разных народов. Понимать нравственные ценности мифа. Уметь высказывать собственное суждение. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Воспринимать текст мифов, понимать учебную информацию. Участвовать в диалоге при обсуждении отрывков из мифов. Уметь отвечать на вопросы по тексту. Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних. Иметь представление о единстве фольклора разных народов. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного, чтения. Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Выбирать книги по рекомендательному списку или самостоятельно. Выразительно читать отрывок из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» (конкурс чтецов). . Осознанно воспринимать содержание текста стихотворения Ю.Н. Кушака, оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, скрытые сравнения), использованные в нем, отсутствие рифм. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, уметь высказывать собственное суждение. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства. |
| 102ч. |
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Вступаем в неизведанный мир | 13 ч. |
2 | В единой семье всего живого | 15 ч |
3 | Открываем мир заново | 15 ч. |
4 | Времена, когда звери говорили | 19 ч. |
5 | Всмотрись в мир своей души | 14 ч. |
6 | Пересоздаем мир в творчестве | 12 |
7 | Без тебя мир неполный | 14 ч. |
Итого | 102 ч |
ч
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | ||
Вступаем в неизведанный мир-13ч. | |||||
1 | Знакомство с учебником. Ю.П. Мориц «1 сентября». Что такое миф. Знакомство с мифологическими представлениями о разделении мира" на «свой» и «чужой». «Калевала», славянский миф. | 1 | ОНЗ | ||
2 | Народная сказка «Яичко». С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек». | 1 | ОНЗ | ||
3 | М.Я. Бородицкая «Убежало молоко». | 1 | ОНЗ | ||
4 | «Ясень Иггдрасиль» (Из скандинавской мифологии). | 1 | ОНЗ | ||
5 | Образ Мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях. Русская народная сказка «Петушок -золотой гребешок и жерновцы». | 1 | ОНЗ | ||
6 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Русская народная сказка «Сивка-бурка». Мир волшебной сказки в живописи:B.Васнецов, | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
7 | Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Загадки. Черты мифологического мышления, особенности построения | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
8 | Русская народная сказка «Хаврошечка». Обобщающий урок по сказкам. Черты мифологического мышления и законы сказочного жанра. Отзыв о произведении. Сочинение сказки по законам народной волшебной сказки. | 1 | Урок развивающего контроля (РК) | ||
9 | Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Г.М. Новицкая «Береза», И.А. Бунин «Все лес и лес», М. Врубель «Сирень». | 1 | ОНЗ | ||
10 | Воспитание творческого отношения к миру. Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Ф.И. Тютчев «Полдень», М. Врубель «Пан». | 1 | ОНЗ | ||
11 | Следы мифологических представлений в жизни современного человека. Юмористическое освещение темы колдовства в рассказе Н.Н. Носова «Шурик у дедушки». | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
12 | Следы мифологических представлений в жизни современного человека. Юмористическое освещение темы колдовства в рассказе Н.Н. Носова «Шурик у дедушки». Анализ картины П. Синьяка «Красный буй». Сочинение о летних впечатлениях. | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
13 | М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом». Контрольная работа. | 1 | РК | ||
В единой семье всего живого-15 | |||||
14 | Боги-олимпийцы (Из греческих мифов). Мифологические мотивы, характерные для .фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов. | 1 | ОНЗ | ||
15 | Прометей. | 1 | ОНЗ | ||
16 | Образ родины в поэзии: B.А. Жуковский «Родного неба милый свет...», | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
17 | Образ родины в поэзии: | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
18 | Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер». | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
19 | Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А.Н. Майков Колыбельная песня», М.В. Исаковский «Ветер», А.С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч...». (Картинная галерея) | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
20 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
21-22 | Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Отличие от фольклорных сказок. Проверочный тест. | 1 | Урок развивающего контроля (РК) | ||
23 | Библиотечный урок. Сказки А.С. Пушкина. | 1 | Комбинированный | ||
24 | Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета «Глубь небес опять ясна...» | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
25 | Образ радости, единения с природой. Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Такое дерево». Необычное в обычном: анализ рассказа Г.Я. Снегирева «Чудесная лодка». | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
26 | Нравственные ценности, выраженные в стихотворных текстах. Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен...», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках...». Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова «Как поймать облако». | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
27 | Духовный мир героев сказок С.Г. Козлова. Библиотечный урок. Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басе, Кикаку, Исса, в стихотворении ' С.А. Есенина «С добрым утром!». «Проверь себя». | 2 | Комбинированный | ||
Открываем мир заново-15ч. | |||||
28 | Мать Сыра Земля (Из славянских мифов) Ценность культурного наследия прошлого. Связь произведений устного народного творчества (загадка, закличка, считалка) с древними представлениями о мире и человеке. Пословицы о земле-матери. | 1 | ОНЗ | ||
29 | Времена года в славянском сказании «Небесные великаны». Связь произведений устного народного творчества (загадка, закличка, считалка) с древними представлениями о мире и человеке. | 1 | ОНЗ | ||
30 | Библиотечный урок. Работа над проектом по созданию сборника закличек, загадок. | 1 | Комбинированный | ||
31 | Времена года в художественной литературе. Проникновенный образ природы в произведении К.Г. Паустовского «Прощание с летом». | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
32 | Точность поэтических образов А.С. Пушкина («Вот север, тучи нагоняя...») и Ф.И. Тютчева («Чародейкою Зимою...»). | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
33 | Мифологические представления, о животных в народной корякской сказке «Хитрая лиса». | 1 | ОНЗ | ||
34 | Нравственный смысл произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». | 1 | ЗУН | ||
35 | Нравственный смысл произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». | 1 | ЗУН | ||
36 | Нравственный смысл произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
| 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
37 | Творческий почерк, писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»). | 1 | ОНЗ | ||
38 | Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»). | 1 | ЗУН | ||
39 | Библиотечный урок по сказам П.П. Бажова (самостоятельное чтение) или анализ картины М. Шагала «Синий дом». | 1 | Комбинированный | ||
40 | Точность и красота поэтических образов А.А. Фета («Чудная картина...») и М.Ю. Лермонтова («Горные вершины...»), картины Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездой». (Картинная галерея) | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
41 | Поэтические образы малой родины: Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке...» и картина И. Левитан «Тихая обитель» . Сочинение по картине. | 1 | ЗУН | ||
42 | Проверь себя.. Тест. Защита проекта «Сборник произведений малых жанров» | 1 | РК | ||
Времена, когда звери говорили-19 ч. | |||||
43 | «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка). Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов. | 1 | ОНЗ | ||
44 | «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка). «Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов. Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | Урок развивающего контроля | ||
45 | «Медведь и бурундук» (нивхская сказка). «Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов | 1 | ОНЗ | ||
46 | Стихотворение П.Н. Барто «Зимние гости». Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках. Сравнение научного описания, художественного текста и «объяснительного описания» народных сказок | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
47 | Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб». Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки. | 1 | ОНЗ | ||
48 | Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы». Чудеса природы в авторских произведениях | 1 | ОНЗ | ||
49 | Рассказ И.И. Акимушкина «Броненосцы», стихотворение Тима Собакина «Две коровы».Чудеса природы в авторских произведениях. | 1 | ОНЗ | ||
50 | Духовно-нравственные проблемы в тексте К.Г. Паустовского «Стальное колечко». Рассказ или сказка? | 1 | ОНЗ | ||
51 | Паустовский «Стальное колечко»; рассказ или сказка? | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
52 | Природа родного края в произведениях писателей, художников. (Картинная галерея) | 1 | ЗУН | ||
53 | Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина B. Поленова «Заросший пруд». | 1 | ОНЗ | ||
54 | Особый взгляд Ю.И. Коваля на природу малой родины (по рассказам «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»). | 1 | ОНЗ | ||
55 | Опыт ценностно-эстетического восприятия мира, воплощенный в рассказах Ю.И. Коваля («Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки» | 1 | ОНЗ | ||
56 | Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь». | 1 | ОНЗ | ||
58 | «Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». | 1 | ОНЗ | ||
59 | «Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». Работа по картине И. Грабаря «Мартовский снег». (Картинная галерея) | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
60 | «Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение H. H. Матвеевой «Солнечный зайчик». | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
61 | Изображение пробуждающихся эстетических чувств: рассказ B. Ю. Драгунского | 1 | ОНЗ | ||
62 | Тест. Защита проекта Чему можно поучиться у кота, скворца, жука, пчелы…». | 1 | РК | ||
Всмотрись в мир своей души-14 ч. | |||||
63 | Защита проекта Чему можно поучиться у кота, скворца, жука, пчелы…».Игра с мифологическими мотивами в авторском творчестве. Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин» и картина B. Кандинского «Два овала». | 1 | ОНЗ | ||
64 | Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | ОНЗ | ||
65 | Воспитательное значение басни. И.А. Крылов «Лисица и Виноград». Работа в «Картинной галерее» с иллюстрациями В. Серова к басням. | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
66 | Басня - древний жанр словесности (по басням Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»). | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
67 | Накопление творческого опыта. Сочинение басни в прозе. | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
68 | Библиотечный урок. Работа в Хрестоматии с баснями Л.Н. Толстого, Эзопа, И.А. Крылова | 1 | Комбинированный | ||
69 | Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха глаза велики ». | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
70 | Поучительный смысл сказки B. М. Гаршина «Лягушка путешественница» . | 1 | ОНЗ | ||
71 | Поучительный смысл сказки B. М. Гаршина «Лягушка путешественница». | 1 | ЗУН | ||
72 | Басенная основа сказки (фрагмент из «Панчатантры»). | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
73 | Юмористическая природа рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга». | 1 | ОНЗ | ||
74 | Нравоучительный смысл рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга». | 1 | ЗУН | ||
75 | Художественные особенности рассказов И.М. Пивоваровой «Плохие сны», B. В. Голявкина «Был не крайний случай». | 1 | ОНЗ | ||
76 | Тест. Представление детских творческих и проектных работ! С. | 1 | РК | ||
Пересоздаём мир в творчестве-12ч. | |||||
77 | Вечные ценности искусства и творчества: Миф о художнике («Орфей и Эвридика»). | 1 | ОНЗ | ||
78 | Ш.Я. Бородицкая «Художник», А. Герасимов «После дождя».(Картинная галерея) | 1 | ОНЗ | ||
79 | Чудеса поэтических и живописных образов: Ю.И. Коваль «Соловьи». «Что такое стихи?» Особый взгляд поэта на мир (по стихотворениям К.Д. Бальмонта «Трудно фее», «Гномы»). | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
80 | Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» | 1 | ОНЗ | ||
81 | Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья. | 1 | ЗУН | ||
82 | Сказочный мир Андерсена. Трепетная красота Сказочных героев. Проверочный тест | 1 | Урок развивающего контроля (РК) | ||
83 | Презентация инсценированных отрывков из сказки «Дюймовочка». | 1 | Комбинированный | ||
84 | Знакомство с повестью-сказкой С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | ОНЗ | ||
85 | Характер главного героя и других персонажей повести-сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | ЗУН | ||
86 | М.М. Пришвин «Разговор деревьев». И. Шишкин «Сныть-трава», А. Дюрер «Трава». (Картинная галерея) | 1 | ОНЗ | ||
87 | М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника». | 1 | ОНЗ | ||
88 | Проверь себя. Тест. | 1 | РК | ||
Без тебя мир неполный-14ч | |||||
89 | След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион. и Пирра». | 1 | ОНЗ | ||
90 | Библиотечный урок. Библейские сказания в пересказе Г.Я. Снегирёва | 1 | Комбинированный | ||
91 | Нравственные уроки литературы. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
92 | Ответственность человека за природу, способность замечать красоту природы. Ю.Н. Кушак «Подарок в день рождения», картина А. Дюрера «Заяц», М.Я. Бородицкая «Котенок». (Картинная галерея) | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
93 | Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенева «Воробей». | 1 | ОНЗ | ||
94 | Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» | 1 | ОНЗ | ||
95 | Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» | 1 | ЗУН | ||
96 | Активность добра. Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». | 1 | ЗУН | ||
97 | Письмо герою повести Теме. Или рассуждение на тему «0 чем заставляет задуматься высказывание писателя». | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
98 | Добро как основная ценность жизни в стихотворении Э.Э. Мошковской «Нужен он». Контрольная работа за 2 полугодие. | 1 | Урок развивающего контроля (РК) | ||
99 | Пробуждение чувств в душе юного героя (по рассказу B. Драгунского «Девочка | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
100 | Мир взрослых, мир детей (в рассказе B. Драгунского «Девочка на шаре»). | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
101 | Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире и творить красоту (М. Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы»). (Картинная галерея) | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) | ||
102 | Задание на лето. | 1 | Комбинированный |
B. Драгунского «Девочка на шаре»). | 1 | направленности) (СОН) | |
101 | Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире и творить красоту (М. Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы»). (Картинная галерея) | 1 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (СОН) |
102 | Задание на лето. | 1 | Комбинированный |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу третьего года обучения литературному чтению учащиеся должны иметь представление:
1.об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
2.об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;
3.об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
4.об особенностях жанра басни;
знать:
1.наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;
2.имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;
уметь:
1.читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту;
2.различать малые жанры фольклора;
3.находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
4.отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
5.характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
6.выявлять авторское отношение к герою;
7.рассказывать о любимом литературном герое;
8.устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Литературное чтение"
программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...
Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.
Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...