План конспект урока
план-конспект урока по чтению (3 класс)
План конспект урока по литературному чтению для 3 класса УМК "Гармония".Тема:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 6
С. МАРШАК. «СТАРУХА, ДВЕРЬ ЗАКРОЙ!»
Цели: развивать речь, внимание учащихся, умение подробно передавать содержание прочитанного; работать над правильным, выразительным чтением произведений; способствовать формированию нравственных качеств.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Внимательный читатель».
Учитель читает начало предложения из сказки «Кому горшок мыть», а учащиеся находят это предложение в тексте и дочитывают его до конца.
2. Пересказ учащимися сказки «Кому горшок мыть».
3–4 ученика пересказывают, а остальные привлекаются к анализу.
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием еще одной народной сказки в обработке С. Я. Маршака, которая называется «Старуха, дверь закрой!». Как вы думаете, о чем может идти речь в сказке с таким названием?
2. Чтение сказки учителем.
– На какую русскую народную сказку похоже это произведение С. Я. Маршака? В чем сходство этих двух сказок?
3. Чтение сказки учащимися по абзацам.
4. Конкурс «Ты мне – я тебе!».
– Какие вопросы по содержанию этой сказки вы могли бы задать друг другу. Чей вопрос и ответ были лучшими?
5. Подготовка к выразительному чтению сказки (или чтению по ролям).
– Что значит прочитать сказку выразительно? Как нужно читать: грустно, весело, радостно?
– Каким голосом и с какой интонацией будете читать слова старика? старухи?
6. Выразительное чтение сказки учащимися.
7. Игра «Я – художник!».
– Представьте, что вы – художник учебника «Литературное чтение». Вам необходимо оформить страницы именно там, где помещены тексты русской народной сказки и сказки С. Я. Маршака. Подумайте, что бы вы нарисовали.
Учащиеся выполняют рисунки на альбомных листах каждый индивидуально или можно в парах. По окончании работы проводится выставка работ учеников.
IV. Подведение итогов урока.
– В чем главная мысль сказки С. Я. Маршака? Что он высмеивает в своем произведении?
– С какой целью, по-вашему, эти две сказки были помещены авторами учебника в раздел «Труд человека кормит, а лень портит»?
– Какой выход из сложившейся ситуации могли бы найти герои этих произведений.
Домашнее задание: выучить наизусть любые три столбца сказки «Старуха, дверь закрой!». (Учитель может разделить детей на группы по 4 человека и каждому из этой группы предложить выучить по 3 столбика.
Урок 7
Е. ШВАРЦ. «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
Цели: развивать память, речь учащихся, умение работать с текстом; начать знакомство с содержанием сказки Е. Шварца; совершенствовать навык чтения; расширять кругозор учащихся.
Оборудование: портрет Е. А. Шварца.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
2–3 группы учащихся читают наизусть сказку С. Я. Маршака (каждый ученик по 3 столбика). Остальные учащиеся привлекаются к анализу.
III. Работа по теме урока.
1. Введение в тему.
– Сегодня на уроке мы с вами начинаем читать сказку Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».
На доске портрет Е. А. Шварца (1896–1958).
– Е. А. Шварц более всего известен как драматург-сказочник, продолжатель андерсеновских и народных традиций в нашей литературе.
Справка для учителя: Евгений Львович Шварц (1896–1958).
Родился будущий писатель в семье медиков, художественно одаренных людей. Отец и мать любили театр и участвовали в любительских спектаклях. Отец играл на скрипке, хорошо пел, декламировал. В годы детства Шварца его семья часто переезжала. Эти поездки были праздником для будущего писателя: шум поезда, привычный ему с детства, волновал и радовал его всю жизнь. В годы отрочества писателя семья переехала в Майкоп, небольшой южный город, который Шварц позже назвал «родиной своей души». Здесь он учился читать и писать.
Первой книгой в жизни малолетнего Шварца были сказки в издании Ступина. «Сильное впечатление, – вспоминает Шварц, – произвели обручи, которыми сковал свою грудь верный слуга принца, боясь, что иначе сердце его разорвется с горя».
Навсегда ему запомнилось слово «приплынь» из сказки об Ивасеньке. Эту сказку он заставлял взрослых рассказывать и читать по несколько раз. Внимание к образному языку, чуткость к его звучанию и многозначности у него сохранились на всю жизнь.
Как читатель, он замечал это у других писателей. И сам он позже в собственном творчестве стремился к глубине и выразительности художественного слова.
В детские годы его пугали истории с плохим концом. «Помню, как я решительно отказался дослушать сказку о Дюймовочке. Печальный тон, с которого начиналась сказка, внушил мне непобедимую уверенность, что Дюймовочка обречена на гибель». Возможно, этот страх перед плохим концом и определил его тяготение к жанру сказки, в которой, как известно, добро всегда побеждает зло.
Переехав в Петроград, Шварц работал в редакции детских журналов «Чиж» и «Еж».
Первая сказка Шварца для детей – «Рассказ старой балалайки» – была опубликована в детском журнале «Воробей» в 1924 году.
До 1941 года Шварцем было опубликовано более 30 произведений для детей.
Для героев всего сказочного творчества писателя характерна вера в силу и красоту вечных человеческих чувств – чувства долга, любви, верности, справедливости. Через все творчество проходит мысль о том, что и в самой волшебной сказке побеждает не чудо, а реальная жизнь и что нет силы более реальной, чем разум и сердце человека. Счастье в его сказках не дается даром, не прилетает на ковре-самолете – оно добывается трудом, мужеством, верностью и самоотвержением, выступает наградой за стойкость и благородство души.
2. Чтение сказки. (с. 26–29, заканчивая словами «…как настоящие старики»).
3. Работа по содержанию.
1) Какое настроение создалось у вас, ребята, после прочтения этой части сказки?
2) Кто является главным героем сказки? Какую характеристику вы могли бы ему дать?
3) Что случилось однажды с Петей Зубовым? Как вы думаете, почему волшебники решили заколдовать именно его?
4) Как повел себя Петя Зубов после превращения в старика?
5) Какое чувство вы испытываете по отношению к главному герою сказки?
6) Можете ли вы объяснить название этой сказки? Что из событий этой сказки могло бы произойти по-настоящему?
4. Выразительное чтение диалога Пети Зубова и тети Наташи (вопросы 3, 4 учебника, с. 39-40).
5. Творческое задание.
– А сейчас представьте себе, что вы – писатель. И не просто писатель, а сказочник. Вам необходимо продолжить «Сказку о потерянном времени», то есть пофантазировать и предложить свою версию завершения истории.
IV. Подведение итогов урока.
– С творчеством какого писателя познакомились сегодня на уроке? Что отличает сказки Е. А. Шварца от сказок других писателей? В чем особенность его сказок?
Домашнее задание: дочитать «Сказку о потерянном времени» до конца; придумать 2 вопроса по содержанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители
Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...