Сопереживание – великая тема искусства. Жизнь твоего ровесника, жившего в19 веке на примере произведений худ. литературы и живописи.
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе по программе Занкова. Произвеление Л.В. Андреева "Петька на даче"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 44.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопереживание – великая тема искусства
Жизнь твоего ровесника, жившего в19 веке на примере произведений худ. литературы и живописи.
Цели:
- Осознанно воспринимать содержание текста Л.Н. Андреева «Петька на даче» и оценивать его характер.
- Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного.
- Воспитывать интерес к живописи и чтению художественной литературы.
Задачи:
- приобщиться к высокому нравственному и духовному миру литературы и живописи;
- анализировать подробности картин и средства передачи смысла;
- пробудить в детях нравственные качества, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче»
- Вступительное слово учителя:
- Милосердие, сопереживание – самые благородные чувства человека. «Сотвори добро» - гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступить с другим человеком так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить старинное правило! А порой и невозможно, если человек глух, чёрств к сопереживанию. Молчит душа его. Возможно, одним из средств, помогающим воспитать в человеке эти качества и является искусство?
- Формулируется в процессе диалога тема«Сопереживание – великая тема искусства»
- - Ребята, что значит «сопереживать»?
- (Сочувствие другому, переживание вместе с ним его душевного состояния)
- А как вы думаете, это качество заложено в каждом человеке с рождения?
- - Значит, ребята, нужно учиться чувствовать.
- Учиться чувствовать…Что значит, учиться чувствовать? Необычная задача? Понимать душевное состояние другого человека, умение поставить себя на место другого человека; понять интересы другого человека как свои собственные. Сложно?
- Постановка цели урока.
- Как выдумаете, а какая цель у нашего урока? Для постановки цели надо спросить себя, что мы все вместе сегодня узнаем? Чему все вместе научимся? Что каждый из нас сумеет сегодня сделать?
- Сегодня будем учиться понимать чувства другого и чувствовать сами, а поможет нам в этом рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче».Вы попробуете себя в роли писателей и художников, создадите творческие работы, которые,…я думаю, поразят своим содержанием.
-Что ещё необходимо нам, чтобы понять тему.(быть внимательными, наблюдательным, находить какие средства использует автор произведения)
- - Во время чтения рассказа вы испытывали разные чувства: вы радовались, жалели, переживали, и это, прежде всего, говорит о вас как о людях нравственных.
- - Так что же такое «нравственность»?
(Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали – все это можно отнести к нравственным качествам личности.)
- - Посмотрите. Какие качества включает в себя понятие «нравственность! Все ли качества мы можем отнести к себе? Я не прошу ответа на этот вопрос сейчас, но в душе вы сами себя. Конечно, спросите.
- - Итак. Мы продолжаем с вами тему сопереживание в искусстве. Главному герою рассказа «Петька на даче» мы сочувствовали. Сопереживали. Этому нас учил мастер слова, писатель Л.Н. Андреев.
Чтение детьми наизусть портрета ПЕТЬКИ.
Что удалось ребятам выразить в своём чтении?(сочувствие, сострадание, печаль)
- - При помощи каких художественных средств писателю удаётся создать портрет Петьки, его ничтожное существование отчего мы, читатели, сопереживали его горю?
- Работа с текстом. Чтение эпизода описание города.
Выбор художественно – выразительных средств, деталь, слово
- Запись в тетрадь: пять–шесть эпитетов, характеризующих город: безжалостный, беспорядочный, тревожный, грязный, равнодушный, скучный, жёлтый, порыжевший, неприятный, чёрный, серый, дешёвый, подозрительный.
Иной,другой мир.Чтение отрывка жизни на даче.
- Запись в тетради эпитетов, характеризующих дачную жизнь: светлый, весёлый, живой, ласковый, удивительно ясный, беленький, радостный, серебристый, серенький, яркий, тёмно-синий, зеркальный, седой от росы.
Вывод:Одним из важных образных средств в рассказе о Петьке является приём контраста, противопоставления. Он пробуждает в читателе желание рассуждать, сопереживать, лучше понимать и чувствовать происходящее.
Работа над картиной:
- Но не только произведения литературы способны вызвать чувство сопереживания, но и произведения живописи.
Описание картины В.Маковского «Свидание»
- Обратите внимание на картину, попробуйте понять её содержание.
-О каком свидании идёт речь?
-Почему герои не смотрят друг другу в глаза?
-Какие чувства испытывает мать? Почему вы так решили?
- Какие краски использовал художник? Как вам кажется, почему?
Участие в диалоге при обсуждении картины.
Проверка домашнего задания. Были предложены разного вида творческие задания, в которых дети выражали своё сострадание к ровесникам, жившим в 19 веке.
Задания.Рисование портрета героя, продолжение рассказа, написания письма, анализ картины В.Г.Перова «Тройка».Дети объединяются в группы по выбору задания и представляют классу свои работы.
ВЫВОДЫ по уроку
О чём авторы произведений просят нас задуматься? (О том, как люди должны относиться друг к другу; что надо быть добрее, уметь сострадать).
– Так, повествуя о трудном детстве своего героя , автор предлагает нам , читателям, задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм, безразличие.
Скажите, ребята, а в нашем современном обществе встречаются такие проблемы ?
Рефлексия.
Дети в группах пишут на «Цветике-семицветике» нравственные качества, необходимые современному обществу.
Итог
Ребята, хочу вам предложить для чтения книги, которые раскрывают тему трудного детства: Д. Григорович «Гуттаперчивый мальчик», Куприн «Белый пудель» «Дети подземелья» Короленко).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 4 класса по изобразительному искусству ФГОС по теме "Сопереживание- великая тема искусства"
Конспект урока для 4 класса по изобразительному искусству ФГОС по теме "Сопереживание- великая тема искусства"...
Конспект урока по ИЗО. Тема: "Сопереживание- великая тема искусства" (4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОИСКУССТВАТема «Сопереживание- великая тема искусства»Цели деятельности учителя: формирование умения воспринимать произведения искусства, в которых отражены драматические ...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Сопереживание великая тема искусства», 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей;знакомство с картинами художников, писавших про сопереживание;формирование умений анализировать ...
Конспект урока по изобразительному искусству по теме «Сопереживание- великая тема искусства». (УМК Школа России"), 4 класс.
Цели деятельности учителя: формирование умения воспринимать произведения искусства, в которых отражены драматические картины жизни, воспитание отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужи...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Сопереживание - великая тема искусства", 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование умения воспринимать произведения искусства, в которых отражены драматические картины жизни, воспитание отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужи...
Конспект урока Изобразительного искусства "Сопереживание - великая тема искусства", 4 класс
Цель урока: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей; знакомство с картинами художников, писавших про несчастье, несправедливость нашего мира людейЗадачи урока...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Сопереживание - великая тема искусства" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся умения воспринимать произведения искусства, в которых отражены драматические картины жизни, воспитание отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужим...