Проект на тему: Дети Великой и страшной войны… Может герои, но, в сущности – дети. (По произведениям отечественной литературы)
творческая работа учащихся по чтению (4 класс)
Проект на тему: Дети Великой и страшной войны… Может герои, но, в сущности – дети. (По произведениям отечественной литературы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klochkova_kristina.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сокольская средняя школа
Проект на тему:
Дети Великой и страшной войны…
Может герои, но, в сущности – дети.
(По произведениям отечественной литературы)
Выполнила: Клочкова Кристина
ученица 4 «А» класса
Руководитель: Муравьева Татьяна Юрьевна
п. Сокольское
2018-2019 учебный год
Содержание
- Введение
- Актуальность выбранной темы
- Гипотеза
- Проблема
- Цель проекта
- Задачи
- Объект исследования
- Методы исследования
- Новизна проекта
- Практическая значимость
- Продукт проекта
- Основная часть
Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов
- А.Твардовский «Рассказ танкиста»
- М.Зощенко «Храбрые дети»
- Л.Кассиль «У классной доски »
- Л.Кассиль «Мальчишка с подплавы»
- Вывод
Актуальность выбранной темы
В современном мире проблема чтения является общенациональной и государственной. Падение интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым. С целью сохранения и повышения читательского интереса обучающихся наш класс совместно с родителями работает по проекту «Семейное чтение», одним из разделов которого являются произведения отечественной литературы о войне.
Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. В этом году исполняется 74 годовщина со дня Великой Победы над самой страшной войной человечества. Мы помним о подвиге народа, который встал на защиту страны в той войне и не должны забывать, что частью этого подвига был подвиг наших с вами сверстников: девчонок и мальчишек. Они были такими же, как мы с вами. И в трудное для страны время стали настоящими героями. Они лишились своего детства - ради нашего счастливого будущего.
В преддверии этой даты в нашей школе и в классе запланировано и проводится много мероприятий: проведение открытого урока по литературному чтению на тему «Родина - мать, умей за нее постоять!», участие в школьном конкурсе военно-патриотической песни, подготовка к проекту «След войны в моей семье», подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Никто не забыт, ничто не забыто!», конкурсы чтецов стихотворений и прочтение книг о войне.
Материал о Великой Отечественной войне очень заинтересовал меня и моих одноклассников. По проекту я прочитала много интересных книг писателей и поэтов о Великой Отечественной войне, в которых они прославляют мужество и героизм тех, кто отстоял нашу землю в грозные годы. Но, на мой взгляд, важно знать и о подвигах детей на войне, которые заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. Мне стало интересно узнать о судьбах маленьких героев, моих ровесников, многие из которых отдали свою жизнь за наше мирное, счастливое детство.
Прочитывая снова и снова героические страницы литературы, я глубоко заинтересовалась подвигом отважных «детей войны». Это побудило меня принять участие в районной детской исследовательской конференции «Юный исследователь».
Гипотеза
Слово поэтов и писателей на войне и о войне трудно переоценить. В их произведениях изображена правда о героической судьбе детей в годы Великой Отечественной войны. Сегодняшние школьники мало читают произведения о войне, не знают о подвигах своих сверстников.
Проблема
Для современных детей Великая Отечественная война – это далекая история. Чтение детской литературы о войне поможет нам осознать важность сохранения памяти у нынешних поколений об истории нашей Родины и на примере героических поступков «детей войны» воспитать чувство патриотизма и любви к Отчизне.
Цели проекта
- Расширить свои знания о героическом прошлом юных героев Великой Отечественной войны, путем прочтения произведений русской литературы
- Выяснить, знают ли мои ровесники о подвигах «детей войны»
Задачи:
- Изучить художественную литературу по данной теме
- Проанализировать характер, поступки героев, проследить за их судьбой
- Выяснить сходство или различие причин, побудивших маленьких героев выступить на защиту Родины
- Выявить авторское отношение к изображаемому
- Дать свою оценку произведениям
- Узнать, что известно младшим школьникам о юных героях Великой Отечественной войны
- Заинтересовать одноклассников чтением книг о войне
Объект исследования
Объект исследования – художественные произведения о подвиге моих сверстников на войне:
1. А.Твардовский «Рассказ танкиста»
2. М.Зощенко «Храбрые дети»
3. Л.Кассиль «У классной доски »
4. Л.Кассиль «Мальчишка с подплавы»
Методы проведения исследования:
- Анализ художественной литературы
- Сравнительный метод
- Описательный метод
- Анкетирование
Новизна
Новизна проекта заключается в том, что, принимая участие в подготовке к 74 годовщине со дня Великой Победы, читая книги о героических подвигах «детей войны», мы обязаны узнать имена своих ровесников-освободителей. Сейчас необходимо приобщать подрастающее поколение к чтению произведений о войне.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты моей работы можно использовать в начальной школе как дополнительный материал по внеклассному чтению на уроках литературы по теме «Прошла по земле война»; и как дополнительный материал к урокам окружающего мира по теме «Тыл в годы войны. Победа над фашизмом»;
Основная часть
Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов.
Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Когда мужчины уходили на фронт, дома оставались женщины и дети, которые с этого момента детьми быть переставали. Они заботились о своих матерях, стояли в очередях за хлебом или сбегали воевать.
Дети и война – понятия несовместимые. И сколько бы их ни пытались оградить от войны, она была повсюду, и дети все видели и замечали. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как мы, наших сверстников. Из прочитанных произведений я узнала, что детям в годы войны пришлось наравне со взрослыми работать в тылу врага, ухаживать за ранеными, выносить их с поля боя, помогать задерживать шпионов, захватывать у фашистов оружие, совершать совсем не детские подвиги. Из них выросли герои этих книг — очень разные, с удивительными судьбами, за каждой из которых стоят воспоминания человека, бывшего ребенком во время войны.
Особенно ярко тема войны прозвучала в советской литературе. В годы войны и в послевоенное время одним из самых популярных жанров была лирика. Она поднимала боевой дух у каждого. В это время появляются стихотворения, посвященные детям. О них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов, С. Я. Маршак и другие.
Многие из них во время Великой Отечественной войны работали корреспондентами во фронтовой газете. Не раз приходилось им бывать на самых разных участках фронта и быть очевидцами геройских поступков не только взрослых, но и детей.
А.Твардовский «Рассказ танкиста»
Главный герой баллады «Рассказ танкиста» А.Твардовского на пыльной улочке небольшого прифронтового городка, который советские войска пытались отбить у фашистов подошел к танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. Мальчик наш ровесник. Он смышлёный и сообразительный, т.к. сначала всё разведал, узнал, где находится враг, а потом помог танку проехать незамеченным путём.
«Лет десяти-двенадцати. Бедовый
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас ка дорогих гостей…»
Солдатам-танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и, проехав незамеченным путем, зайти в тыл к противнику.
«Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.»
Именно так описывает поэт героя своего произведения. В итоге, как вспоминает очевидец тех далеких событий,
«эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем».
Таких юных героев можно было встретить в каждом городе. И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми посвящено произведение А.Т.Твардовского. Он любит свою Родину, потому что, хоть и маленький, а пошёл защищать её.
Значительна в литературе военных и послевоенных лет роль прозаических произведений.
М.Зощенко «Храбрые дети»
«Русские люди очень храбрые. Это всем известно. И взрослые храбрые, и многие дети почти ничего не боятся. Это очень приятно знать, что у нас такие храбрые дети.
Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Храбрые дети» школьники. В начале войны ребята убирали в поле картошку. В это время неподалеку от них произошел воздушный бой, в котором был подбит немецкий самолет.
Летчик этого самолета успел спрыгнуть с парашютом. Он приземлился на краю того самого поля, где работали ребята. Сначала он схватился за оружие, но, увидев, что рядом только дети, успокоился и стал изучать карту.
Самый старший из ребят, Петя Соловьев, предложил захватить летчика в плен. Ребята засмеялись и сказали, что они маленькие и не смогут этого сделать. Но Петя сказал, что их больше сорока человек и если все продумать, то они смогут захватить врага в плен.
Ребята постарались подойти поближе к летчику, изображая при этом обычное детское любопытство. Летчик не увидел в них никакой угрозы. Но по команде Пети все дети разом бросились на летчика и схватили его так, что он не мог двигаться. И хотя летчик отчаянно сопротивлялся, ребятам удалось его связать.
Некоторые школьники в схватке сильно пострадали и нуждались в помощи врача. Пленного летчика школьники привели в деревню. В это время там находилась машина с военными, которыми командовал полковник. Он поблагодарил ребят и отправил пленного в штаб. А еще он отвез в госпиталь всех пострадавших ребят. Они вскоре вылечились и вернулись в школу. А через месяц ребята получили письмо с благодарностью от командования за пленение вражеского летчика.
Главная мысль рассказа Зощенко «Храбрые дети» заключается в том, что храбрость и смекалка присущи не только взрослым, но и детям. Школьники, решившие пленить врага, сумели спланировать свои действия и выполнить задуманное.
В рассказе мне понравились главные герои, школьники, которые не побоялись вступить в схватку с вооруженным врагом.
Л.Кассиль «У классной доски»
Во время Великой Отечественной войны Л.Кассиль отправился на фронт военным корреспондентом. События этих времен побудили его написать о героизме людей, смелости и отваге которых не стоит забывать.
Лев Кассиль написал много рассказов о Великой Отечественной войне. Рассказ «У классной доски» был написан в первые годы войны и часто передавался по радио. Впервые был опубликован в сборнике Л. Кассиля «Друзья-товарищи» в 1942 году. Речь в нем идет о событии войны, происшедшем в классе, в котором учительствует Ксения Андреевна, вырастившая многих хороших людей.
«Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые…»,- пишет автор.
Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. Как только послышалась трескотня моторов, учительница строго оглядела небо и привычным голосом сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе.»
Местечко, где находится школа, занято немцами. Три немецких мотоциклиста подъехали к школе и двое из них вместе с начальником пришли в класс Ксении Андреевны. Начался допрос: где скрываются партизаны.
«Ксения Андреевна сделала шаг вперед, подошла к партам, оперлась обеими руками на переднюю и сказала:
– Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где находятся наши партизаны. Я не знаю, где они находятся. Я там никогда не была. И вы тоже не знаете. Правда?»
Дети знали местонахождение партизан, но молчали до тех пор, пока начальник не наставил на учительницу пистолет и на счет «три» должен был произвести выстрел.
Тогда один из школьников – Костя Рожков, – чтобы спасти Ксению Андреевну, вызвался показать по карте, где скрываются партизаны.
Но подойдя к классной доске, где висела карта, он ударил по ней со всей силой так, что доска повернулась вокруг оси и с размаху ударила фашиста по лицу, а сам Рожков мгновенно выпрыгнул в открытое окно, находящееся за классной доской.
Выстрелы немцев не догнали мальчика, а немцев захватили наши партизаны, которым Костя успел сообщить о налете фашистов. Учительница и напуганные дети были спасены. А Костя Рожков проявил находчивость и подлинный героизм.
Главным моментом этого рассказа является то внутреннее напряжение, в каком находились дети и учительница, поставленные в ситуацию нравственного выбора. Фашисты рассчитывали запугать детей с помощью оружия и насилия, чтобы выведать нужную им информацию о партизанах, и никак не ожидали, что Костя Рожков окажется таким сообразительным и храбрым. Мальчик, рискуя своей жизнью, спас любимую учительницу и ребят. Это был геройский поступок. И таких во время Великой Отечественной войны было много.
Один немецкий солдат сказал: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои».
Глава 2. Изучение уровня осведомленности одноклассников о подвигах юных героев войны.
2.1. Результаты анкетирования.
Я решила узнать, что знают мои одноклассники о своих ровесниках, которые воевали наравне со взрослыми, что вообще знают о войне, о детях, которые были непосредственными участниками или свидетелями тех страшных дней. Решила выяснить, читают ли мои ровесники литературу о войне. Интересует ли их эта тема. С этой целью в классе я провела анкетирование. Ребятам были заданы следующие вопросы:
1. Читаешь ли ты книги о Великой Отечественной войне?
1. Назови книгу о войне, которая произвела на тебя особенно сильное впечатление.
2. Знаешь ли ты героев войны, твоих сверстников?
3. Назови авторов художественных произведений, которые писали о войне.
Проведя анкетирование, я выяснила, что мои одноклассники знают военную литературу недостаточно хорошо. И тогда я решила устранить эти пробелы в их знаниях и порекомендовать ребятам прочитать книги о маленьких подвигах юных героев. На часе общения провести читательскую конференцию с целью привлечения внимания к книге, формирования коллективного читательского мнения, воспитания у ребят патриотических качеств, чувства сострадания и уважения к людям, пережившим страшные годы войны.
Вывод
Проанализировав образы главных героев художественных произведений, я отметила, что маленькие дети во время войны рядом со взрослыми сражаясь с врагом, совершали героические поступки приближая победу. У них разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. А ведь в сущности это были дети. Я хочу, чтобы люди всегда помнили об этом, и ни одному ребёнку не пришлось бы больше пережить то, что пережили наши сверстники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"
Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"...
Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы
На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницой, ведущей к вершинам образованности. Поэтому, если книга займёт первостепенное место в образовательном ...
Внеклассное мероприятие посвященный к 70 летию великой победы над фашизмом по теме «Дети войны» Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечествен
Очень хороший материал для всех классов начального звена для поведения классных часов или внеклассного мероприятия о детях войны....
презентация на тему: "Дети Великой Отечественный войны"
Классный час на тему: "Дети Великой Отечественной войны"...
Классный час, посвященный 70-летию Великой Отечественной войне на тему: «Дети на войне», 1-2 класс
Рассказать детям 6-7 лет о войне иногда довольно сложно. Данная разработка представляет собой классный час о Великой Отечественной войне - своего рода "урок мужества". Классный час требует опред...
Сопереживание – великая тема искусства. Жизнь твоего ровесника, жившего в19 веке на примере произведений худ. литературы и живописи.
Урок литературного чтения в 4 классе по программе Занкова. Произвеление Л.В. Андреева "Петька на даче"...
Дополнительный материал к классному часу о Великой Отечественной войне - "Пионеры- герои"
В данной статье собраны материалы о пионерах - героях....