Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс 21 век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 343.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с ФОГС начального общего образования на основе авторской программы «Литературное чтение » Ефросининой Л.А. – М., Издательский центр» Вентана-Граф», 2011, (СУ «Начальная школа ХХI века»).
Основная цель урока литературного чтения в начальных классах – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета литературного чтения во 4 классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю)
Изменения.
В связи с досрочным окончанием 2019-2020 уч.года не изученные произведения в 3 классе переносятся в 4 класс 2020-2021 уч.г.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения,чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка- и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, самовоспитание.
Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика:
- на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов о героях литературных произведений;
- на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
- на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;
- на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, коллективное творчество (аппликация, лепка по изученным произведениям или разделам);
- на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученика и художника.
Формы организации учебного процесса.
Индивидуальные, групповые, работа в парах.
Планируемые результаты освоения программы
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоение курса, заложенных в ФГОС НОО
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится:
1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных статей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) формирования готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрении и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержание конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится формирование:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимания роли чтения, использования разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:
- проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
- воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
- понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
- понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
- осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
- проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
- работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;
- пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
- пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
- читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
- пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
- различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
- ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно- следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
- работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по текс ту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
- понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение о них соотносить поступки с нравственными нормами;
- передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;
- различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
- составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
- пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке
Ученик получит возможность научиться:
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
- сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;
- работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
- сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
- использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
- практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
- подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
- находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
- различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
- создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
- выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
- писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
- пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
- пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
- писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию в тексте произведения;
- прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
- работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
- использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.
Ученик получит возможность научиться:
- находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
- находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
- собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.
Содержание учебного предмета.
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 7 ч.
Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»
Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.
Басни. Русские баснописцы – 6 ч.
И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмитриев. «Муха».
В.А. Жуковский – 5 ч.
Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».
А.С. Пушкин – 5 ч.
«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний».
М.Ю. Лермонтов – 4 ч.
«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс».
В результате изучения раздела учащийся должен
П.П. Ершов – 5 ч.
«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении).
В.М. Гаршин – 5 ч.
«Лягушка-путешественница».
Н.Г. Гарин-Михайловский – 5 ч.
«Детство Темы» (отдельные главы).
Произведения зарубежных писателей – 16 ч.
М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении); Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года».
Мифы народов мира – 4 ч.
Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».
Книги Древней Руси – 3 ч.
«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».
Л.Н. Толстой – 9 ч.
«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».
А.И. Куприн – 4 ч.
«Скворцы».
А.А. Блок – 3 ч.
«Россия», «Рождество».
К.Д. Бальмонт – 6 ч.
«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».
И.А. Бунин – 5 ч.
«Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия...», «Листопад» (отрывок).
С.Я. Маршак – 10 ч.
«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».
Н.А. Заболоцкий – 3 ч.
«Детство», «Лебедь в зоопарке».
Произведения о детях войны – 4 ч.
В.П. Катаев«Сын полка», К.М. Симонов «Сын артиллериста».
Н.М.Рубцов – 3 ч.
«Берёзы», «Тихая моя родина».
С.В. Михалков – 6 ч.
«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».
Юмористические произведения – 4 ч.
Н.Н. Носов. «Федина задача»; И.Л. Гамазкова. «Страдания».
Очерки – 4 ч.
А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.С. Шер. «Картины-сказки».
Путешествия. Приключения. Фантастика – 6 ч.
Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг»
Календарно-тематическое планирование.
№ | Темы урока | Сроки | Характеристика деятельности учащихся | ||
план | факт | ||||
1 | Повторение.С.Я.Маршак Урок родного языка», «Ландыш», «Кошкин дом».. | ||||
2 | Произведения Л.Пантелеева. «Честное слово», «Камилл и учитель». | ||||
3 | А.Гайдар. Рассказ «Горячий камень». Стих.С.В.Михалкова «Аркадий Гайдар». | ||||
4 | М.Пришвин Очерк «Моя Родина», рассказ «Выскочка», рассказ описание «Жаркий час» | ||||
5 | Дж.Лондон «Волк» | ||||
6 | Э.Сетон-Томпсон «Чинк» | ||||
7 | Повторение. Фольклор. | Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность | |||
8 | Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк | Знать основное содержание былины, тему произведения Уметь анализировать содержание, составлять план; рассказывать по плану, подробно пересказывать отдельные эпизоды | |||
9 | Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк | ||||
10 | Былина "Волх Всеславович". | Знать основное содержание былины, тему произведения Уметь анализировать содержание, составлять план; рассказывать по плану, подробно пересказывать отдельные эпизоды | |||
11 | Доп. чтение Былина «Вольга Святославович» | Знать героев басен, их характеры и поступки Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни | |||
12 | «Легенда о граде Китеже» | Знать понятие легенда понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы; находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев | |||
13 | Народные легенды. «Легенда о покорении Сибири Ермаком». | ||||
14 | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». | Знать основное содержание текста, тему произведения Уметь выделять основную мысль произведения, находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев. | |||
15 | Доп. чтение Песня – слава «Русская Земля»; героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» | Знать виды народных песен Уметь выделять исторические факты, выразительно читать народные песни | |||
16 | Обобщение по разделу «Произведения фольклора» Проверка техники чтения | Знать жанры фольклора Уметь самостоятельно выполнять задания в учебнике и тетради | |||
17 | И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». | Знать басня, мораль, вступление, рассказ, герой персонаж, его характер, поступки Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | |||
18 | И. И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи» | ||||
19 | И.И. Хемницер «Друзья». Доп. чт. И. А. Крылов «Крестьянин в беде» | Знать героев и их поступки Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно | |||
20 | А.Е.Измайлов «Кукушка» Доп.чт. А.Е.Измайлов «Лестница» | Знать героев басен, их характеры и поступки Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни | |||
21 | И.А.Крылов «Мартышка и очки» Доп. чт. И. Крылов «Осел и соловей», С. Михалков «Слово о Крылове» | Знать понятия: олицетворение, сравнение Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям; умение пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) | |||
22 | И.А.Крылов «Квартет» Доп. чт. И. Крылов «Осел и соловей» | ||||
23 | И. Дмитриев «Муха» Доп. чт. И. Дмитриев «Петух, кот и мышонок» | Знать героев басен, их характеры и поступки Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни | |||
24 | Обобщение по разделу "Басни. Русские баснописцы". | Знать героев басен, части басен, особенности языка Уметь понимать основное содержание басен, характеризовать героев, выражать свое отношение к их поступкам и характерам | |||
25 | В.А.Жуковский «Песня» Доп.чтение В. А. Жуковский «Загадки» | Знать понятия: эпитеты, сравнения, рифма, логическое ударение Уметь находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; понимать содержание стихотворения; самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения | |||
26 | В.А.Жуковский «Ночь» Доп.чтение В. А. Жуковский «Вечер» | ||||
27 | Волшебные сказки. В. А. Жуковский «Спящая царевна» | Знать виды сказок: о животных, бытовые, волшебные Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных, находить эпитеты и сравнения | |||
28 | Волшебные сказки. В. А. Жуковский «Спящая царевна» | ||||
29 | Доп. чт. В.А.Жуковский «Сказка о Царе Беерендее, о сыне его Иване-царевиче…» | ||||
30 | Обобщение по разделу «Произведения В.А.Жуковского» Проверка техники чтения | Знать сюжеты сказок, формы произведений Уметь характеризовать героев положительных и отрицательных, умение пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) | |||
31 | А.С.Пушкин «Осень» | Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать, определять точку зрения автора и выражать свое отношение к произведению, героям | |||
32 | А.С.Пушкин «И.И. Пущину». И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). | Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма Уметь определять интонационный рисунок; сравнивать эмоциональное настроение; выразительно читать наизусть сюжет, герои, поступки наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль, читать наизусть | |||
33 | А.С.Пушкин «Зимняя дорога» | ||||
34 | Доп. чт. А. Пушкин «Сказка о золотом петушке» | Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль Знать способы решения конкретных учебных задач. Планировать действия по их решению. | |||
35 | Дополнительное чтение «Песнь о вещем Олеге» | ||||
36 | «Проверьте себя». Тематический тест №1 | Знать пройденный материал. Уметь работать самостоятельно Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать. | |||
37 | Стихи М.Ю. Лермонтов "Москва, Москва! Люблю тебя как сын…" Анализ теста. | Знать изученные произведения М. Ю.Лермонтова Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) | |||
38 | Стихи М.Ю. Лермонтов "Парус" | ||||
39 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…» | Знать признаки выразительного чтения Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений | |||
40 | М.Ю. Лермонтов «Утес…» | ||||
41 | Книги М. Ю. Лермонтова Доп.чтение. М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная» | Знать жанры произведений Уметь работать с книгами- справочниками, выразительно читать произведения | |||
42 | Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». | Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки | |||
43 | П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». | ||||
44 | П.П. Ершов стихотворение «Кто он?» | Знать понятия: ритм, тон, темп чтения стихотворения. Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать | |||
45 | Обобщение по разделу «Русские поэты» Творческая работа «Иллюстрирование стихотворения» | ||||
46 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | Знать отличия авторской (литературной) сказки от народной Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану | |||
47 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | ||||
48 | Доп. чт. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Стихотворение «Пленница» | Знать сюжеты, поступки героев, главную мысль Уметь составлять плана сказки; рассказывать по плану | |||
49 | Обобщение по разделу «Произведения В.М.Гаршина» | Знать сюжеты, поступки героев, главную мысль Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану, рассказывать отдельные эпизоды | |||
50 | Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» главы из повести «Детство Темы» | Знать героев, персонажей, их характеры, поступки Уметь характеризовать главных героев (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод | |||
51 | Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» | ||||
52 | Доп. чтение К. М. Станюкович «Максимка». | Знать героев, персонажей, их характеры, поступки; произведения русских писателей о детях Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста; выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам | |||
53 | |||||
54 | Проверь себя. Доп. чтение: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Вертел» | Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста. | |||
55 | В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) | Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы | |||
56 | |||||
57 | Марк Твен "Приключения Тома Сойера" (отдельные главы) | Знать структурные единицы произведения. Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) | |||
58 | |||||
59 | Слушание и работа с книгами. Произведения М. Твена и В.Гюго о детях | Знать зарубежных писателей. Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях | |||
60 | Х.К.Андерсен «Дикие лебеди». | Знать о новом жанре произведения Уметь пользоваться структурными единицами текста (глава, абзац, смысловая часть, эпизод); уметь называть произведения Г.Х. Андерсена | |||
61 | |||||
62 | Х.К.Андерсен «Дикие лебеди». Доп. чтение Х.-К. Андерсен «Самое невероятное» | ||||
63 | Х.К.Андерсен "Дети года | Знать структурные единицы произведения; некоторые произведения зарубежных авторов Уметь понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувств автора) | |||
64 | Доп. чтение Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник». | Знать жанр произведения - очерк Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу, анализировать произведение | |||
65 | Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей» Творческая работа «Книгочей класса» | Знать понятия: строфа (двустишие) рифма, тон, темп чтения Уметь определять жанр произведения и называть произведения разных жанров | |||
66 | Тематический тест №2 | Знать пройденный материал. Уметь работать самостоятельно Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать | |||
67 | Книга книг-библия. Анализ теста. | Уметь понимать основное содержание текста Знать главную книгу христиан, главные заповеди. | |||
68 | «Деятельность Ярослава. Похвала книгам» | Знать авторов первых древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир) Уметь понимать основное содержание текста, определять главную мысль | |||
69 | Первая славянская азбука. Творческая работа «Наставление для себя» | Уметь пользоваться словарями. Знать жанры древнерусской литературы | |||
70 | Первая печатная книга на Руси. | Знать историю развития книгопечатания. Уметь работать с различными книгами. | |||
71 | Защита проекта «Книга - наш лучший друг» | Уметь работать с сюжетом и планом Знать жанры , профессии людей, которые трудятся над созданием книги | |||
72 | Повторение произведений Л. Н. Толстого. | Знать героев произведения, сюжет, кульминация произведения Уметь понимать главную мысль – идею, пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) | |||
73 | Л.Н.Толстой "Акула". | Знать понятие: кульминация произведения Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | |||
74 | Л.Н.Толстой «Два брата». | Знать литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод Уметь понимать главные мысли – идеи | |||
75 | Л.Н.Толстой «Мужик и Водяной». | Знать произведения Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев, выразительно читать | |||
76 | Л.Н.Толстой «Черепаха». | Знать произведения Л. Н. Толстого разных жанров Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев, выразительно читать | |||
77 | Л.Н.Толстой «Русак». | Знать типы текстов Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; – работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания); – понимать содержания литературного произведения | |||
78 | Л.Н.Толстой Былина «Святогор-богатырь» | Знать типы текстов Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы ибылины; понимать содержания литературного произведения | |||
79 | Обобщение по разделу «Произведения Л.Н.Толстого» | Знать литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод Уметь понимать главные мысли – идеи, различать произведенияпо жанрам | |||
80 | Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия» | Знать признаки выразительного чтения Уметь определять тему, определять тон, темп, ритм; выразительно читать стихотворение | |||
81 | А. А. Блок «Рождество» | Знать что значит «читать выразительно» Уметь определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа | |||
82 | Доп. чтение Стихи русских поэтов. А.А. Блок «На поле Куликовом» | ||||
83 | Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме» | Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть | |||
84 | Стихи о природе. К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Камыши» | Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения | |||
85 | К.Д. Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи». | Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора | |||
86 | Стихи русских поэтов. Доп. чтение К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка». | Знать произведения русских поэтов, художественные образы, созданные поэтом Уметь понимать основное содержание текста, выразительно читать стихотворения | |||
87 | А.И. Куприн «Скворцы». | Знать произведения А. И. Куприна разных жанров Уметь объяснять заголовок, выполнение заданий в тетради | |||
88 | |||||
89 | Сказки и легенды русских писателей. Доп. чтение А. Куприн «Четверо нищих» | Знать особенности языка легенды Уметь выделять факты, случаи и обычаи, описанные в легенде, понимать основное содержание текста, сравнивать легенды | |||
90 | И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», | Знать выразительные средства языка поэта Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм | |||
91 | И.А.Бунин «Детство», «Шире грудь, распахнись для принятия…» | ||||
92 | И.А.Бунин «Листопад» | Знать понятия: эпитет, сравнение, олицетворение, рифма Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения | |||
93 | Тест «Произведения о животных» | Знать авторов и героев его произведений Уметь работать самостоятельно | |||
94 | Обобщение по разделу «Стихи И.А. Бунина Анализ теста | Знать выразительные средства языка поэта Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль | |||
94 | Повторение изученных произведений С.Я.Маршака« С.Я. Маршак "Словарь" | Знать жанры произведений С. Я. Маршака. Уметь работать со стихотворением, понимать чувства поэта и выражать свои, определять виды загадок С.Я Маршака | |||
95 | Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | Знать понятия: заголовок, подзаголовок, диалог Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины. | |||
96 | |||||
97 | |||||
98 | Доп. чтение Пьеса С.Я. Маршака «Сказка про козла» | Знать понятия: заголовок, подзаголовок, диалог Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины | |||
99 | С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце…» (перевод С.Я. Маршака). | Знать жанры произведений С. Я. Маршака. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради | |||
100 | «С.Я. Маршак- сказочник, поэт, драматург». Творческая работа «Иллюстрациик любимым произведениям С. Маршака» | Знать книги автора и его героев Уметь работать самостоятельно | |||
101 | Н.А.Заболоцкий «Детство» | Знать тему, главную мысль, понятия: сравнение, рифма Уметь определять темы и главные мысли стихотворений Н. А.Заболоцкого, выразительно читать стихи | |||
102 | Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
| Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение» Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения | |||
103 | Библиотечный урок «Стихи русских поэтов» | Знать книги автора и его героев Уметь работать самостоятельно | |||
104 | Доп.чтение В. П. Катаев «Сын полка» | Знать героя повести - Ваню Солнцева Уметь объяснять позицию автора и выражать свою точку зрения | |||
105 | Детские журналы и книги. К.М. Симонов «Сын артиллериста» | Знать жанр, тему произведения, главную мысль Уметь слушать, рассказывать о любимом литературном герое - ребёнке | |||
106 | Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов «Березы». | Знать главную мысль, понятия: эпитет, сравнение Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора | |||
107 | Стихи о родине. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» | Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение». Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения, | |||
1109 | Обобщение по разделу "Стихи Н.М. Рубцова ". | Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение». Уметь определять главную мысль стихотворения, выразительно читать | |||
110 | Произведения С.В. Михалкова «Школа» | Знать произведения С.В. Михалкова Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свое отношение к героям произведений | |||
111 | С.В. Михалков «Хижина дяди Тома» | ||||
112 | С.В. Михалков «Зеркало» Доп. чт. С. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда» | Знать понятия: басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение Уметь читать басни, находить и комментировать части текста | |||
113 | Доп. чтение. С.В. Михалков «Как старик корову продавал». | Знать тему и жанр произведений Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения; пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация). | |||
114 | Юмористические рассказы о детях и для детей. Н.Н.Носов "Федина задача". | Знать понятия: юмор, ирония, юмористический рассказ, автор - рассказчик, автор – герой. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора, выразительно читать диалог | |||
115 | Юмористические стихи. И.Л. Гамазкова «Страдания». | Знать понятия: юмор, ирония, юмористический рассказ, автор - рассказчик, автор – герой. Уметь выразительно читать стихотворение, выделять особенности юмористических рассказов (иронический тон, юмористические слова и выражения) | |||
116 | Доп. чтение В. Драгунский «Тайное становится явным» | ||||
117 | Очерки о Родине. И.С.Соколов-Микитов «Родина» | Знать тему произведения и авторскую позицию Уметь определять тему произведения и авторскую позицию | |||
118 | Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина» | Знать основное содержание текста Уметь понимать основное содержание текста, пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) | |||
119 | Очерки о людях. Н.Шер "Картины-сказки" | ||||
120 | Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские журналы и газеты. | Знать основное содержание текста Уметь понимать основное содержание текста | |||
121 | Творческая работа «Мой любимый писатель» | Знать книги автора и его героев Уметь понимать основное содержание текста | |||
122 | Обобщение по разделу «Очерки». Проверочная работа Доп. чтение М. Горький «О книгах», Ю. Яковлев «Право на жизнь» | Знать писателей , которые писали о детях. Уметь работать самостоятельно | |||
123 | Н.П.Вагнер «Фея Фантаста» | Знать тему произведения, основную мысль, понятия: эпитеты, сравнения Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, находить эпитеты, сравнения | |||
124 | Н.П.Вагнер «Береза». | ||||
125 | Доп. чтение Н. П. Вагнер «Сказка», | Знать основное содержание текста понимать основное содержание текста, работать с книгами для дополнительного чтения | |||
126 | Доп. чтение Н. П. Вагнер «Руф и Руфина» | ||||
127 | Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы) | Знать книгу автора и его героя Уметь выявлять авторское и свое отношение к событиям, героям, фактам, пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы) | |||
128 | |||||
129 | |||||
130 | |||||
131 | Обобщение по разделу «Путешествия, приключения, фантастика» | Знать книги и произведения писателей из круга чтения Уметь работать самостоятельно, в паре, в группе | |||
132 | Тематический тест «Путешествия, приключения, фантастика» | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
133 | Библиотечный урок «Книги о путешествиях и приключениях» Анализ теста. | Знать книги и произведения писателей из круга чтения Уметь работать самостоятельно, в паре, в группе | |||
134 | Проверка техники чтения. | Уметь читать бегло, в соответствии с нормами. | |||
135 | Итоговая контрольная работа | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
136 | Урок-отчет. Что читать летом. | Знать жанры фольклора Уметь самостоятельно выполнять задания в тетради |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-56940-1476812511.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-56940-1476812511.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-658555-1440706867.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-274284-1580540755.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/10/picture-265593-1707590757.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...